Дело № 2-765/2011 Решение Именем Российской Федерации 14 апреля 2011 года г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Донина Н.Н. при секретаре Давидович Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитету по земельным ресурсам и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным распоряжения Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» от *, Установил: Сиротина И.Г. и Складанова Е.С. обратились в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитету по земельным ресурсам и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным распоряжения комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от * *-р, которым им отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка по адресу: *, и понуждении комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить им в общую долевую собственность указанный участок. Как следует из содержания заявленных требований, по договору купли-продажи жилого дома от * истцы являются собственниками по 1/2 доле каждый жилого дома общей площадью 33,9 кв.м., расположенного по адресу: *. Постановлением администрации г. Саратова * от * земельный участок при домовладении общей площадью 1.057 кв.м. был предоставлен им в аренду на двадцать пять лет. В * году ими переоборудована основная пристройка литер А1 к жилому дому, за счет чего общая площадь дома изменилась и стала 46,9 кв.м. В мае * года по упрощенному порядку, введенному в действие Федеральным законом № 93-ФЗ от 2006 года, они зарегистрировали право общей долевой собственности по 1/2 доле на жилой дом литер АА1а4 общей площадью 46,9 кв.м. В * года на принадлежащем на праве аренды земельном участке за счет собственных сил и средств они построили новый кирпичный жилой дом общей площадью 112,6 кв.м. В июле * года по упрощенному порядку они ввели в эксплуатацию и зарегистрировали право общей долевой собственности по 1/2 доле на жилой дом литер Б общей площадью 112,6 кв.м. Таким образом, на принадлежащем истцам на праве аренды земельном участке расположены два жилых дома литер АА1а4 и литер Б, принадлежащие истцам на праве общей долевой собственности. В декабре * года они обратились в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении права собственности за плату спорного земельного участка общей площадью 1057 кв.м, на котором расположены принадлежащие им на праве общей долевой собственности жилые дома. Распоряжением *-р от * им отказано в предоставлении в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка, в том числе занимаемая жилым домом, расположена на территории общего пользования, не подлежащей приватизации. Считают данный отказ необоснованным, нарушающим их право на приватизацию земельного участка, на котором находятся принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимого имущества, в связи с чем они обратились в суд с указанным иском. О времени и месте рассмотрения дела истцы Сиротина И.Г. и Складанова Е.С. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие с участием представителя Тюрникова В.Г. В судебном заседании представитель истцов Тюрников В.Г. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме и признать незаконным распоряжение комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» *-р от * об отказе Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого домовладением по адресу: *, и обязать комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцам в общую долевую собственность за плату указанный земельный участок. Распоряжение считает незаконным в связи с тем, что оно противоречит нормам ст. 85 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 12 указанной статьи не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, уже занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. При издании распоряжения не принято во внимание, что на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, его границы согласно представленному плану МУП ГБТИ определены в * году, истцы являются собственниками расположенных на земельном участке объектов недвижимости на законных основаниях. Также следует учесть, что истцы обращались с заявлением о предоставлении им земельного участка в собственность за плату. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» Костоправова И.А. исковые требования Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В связи с тем, что ст. 4 Закона Саратовской области «О земле» от 21.05.2001 года №23-ЗСО Законом Саратовской области от 07.10.2009 года №144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле», вступившим в законную силу 23.10.2009 года, была отменена, уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории г.Саратова в настоящее время является администрация МО «Город Саратов». Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 года №47-562 «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» часть полномочий, в частности полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, была передана Комитету. Таким образом, обжалуемое распоряжение было издано в рамках предоставленных комитету полномочий. В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Действующими в настоящее время в г.Саратове нормативными актами, в частности Генеральным планом города, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года №25-240, и Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением саратовской городской думы от 29.04.2008 года №27-280, предусмотрено наличие зон «ОП» - территорий общего пользования Поскольку Генеральным планом г.Саратова предусмотрены различные сроки его реализации на перспективу, доводы истцов о том, что в настоящее время через их участок не проходит улица, не имеют правового значения. В соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Реализация истцами права на приватизацию затруднит либо сделает невозможной реализацию градостроительной документации, обязательной для исполнения органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, и гражданами. Представитель ответчика - комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С. исковые требования Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. также считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Высказала позицию и дала суду пояснения, аналогичные пояснениям представителя администрации муниципального образования «Город Саратов». Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст.29 Земельного кодекса РФ). В силу требований ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; Уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; Обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса (ч.2). В указанном пункте 2 настоящей статьи заявления должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч.3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнении в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч.4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч.5). В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО статья 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г.Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации МО «Город Саратов». В п.13.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 29.04. 2008 года № 27-280, установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам администрацией муниципального образования "Город Саратов" в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Саратовской области, Правилами и (или) муниципальным правовым актом, регулирующим данный вопрос. Как следует из выданного * МУП Городское Бюро Технической Инвентаризации технического паспорта жилого дома по адресу: *, годом постройки основного строения указан * год, план на дворовый участок и существующие на нем строения датирован * годом. Согласно договору купли-продажи жилого дома от * Сиротина И.Г. и Складанова Е.С. являются собственниками по 1/2 доли каждая в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу *, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права. При заключении договора купли-продажи земельный участок площадью 1.086 кв.м. для домовладения был предоставлен продавцу П. в аренду сроком на 15 лет на основании Постановления мэра г.Саратова от * * и договора аренды земельного участка от * * (л.д.8-10, 23-24, 28-29). Постановлением администрации г.Саратова * от * земельный участок, находящийся по адресу: *, занимаемые домовладением в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка общей площадью 1.057 кв.м., предоставлен истцам в аренду сроком на двадцать пять лет и с ними заключен договор * от * аренды указанного земельного участка (л.д.11-24). * Складанова Е.С. и Сиротина И.Г. обратились в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении за плату земельного участка площадью 1.057 кв.м., расположенного по адресу: *, кадастровый номер * с разрешенным видом использования - индивидуальный жилой дом, фактическое использование - индивидуальный жилой дом (л.д.32-33). Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» *-р от * Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. отказано в предоставлении в общую долевую собственность спорного земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка, в том числе занимаемая жилым домом, расположена на территории общего пользования, не подлежащей приватизации (л.д.34). Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего. В судебном заседании бесспорно установлено и не оспаривается сторонами то, что спорный земельный участок, на котором находится принадлежащее истцам домовладение по адресу: *, частично расположен в границах территории общего пользования, что подтверждается картой (планом) земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06.03.1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1). Суд учитывает, что приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. Что касается ссылки представителей ответчиков на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в обоснование отказа истцам в приватизации спорного земельного участка, то данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. Доказательств в подтверждение того, что на спорном земельном участке имеются какие-либо объекты общего пользования, представителями ответчиков суду не представлено. Также суд учитывает и то, что истцы обратились в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением не о приватизации, а о предоставлении за плату спорного земельного участка. Учитывая требования указанных выше норм права и изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что распоряжение комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» *-р от * об отказе в предоставлении Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. в общую долевую собственность спорного земельного участка принято без надлежащего установления фактических обстоятельств, поэтому не может быть признано законным. В то же время, суд не вправе рассмотреть по существу заявленное истцами требование о понуждении комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить им в общую долевую собственность спорный земельный участок, поскольку это является компетенцией органа местного самоуправления. В связи с этим в удовлетворении искового требования в данной части суд считает правильным отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным распоряжение комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» *-р от * об отказе Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого домовладением по адресу: *. В удовлетворении остальной части заявленных Сиротиной И.Г. и Складановой Е.С. исковых требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Н.Н.Донин Мотивированное решение изготовлено 20.04.2011 года. Судья Н.Н.Донин
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.