Дело № Решение Именем Российской Федерации 27 апреля 2011 года г. Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Иванова В.Н. при секретаре Мавриной А.Ф., с участием истца помощника прокурора Иванченко А.С., представителя ответчика директора МОУ «ООШ № 104» - Раевой Л.Т., действующей на основании устава, представителя третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Железновой Г.В., действующей на основании доверенности от 26.04.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 104» о принуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности, суд Установил: Истец первый заместитель прокурора Заводского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в Заводской районный суд г. Саратова с иском к МОУ «Основная общеобразовательная школа № 104» о принуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности. В обоснование заявленных требований истец указал, что в марте 2011 года на основании информационного письма прокуратуры Саратовской области от 08.12.2009 года прокуратурой Заводского района г. Саратова была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Заводского района муниципального образования «Город Саратов». В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников. На основании п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 года) накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. Согласно п. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; В соответствии со ст. 14 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. В соответствии с ч.2 ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя: контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в области обращения с отходами; контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами; контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов; контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами; контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами; контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов; контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах; выявление нарушений законодательства в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений; привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами. Согласно п. 14.5 «Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988 года N 4607-88) не подлежащие повторному использованию изделия и бой вместе с другими ртутьсодержащими отходами, не соответствующими требованиям ГОСТ 1639-78, должны складироваться на специальных площадках в соответствии с нормативным документом «Предельное количество накопления токсических промышленных отходов на территории предприятия (организации)», В соответствии с ч. 8-9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 01 января 2011 года. Таким образом, в настоящее время существует необходимость надлежащей организации работы по сбору люминесцентных ламп (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные), которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 года № 786) относятся к отходам 1-го класса опасности. Проведенной проверкой установлено, что МОУ «Основная общеобразовательная школа № 104» в своей деятельности использует люминесцентные ртутьсодержащие лампы (энергосберегающие), при этом, в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 104» отсутствует паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы. В нарушение установленных правил, лица, допущенные к обращению с отходами 1-го класса опасности не прошли профессиональную подготовку подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Подобное положение дел является недопустимым и требует незамедлительного устранения. Таким образом, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. При таких обстоятельствах первый заместитель прокурора Заводского района Представитель истца помощник прокурора Иванченко А.С. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Железнова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика - директор МОУ «Основная общеобразовательная школа № 104» - Раева Л.Т., действующая на основании устава, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем в материалах дела имеется письменное заявление. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ признание иска принято судом. В силу ст. 198 ГПК РФ при признании иска ответчиком в мотивированной части решения может быть указано только на признание иска и принятия его судом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198, 199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования первого заместителя прокурора Заводского района Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 104», юридический адрес: <адрес> <адрес> разработать паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы в срок до 01.06.2011 года, осуществить профессиональную подготовку сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности в срок до 01.06.2011 года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья: Иванов В.Н. Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года.
V класс - практически неопасные отходы.
N 3090-85 от 01.02.1985 года, и подвергаться захоронению согласно санитарным правилам «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов», N 3183-84 от 29.12.1984 года.
01 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 01 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 01 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
г. Саратова просил суд обязать ответчика разработать паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы в срок до 01.06.2011 года, осуществить профессиональную подготовку сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности в срок до 01.06.2011 года.
г. Саратова удовлетворить.