устранение нарушений



Дело №2-1137/2011

Решение

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года                                                                                               г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Донина Н.Н.,

с участием помощника прокурора Заводского района г.Саратова Родвикова А.А.,

при секретаре Давидович Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района г.Саратова к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома,

Установил:

Первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее по тексту - ООО «Стройкомплект») о понуждении к устранению требований пожарной безопасности Российской Федерации при эксплуатации жилого дома *.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно с инспектором отдела надзорной деятельности по Заводскому району города Саратова управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области на основании плана работы прокуратуры Заводского района города Саратова на первое полугодие 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности жилого многоквартирного дома *, в ходе которой выявлены грубейшие нарушения законодательства.

В ходе проверки установлено, что ООО «Стройкомплект» является управляющей компанией, на обслуживании которой находится указанный жилой дом.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

освещение помещений общего пользования;

обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно статьям 34, 37 Федерального Закона Российской Федерации №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» и пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 18 июня 2003 года №313 (далее- ППБ 01-03), предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности, их работники, а также граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами.

Статья 151 Федерального закона Российской Федерации № 123 - ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома * ООО «Стройкомплект» не соблюдаются.

Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями).

В нарушение вышеуказанных требований, в жилом многоквартирном доме * допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).

В соответствии с пунктом 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Кроме того, согласно пункту 60 Правил при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

Установлено, что в жилом доме * электропроводка эксплуатируется без должной степени защиты от короткого замыкания и контроля за ее техническим состоянием, а именно: места соединения жил проводов выполнены с помощью скруток, не произведены замеры сопротивления изоляции осветительной и силовой электропроводки с составлением акта.

Также согласно п.7 ст. 90 Закона о зданиях, сооружениях и строениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам. В нарушение вышеуказанных требований в жилом доме * устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток не выполнено через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

В соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно статье 3 этого же Федерального закона «О противодействии терроризму» под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Механизм противодействия терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

Нарушения действующего законодательства в сфере противопожарной безопасности существенно влияют на возможность проведения террористических актов в местах массового скопления людей.

Вышеуказанные нарушения, допущенные со стороны ООО «Стройкомплект», непосредственно создают возможность возникновения пожара, осложняют его локализацию и тушение в начальной стадии, препятствуют процессу вынужденной эвакуации людей во время возникновения горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью. Следствием данных нарушений является создание угрозы для жизни и здоровья людей.

В судебном заседании помощник прокурора Заводского района город Саратова Родвикова А.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений по заявленным требованиям суду не представил.

Поскольку ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, уважительности причин неявки и ходатайства об отложении рассмотрения дела не представил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, привлечённые судом для участия в деле в качестве третьего лица, Мартынова О.М. пояснила суду, что действительно проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном жилом доме. В ходе проверки было установлено, что в подъезде дома эксплуатация светильников производится со снятыми колпаками рассеивателями, электропровода эксплуатируются без должной степени защиты от короткого замыкания и контроля за их техническим состоянием, места соединения жил проводов выполнены с помощью скруток, не произведены замеры сопротивления изоляции осветительной и силовой электропроводки с составлением акта. В нарушение п.7 ст. 90 Закона о зданиях, сооружениях и строениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 в жилом доме * устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток не выполнено через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно акту приёма- передачи объектов жилищного фонда от муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Заводскому району города Саратова» жилой дом * передан на обслуживание ООО «Стройкомплект» на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2007 года.

* года прокуратурой Заводского района города Саратова совместно с инспектором отдела надзорной деятельности по Заводскому району города Саратова Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области и представителем подрядной организации ООО «*» Савельевым Ю.А. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме *.

Исходя из представленного акта проверки, установлено, что в подъезде указанного жилого дома электропровода эксплуатируются без должной степени защиты от короткого замыкания и контроля за её техническим состоянием, места соединения жил проводов выполнены с помощью скруток, не произведены замеры сопротивления изоляции осветительной и силовой электропроводки с составлением акта, эксплуатация светильников производится со снятыми колпаками рассеивателями. В чердаках здания не предусмотрены выходы на кровлю через оборудованные стационарные лестницы, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6х0,8 метра, выходы на чердак не оборудованы противопожарными люками 2-го типа с размерами 0,6х0,8 места (СНиП 21-01-97Ю п. 8.4).

Согласно статье 37 Федерального закона Российской Федерации №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статья 151 Федерального закона № 123 - ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями).

В нарушение вышеуказанных требований, в многоквартирном жилом доме * допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).

В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р МЭК 60838 «Патроны различные для ламп» конструкция патронов должна быть такой, чтобы при нормальной эксплуатации патроны надёжно работали и не были причиной опасности для персонала или окружающей среды. Данным государственным стандартом определена классификация патронов по способу установки: защищённые и незащищенные, исходя из пункта 2.4.1. незащищённый патрон - встраиваемый патрон, конструкция которого требует дополнительных средств, например оболочки для обеспечения соответствия требованиям настоящего стандарта по защите от поражений электрическим током.

В соответствии с пунктом 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

Также согласно п.7 ст. 90 Закона о зданиях, сооружениях и строениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам.

Установлено, что в указанном выше жилом доме электропроводка эксплуатируется без должной степени защиты от короткого замыкания и контроля за ее техническим состоянием, а именно: места соединения жил проводов выполнены с помощью скруток, не произведены замеры сопротивления изоляции осветительной и силовой электропроводки с составлением акта, устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток не выполнено через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6х0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам

Каких-либо возражений и доказательств относительно данных нарушений ответчиком не представлено.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона Российской Федерации №123 - ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил указывает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Судом установлено, что указанные в решении суда нормы закона ответчиком не выполняются. В связи с указанным суд считает возможным обязать ООО «Стройкомплект» устранить нарушения требований пожарной безопасности, произвести установку колпаков (рассеивателей) светильников, устранить скрутки в местах соединения жил проводов и установить противопожарные люки 2 типа размером 0,6 х 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам на выходе на чердак и кровлю с лестничной клетки в многоквартирном жилом доме * в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины, таковая подлежит взысканию с ответчика в доход государстве в размере 200 (двести) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме *, а именно:

- произвести установку колпаков (рассеивателей) светильников в подъездах дома;

- устранить скрутки в местах соединения жил проводов;

- установить противопожарные люки 2 типа размером 0,6 х 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам на выходе на чердак и кровлю с лестничной клетки.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья            Донин Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2011 года.

Судья            Донин Н.Н.