Решение Именем Российской Федерации 15.04.2011 г. г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Саяпиной Е.Г., при секретаре Шутовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайдука П.С. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении в аренду земельного участка, Установил: Гайдук П.С. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация МО «Город Саратов») о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.11.2010 г. №2818, и понуждении к предоставлению в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 54:48:020636:36, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1096 кв.м., для строительства здания административно-торгово-бытового назначения. Обосновывая исковые требования, истец указал, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. №Т-3516-р ему утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения здания административно-торгово-бытового назначения на вышеназванном земельном участке. В соответствии с положениями ст.ст. 31,32,29 ЗК РФ он направил в администрацию МО «Город Саратов» заявление о предоставлении земельного участка для строительства с приложением кадастрового паспорта земельного участка. Постановлением главы администрации МО «Город Саратов» от 19.11.2010 г. № 2818 истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилок застройки), для которой вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно-деловые здания является условным. Данный отказ истец считает незаконным,. к. отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об установленных в соответствии с требованиями законодательства территориальных зонах свидетельствует о невозможности применения Правил землепользования и застройки МО «Город Саратов», а также ставит под сомнение правильность определения администрацией территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Кроме того, считает, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 г №209-ФЗ «О геодезии и картографии» работу по созданию карты градостроительного зонирования можно отнести к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения. В связи с чем, осуществлять работы по отнесению земельных участков к той или иной территориальной зоне может только организация, имеющая соответствующую лицензию. Однако данная лицензия у администрации МО «Город Саратов» отсутствует. Истец полагает, что в соответствии с ч.2 ст.32 ЗК РФ единственным вариантом рассмотрения администрацией МО «Город Саратов» заявления о предоставлении земельного участка для строительства, при условии предоставления кадастрового паспорта земельного участка, могло явиться принятие решения о предоставлении земельного участка. Принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка либо основания для принятия подобного решения действующим законодательством не предусмотрено. Истец Гайдук П.С. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление. В судебном заседании представитель истца по доверенности Ульянов С.Н. поддержал исковые требования, дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что на правоотношения, возникшие между сторонами, подлежит применению законодательство, действующее на 04.09.2007 г., когда истцу был утвержден акт о выборе земельного участка. В связи с этим отказ ответчика со ссылкой на решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. №27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» считает необоснованным. Кроме того, указывает, что в постановлении об отказе в предоставлении участка указано на вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно-деловые здания, в то время как истец просил предоставление земельного участка для строительства здания административно-торгово-бытового назначения. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Тупиков В.С. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения на иск, из которых следует, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-491 представление сведений о разрешенном использовании земельных участков и о границах территориальных зон относится к компетенции органов местного самоуправления, а не к полномочиям органа, осуществляющего кадастровый учет, и осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными правовыми актами. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.08г. № 27-280 устанавливают основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов строительства для всех территориальных зон. Как следует из письма комитета по архитектуре и градостроительству испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2, для которой вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно деловые здания является условным. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Поскольку истцом не представлено доказательств прохождения данной процедуры, ему не может быть предоставлено какое-либо право на испрашиваемый участок. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что к правоотношениям, возникшим между сторонами, должно применяться действующее законодательство, в соответствии с чем, постановление об отказе истцу в предоставлении земельного участка является законным. Представитель 3-го лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Город Саратов», утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29.04.08г. № 27-280, ст.85 ЗК РФ требования заявителя удовлетворению не подлежат. Представитель третьего лица - Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Животиков А.О. исковые требования не признал, поддержал возражения ответчика. Считает, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства. Суд, выслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему. В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В соответствии с ч.1 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Из части ч.2, ч.4 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Согласно ч.6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Частью 3 статьи 36 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. В соответствии со ст.85 Градостроительного Кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.08г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (далее Правила). Правила опубликованы в газете «Саратовская панорама» от 17.05.2008 г. № 54(303). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. №Т-3516-р истцу утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, и предварительно согласовано место размещения здания административно-торгово-бытового назначения на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 1096 кв.м. 23.01.2008 г. на основании заявки Гайдука П.С. от 24.12.2007 г. №48/07-7552, описания земельного участка, выполненного ООО «Андана», и распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. №Т-3516-р, осуществлен кадастровый учет вышеназванного земельного участка, что подтверждается ответом Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 23.03.2011 г. №534 и объяснениями представителя истца. Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595 в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от 29.04.2008г. №27-280 внесены изменения, утверждены градостроительные регламенты территориальных зон. В соответствии с градостроительным регламентом спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки), для которой вид разрешенного использования земельных участков -отдельно стоящие административно-деловые здания является условным. Постановлением главы администрации МО «Город Саратов» от 19.11.2010 г. № 2818 истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона среднеэтажной многоквартирной жилок застройки), для которой вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно-деловые здания является условным. Нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Ж-2 подтверждается вышеназванными Правилами, фрагментом карты градостроительного зонирования города, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки от 29.04.2008г. с указанием границ рассматриваемого земельного участка, объяснениями представителя истца, третьего лица комитета по архитектуре и градостроительству. Доводы представителя истца об отсутствии в государственном кадастре земель сведений о территориальных зонах в г.Саратова, об отсутствии в Правилах сведений о координатах поворотных точек территориальной зоны, позволяющих однозначно определить границы территориальных зон, а также об отсутствии у ответчика и комитета по архитектуре и градостроительству полномочий по осуществлению работы, связанной с отнесением земельных участков к той или иной территориальной зоне, не опровергает вывод суд об установлении факта нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-2. Доказательств обратному истец (его представитель) суду не представил. К тому же о наличии у комитета по архитектуре МО «Город Саратов» полномочий по предоставлению сведений об отнесении земельных участков к той или иной зоне, свидетельствует Положение о комитете по архитектуре, утвержденное решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 г. №42-491, в соответствии с которым комитет использует в своей деятельности сведения единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; участвует в подготовке документов о территориальном планировании муниципального образования "Город Саратов": Генерального плана города Саратова, Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", участвует в подготовке местных нормативов градостроительного проектирования и в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности. Часть третья Правил содержит градостроительные регламенты. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. В пункте 41 Правил указано градостроительное зонирование территории муниципального образования "Город Саратов" (в ред. решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010г. № 50-595). В результате градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" выделены территориальные зоны (табл. 3.1). В Таблице 5.1 Правил представлены основные виды использования земельных участков (О) и условно разрешенные виды использования (У) для всех территориальных зон. Согласно пункту 8.32 таблицы 5.1 Правил для территориальной зоны Ж-2 разрешенный вид использования - отдельно стоящие административно-деловые здания является условно разрешенным. Статьей 39 Градостроительного Кодекса РФ установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется путем проведения по данному вопросу публичных слушаний. Вместе с тем процедура прохождения публичных слушаний по данному вопросу истцом соблюдена не была. При данных обстоятельствах отказ Гайдуку П.С. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в соответствии с постановлением администрации МО «Город Саратов» от 19.11.2010 г. №2818 является законным. При этом суд учитывает, что согласно п.1.4 Порядка утверждения и выдачи схем расположения земельных участков, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 07.07.2010 г. №53-631, схема расположения земельного участка на кадастровом плане является основанием для формирования земельного участка и не является документом-основанием для предоставления земельных участков. Указание в кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка, составленного 29.09.2009 г., на разрешенное использование: предварительное согласование места размещения здания административно-торгово-бытового назначения, не опровергает факта нахождения земельного участка в зоне Ж-2, для которой в соответствии с вышеназванными Правилами вид разрешенного использования земельных участков - отдельно стоящие административно-деловые здания является условным. Кроме того, следует отметить, что кадастровый учет земельного участка произведен именно на основании заявки Гайдука П.С. от 24.12.2007 г. №48/07-7552, описания земельного участка, выполненного ООО «Андана», и распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 04.09.2007 г. №Т-3516-р, в котором указано на предварительность согласования места размещения здания административно-торгово-бытового назначения. Доводы представителя истца о том, что решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду должно быть принято с учетом тех законодательных норм, которые действовали на момент утверждения истцу акта о выборе земельного участка, суд считает несостоятельными, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции решения Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N50-595 и, соответственно, правоотношения сторон по предоставлению земельного участка в аренду имели место на момент вынесения вышеназванного постановления администрации. Доводы представителя истца о том, что в обжалуемом постановлении указано об условно разрешенном виде использования земельного участка для отдельно стоящих административно-деловых зданий, в то время как истец просил предоставить земельный участок для строительства здания административно-торгово-бытового назначения, являются несостоятельными, поскольку Правилами землепользования и застройки не предусмотрен указанный истцом вид использования земельного участка. Принимая во внимание законность обжалуемого постановления, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд решил: Отказать Гайдуку П.С. в удовлетворении искового заявления к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, оформленного постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 19.11.2010 г. №2818, и понуждении к предоставлению в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 54:48:020636:36, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1096 кв.м., для строительства здания административно-торгово-бытового назначения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Заводской районный суд г.Саратова со дня принятия решения в окончательной форме. Судья