о назначении пенсии



Дело № 2-814/11

Решение

Именем Российской Федерации

22 апреля 2011 года                                      г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Слободской Т.Н.,

при секретаре Гиткис О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Напалкова Н.Н. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова о признании права на пенсию,

Установил:

         Решением об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 81 от 01.03.2011 г. и протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова № 379 от 01.03.2011 г. Напалковой Н.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы.

         Считая вышеуказанные решение комиссии и протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова (далее ГУ УПФ РФ в Заводском района г. Саратова) незаконными, Напалкова Н.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать их незаконными в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г., обязать ответчика включить вышеуказанный период в специальный педагогический стаж и признать за ней право на досрочную пенсию по старости с 30.11.2010г. Кроме того, истец Напалкова Н.Н. просила взыскать с ответчика расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб.

         Обосновывая исковые требования, истец Напалкова Н.Н. указала, что действия ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова являются незаконными, нарушающими ее конституционное право на пенсию. Действующим на тот момент Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, с последующими изменениями и дополнениями «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства» предусматривалось, что в стаж работы учителей засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Согласно записям в трудовой книжке, она до поступления в Джизакский государственный педагогический институт в период с 10.09.1979 г. по 20.08.1980 г. работала в должности воспитателя детского сада № 2, а после о окончания института в период с 16.08.1984г. по 25.08.1986г. работала в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № 2 им. И.В. Курчатова.

         В судебном заседании истец Напалкова Н.Н. поддержала свои исковые требования и настаивала на их удовлетворении, при этом дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

         Представитель ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова Авдеева А.А., действующая по доверенности, исковые требования истца не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что истцу законно было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 81 от 01.03.2010г. стаж работы истца составляет 23 года 03 месяца 04 дней.

         Период учебы истца в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. был обоснованно исключен из педагогического стажа, так как включение указанного периода не предусмотрено ни Постановлением от 06.09.1991 г. № 463, ни разъяснением № 5 от 22.05.1996г.

         До 01.10.1993г. вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулировались Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, с последующими изменениями и дополнениями «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства». Период обучения в ВУЗе могло быть включено в стаж, дающий право на пенсию по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, лишь при условии наличия не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 признано утратившим силу Постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397. В связи с чем лица, обучающиеся в педагогическом институте, обратившиеся в настоящее время за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного назначения пенсионного обеспечения, как приобретенного в рамках ранее действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Поскольку на 01.10.1993г. истец не выработала 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на досрочное назначение трудовой пенсии (16 лет 8 месяцев), она не может рассчитывать на реализацию своего права на досрочное пенсионное обеспечение.

         Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, то есть без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001года № 173 - ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции ФЗ от 30.12.2008г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичное положение было закреплено в ст.80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

         В судебном заседании установлено, что Напалкова Н.Н. в период с 10.09.1979 г. по 20.08.1980 г. работала в должности воспитателя детского сада № 2 Гидростроя Джизакстепстроя; в период с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. проходила обучение в Джизакском государственном педагогическом институте, после окончания которого в период с 16.08.1984г. по 25.08.1986г. работала в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № 2 им. И.В. Курчатова г. Нариманова Ташкентской области; в период с 25.08.1986г. по 03.09.1990 г. работала в должности учителя начальных классов в школе № 42; в период с 03.09.1990 г. по 31.08.1993г. работала в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № 293№ в период с 01.09.1993 г. по 30.08.1997г. работала в должности учителя русского языка и литературы в средней школе № 291; в период с 23.08.2001 г. по настоящее время работает в должности учителя русского языка и литературы в Муниципальном образовательном учреждении Лицей № 15 Заводского района г. Саратова, что подтверждается показаниями истца, записями в трудовой книжке и представителем ответчика не оспаривалось.

         При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. ст. 27,28 Закона от 17.12.2001г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).

         Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463.

         Согласно п. 3 вышеуказанного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

         В период учебы истца в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в стаж работы по специальности включалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В силу п. 4 данного Положения время обучения в педагогических учебных заведениях засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 ( ч.2), 15 ( ч.4), 17 ( ч.1), 18,19 и 55 ( ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего повреждения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа времени обучения в педагогических учебных заведениях.

         Судом установлено и не опровергнуто представителем ответчика, что периоду обучения истца в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, что подтверждается трудовой книжкой и дипломом.

         Как следует из материалов дела, Напалкова Н.Н. на момент обращения в ГУ УПФ РФ в Заводском района г. Саратова за назначением досрочной пенсии (30.11.2010г.) имела 23 года 03 месяца 04 дня стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.

         С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период учебы истца с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. в Джизакском государственном педагогическом институте, а всего 3 года 10 месяцев, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью истца, так как на момент обращения Напалковой Н.Н. к ответчику за назначением досрочной пенсии истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

         Доводы представителя ответчика о том, что истец на 01.10.1993г. не выработала 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, суд не принимает во внимание, полагая, что они основаны на неправильном толковании норм материального права.

         В связи с изложенным суд считает, что обжалуемые решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и протокол заседания Комиссии по пенсионным вопросам в части не включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода учебы в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. следует признать незаконными.           

         При включении истцу периода учебы с 01.09.1980 года по 30.06.1984г. в Джизакском государственном педагогическом институте, стаж педагогической деятельности Напалковой Н.Н. будет превышать 25 лет.

         Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию.

         На основании изложенного суд считает, что за истцом следует признать право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, начиная с 30.11.2010г., то есть с момента обращения за пенсией в ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова.

        Одновременно суд считает, что в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова в пользу истца следует взыскать расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

         Признать решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 81 от 01.03.2011 г. и протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова № 379 от 01.03.2011 г. незаконными в части исключения из специального педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Напалковой Н.Н. периода учебы в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г.

         Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова зачесть Напалкова Н.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период учебы в Джизакском государственном педагогическом институте с 01.09.1980 года по 30.06.1984г.

         Признать за Напалковой Н.Н. право на назначение досрочной пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью с 30.11.2010г.

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова в пользу ФИО11 расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через данный суд после изготовления решения в окончательном виде.

         Судья