об оспаривании действий органов местного самоуправления



Дело N 2- 1191/11РешениеИменем Российской Федерации

21 апреля 2011 года        г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Иванова В.Н.,

при секретаре Мавриной А.Ф.,

с участием представителя заявителя Худошкиной О.С., действующей на основании доверенности 64 АА 0237812 от 29.03.2011 года,

представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупикова В.С., действующей на основании доверенности № 01-4/13 от 25.03.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева С.В. об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, суд

Установил:

Сергеев С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», мотивируя свои требования тем, что по договору аренды земельного участка от 01.10.2001 года, заключенного на основании постановления Администрации г. Саратова от 28.08.2001 года и зарегистрированного 21.07.2009 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, он является арендатором земельного участка площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>

На указанном земельном участке располагаются нежилые здания площадью 53,2 кв.м. и 27,9 кв.м., принадлежащие Сергееву С.В. на праве собственности, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 04.06.2009 года
.

В соответствии с п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п.5 ст. 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п. 2.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков.

Таким образом, принятие решений о приобретении права собственности на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, отнесено к компетенции органов, указанных в ст. 29 Земельного кодекса РФ, т.е. «органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции» (ст. 29 Земельного кодекса РФ). Таким органом в городе Саратове является Администрация муниципального образования «Город Саратов».

Следовательно, арендатор земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, имеет законное право на приобретение права собственности на данный земельный участок.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, Сергеев С.В. 05.05.2010 года (в лице своего представителя) обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» и в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Факт обращения подтверждается копией заявления Сергеева С.В. от 05.05.2010 года, адресованного на имя И.О. главы администрации МО «Город Саратов» и на имя председателя комитета по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов».

Согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п.6. ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 10 данного Федерального закона, орган местного самоуправления обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Однако до настоящего времени Сергеев С.В. не получил никакого ответа на поданное им заявление от 05.05.2010 года о предоставлении права собственности на земельный участок.

Таким образом, по прошествии более 10 месяцев со дня подачи данного заявления ни Администрация муниципального образования «Город Саратов», ни Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» не выполнили обязанность по рассмотрению заявления Сергеева С.В. и по принятию решения о приобретении права собственности на земельный участок, допустив тем самым неправомерное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.

Обязанность по доказыванию иного возлагается на органы, совершившие оспариваемое бездействие (п. 1 ст. 249 ГПК РФ; ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Согласно ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет право обращаться с жалобой на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

В связи с указанными обстоятельствами Сергеев С.В. просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению заявления Сергеева СВ. о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> и обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Сергеева С.В. о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Заявитель Сергеев С.В. надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Худошкиной О.С.

В судебном заседании представитель заявителя Худошкина О.С. поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Тупиков В.С. возражал против заявленных требований, пояснив, что 05 мая 2010 года Сергеев С.В. действительно обращался в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес> <адрес> <адрес> для строительства и предварительного согласования места размещения объекта: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В настоящее время проект постановления о предоставлении права на вышеуказанный земельный участок, подготовленный комитетом по землепользованию и градостроительству и находится на согласовании в структурных подразделениях администрации муниципального образования «Город Саратов».

Кроме того, Тупиков В.С. полагает, что данное дело не подсудно суду общей юрисдикции, поскольку заявитель Сергеев С.В.по его мнению является индивидуальным предпринимателем, хотя официальных сведений об этом у него не имеется.

Заинтересованное лицо Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя с направлением в его адрес копии судебного акта. В письменном отзыве на заявление (л.д. 22-30, 41) в удовлетворении требований Сергеева С.В. к Комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» просило отказать, так как на заявление Сергеева С.В. поданное последним 05 мая 2010 года о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес> <адрес> <адрес> для строительства и предварительного согласования места размещения объекта: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания сотрудниками комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», был подготовлен проект постановления о предоставлении права на вышеуказанный земельный участок, который направлен в администрацию муниципального образования «Город Саратов», где он проходит согласование.

На заявление Сергеева С.В. поданное в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 февраля 2011 года о ходе рассмотрения заявления от 05 мая 2010 года, заявителю был дан ответ 02 марта 2011 года , в котором сообщалось о том, что по заявлению Сергеева С.В. ведется работа, подготовлен проект постановления и направлен на согласование в структурные подразделения администрации муниципального образования «Город Саратов».

В дополнительном отзыве к возражениям комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» пояснил, что сотрудниками структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов», было подготовлено и направлено 20 апреля 2011 года в Волжский районный суд г. Саратова заявление о признании незаконными действий государственного органа, а именно признании недействительной записи в Единой государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации за Сергеевым С.В. права собственности на нежилое помещение одноэтажное здание, общей площадью 27.9 кв.м., литер «В», расположенное по адресу: <адрес> <адрес>

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что заявление Сергеева С.В. подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что Сергеев С.В. по договору аренды земельного участка от 01.10.2001 года, заключенного на основании постановления Администрации г. Саратова от 28.08.2001 года и зарегистрированного 21.07.2009 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, является арендатором земельного участка площадью 420 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

На указанном земельном участке располагаются нежилые здания площадью 53,2 кв.м. и 27,9 кв.м., принадлежащие Сергееву С.В. на праве собственности, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 04.06.2009 года
.

Из материалов дела следует, что заявитель обращался 05 мая 2010 года в порядке, установленном ст. 29, 36 Земельного Кодекса РФ в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» и в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020329:12, расположенного по адресу: <адрес>

Факт обращения подтверждается копией заявления Сергеева С.В. от 05.05.2010 года, адресованного на имя И.О. главы администрации МО «Город Саратов» и на имя председателя комитета по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов» (л.д. 18).

В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с п.6. ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 10 данного Федерального закона, орган местного самоуправления обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В судебном заседании установлено и также не оспаривается участниками процесса, что на заявление от 05 мая 2010 года о предоставлении права собственности на земельный участок Сергеев С.В. до настоящего времени не получил никакого ответа.

Таким образом, по прошествии более 10 месяцев со дня подачи данного заявления ни Администрация муниципального образования «Город Саратов», ни Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» не выполнили обязанность по рассмотрению заявления Сергеева С.В. и по принятию решения о приобретении права собственности на земельный участок, допустив тем самым неправомерное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.

Принимая решение об удовлетворении заявления Сергеева С.В. суд учитывает, что указанные органы имели в наличии достаточные материалы для рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка в собственность в установленный законом срок.

Доводы Администрация муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о невозможности принятия решения по заявлению, ввиду фактического бездействия структурных подразделений органов муниципального образования, суд считает необоснованными.

Порядок рассмотрения указанных заявлений предусмотрен п. 3,4 ст.34, п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, и предусматривает взаимодействие различных подразделений органа местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан в месячный срок со дня поступления заявления в исполнительный орган.

Органами местного самоуправления не названы объективные основания по которым в срок, установленный п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ не принято решение по заявлению о возможности предоставления земельного участка в собственность. Основания к отказу в удовлетворении заявления органом местного самоуправления так же не названы.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и приведенные выше нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии бездействия со стороны органов местного самоуправления при рассмотрении обращении заявителя.

При таких обстоятельствах доводы органов местного самоуправления суд считает необоснованными, а рассматриваемое заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей.

При таких обстоятельствах с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Сергеева С.В. подлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Сергеева С.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», выразившееся в невыполнении обязанности по рассмотрению заявления Сергеева С.В. о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Сергеева С.В. о предоставлении права собственности на земельный участок площадью 420 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Сергеева С,В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья        Иванов В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2011 года.