о взыскании задолженности по индексации ежегодной компенсации



Решение

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года                                                                                                    г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова

в составе председательствующего судьи Саяпиной Е.Г.,

с участием прокурора Рыбаковой Н.И.,

истца Глаз М.В., её представителя Рогожниковой В.Г., представителя ответчика

Метлиной Л.Ф.

при секретаре Шутовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Глаз ФИО7 к Комитету социальной защиты населения г.Саратова о взыскании единовременной суммы недоплаты по компенсационным выплатам за вред здоровью, взыскании единовременно суммы недоплаты по компенсационным выплатам на приобретение продовольственных товаров, взыскании единовременной задолженности по индексации ежегодной компенсации за вред здоровью,

установил:

Глаз М.В. обратилась в суд с исками к Комитету социальной защиты населения г.Саратова о взыскании задолженности по ежегодной денежной компенсации за вред здоровью за 2001-2010гг., взыскании задолженности ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за 2001-2010 гг. и взыскании задолженности ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период 2001-2010 гг.

Определением Заводского районного суда г.Саратова от 28.04.2011г. указанные дела соединены в одно производство.

Исковые требования Глаз М.В. обосновывает тем, что принимала участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 3 группы, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсацию на продовольственные товары, ежегодную компенсацию возмещения вреда здоровью соответствии с базовым законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001г.).

Истец указывает, что ежегодная компенсация ответчиком производилась в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством: в 2001-2004 гг. ответчик не производил индексацию указанной компенсации; в 2007-2009 гг. ответчик не перечислял данные выплаты; в 2010 г. выплачена сумма без учета её индексации, начиная с 2001 г.

Выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров производились ответчиком в значительно меньших суммах, чем предусмотрено законодательством: сумма компенсации должна была периодически повышаться (индексироваться), но в нарушение требований закона ответчик за 2001,2002,2003 гг. и четыре месяца 2004 г. соответствующую индексацию не производил и выплачивал по 300 рублей в месяц. С 29 мая 2004 г. ответчик начал индексировать выплаты, исходя из базовой суммы 300 рублей, что в настоящее время значительно снижает сумму компенсации.

Ежемесячные компенсации за вред здоровью за период 2001-2010 гг. ответчик выплачивал также в значительно меньших суммах, чем предусмотрено законодательством. Органы социальной защиты не проинформировали её о том, что индексацию выплаты в феврале-декабре 2001 г не произвели. По решению суда ответчик произвел индексацию за 2002 и 2003 гг., а с января 2004 г. и до настоящего времени выплаты не индексировались.

От перерасчета денежных сумм и выплаты их с учетом индексации ответчик отказывается, в связи с чем, истец просит обязать комитет социальной защиты населения г. Саратова произвести индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной и ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2001 года на коэффициент роста МРОТ - 1,515; за период 2002-2003 гг. на индекс роста прожиточного минимума (1,41 в 2002 г., 1,135 в 2003 г., 1,157 в 2004 г.), с 01.01.2005 по 31.12.2010гг. на коэффициент роста уровня инфляции, выплатить образовавшуюся в связи с этим задолженность, а также обязать ответчика выплачивать ежегодную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 2012,85 руб. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2011 г. в размере 1552,08 руб. с последующей индексацией этих выплат в соответствии с ростом индекса инфляции в РФ; обязать ответчика с 01 января 2011 г. выплачивать ей ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 5034,63 руб. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила обязать ответчика назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. в сумме 209926 рублей, с дальнейшей индексацией суммы выплаты 5741,74 руб., начиная с 01 января 2011 г. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; обязать назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 9675,94 руб. за период с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г., с дальнейшей индексацией суммы выплаты 2013,85 руб., начиная с 01 января 2011 г. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год»; назначить к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной компенсации за продовольственные товары за период с февраля 2001 года по 31 декабря 2010 г. в сумме 71449,63 рублей, с дальнейшей индексацией суммы выплаты 1552,08 руб., начиная с 01 января 2011. исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год».

Уточняя исковые требования истец указала, что впервые выплата по ежемесячной компенсации вреда здоровью была назначена ей 05 февраля 2001 г.в сумме 886,58 рублей. Органы социальной защиты не проинформировали её о том, что с 2000 г. указанные выплаты подлежат ежегодной индексации с применением индекса роста МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в соответствии с действовавшим в тот период времени Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан». Ответчик не проинформировал её также о том, что индексацию выплаты за 2001 год - увеличение ежемесячной суммы с 886,58 руб. до 886,58х1,515 он произведет только на основании решения суда. С учетом индексации (в 1,515) в 2001 г. она должна была получить 14774, 85 руб. (11 месяцевх886,58 руб.х1,515=11х1343,17 руб.), однако вместо этого ей было перечислено 11000 рублей, т.е. по 1000 рублей в месяц. Исполняя решения Заводского районного суда от 09 декабря 2002 г. и 28 февраля 2003 г. ответчик произвел индексацию за 2002 и 2003 г. расчет ответчик произвел по неблагоприятному для неё критерию исходя из суммы 1000 рублей (1000х1,46х1,41=2058,60 рублей). 2058,60 руб. ей выплачивается ежемесячно по настоящее время. Истец считает, что установленная ей 05 февраля 2001 г. сумма компенсации в размере 886,58 рублей подлежит индексации в 2001 г. с учетом индекса роста МРОТ-1,515 и составляет 1343,17 рублей в месяц. В 2002 и 2003 г.г. должны быть применены индексы, установленные решениями Заводского районного суда соответственно 1,46 и 1,41 и выплаты в 2003 г. должны составлять в сумме 1961,01 рублей (1343,17х1,46), в 2003 г.- 2765,05 руб. (1961,02х1,41); в 2004 г. выплаты должны быть проиндексированы с применением индекса 1,157, исходя из роста величины прожиточного минимум в Саратовской области и должны составлять 3199,16 руб. (2765,05х1,157); с 2005 по 2010 г. выплаты должны быть проиндексированы с учетом индекса инфляции, в связи с чем, выплата в 2010 г. должна составить 5741,74 руб. С учетом указанного порядка индексации единовременная задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда с февраля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. составляет 209926 руб.

В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования, обстоятельства, изложенным в исковом заявлении и пояснила, о том, что ранее не знала о необходимости обращения в суд с заявлением об индексации ежемесячных выплат в возмещение вреда. В период с 2001 по 2006 г. она получала ежегодные компенсации возмещение вреда здоровью на основании поданных ею заявлений. С 2007 по 2009 г.г. указанные выплаты (ежегодная компенсация вреда здоровью) ею получены не были, с заявлениями об их выплате она не обращалась, т.к. не знала о необходимости ежегодной подачи заявлений. За 2010 г. на основании заявления представителя она получила ежегодную компенсацию в размере 789 рублей. Компенсацию на приобретение продовольственных товаров она получает ежемесячно, однако эти суммы ответчиком не индексируются в соответствии с законодательством, указанном в исковом заявлении (индекса МРОТ, прожиточного минимума, инфляции).

Представитель истца по доверенности Рогожникова В.Г. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении поддержала, просит иск удовлетворить исходя из применения благоприятного для получателя данных выплат критерий индексации.

Представитель ответчика по доверенности Метлина Л.Ф. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск, согласно которым с 01.01.2003 г. на основании решения Заводского районного суда от 28.02.2003 г. истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2058 руб.60 коп., т.е. сумма возмещения вреда здоровью установлена решением суда. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения, и исполнено комитетом в полном объеме. Произвести истцу индексацию компенсации возмещения вреда здоровью в соответствии с постановлениями Правительства РФ не представляется возможным, поскольку нормативными актами не предусмотрена возможность индексации размеров компенсаций, установленных истцу решением суда, а дальнейшая индексация назначенной истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью решением Заводского районного суда от 28 февраля 2003г. не предусмотрена.

Требования истца по ежегодной компенсации возмещения вреда здоровья и ежемесячной компенсации за продовольственные товары ответчик считает необоснованными, исходя из следующего. Истцу, инвалиду 3 группы, в соответствии с требованиями закона была назначена с 5 февраля 2001 года сумма ежемесячной компенсации на питание в размере 300 рублей и ежегодной за вред здоровью - 400 рублей.

Порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Истцу выплаты по ежегодной компенсации вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров производились в размерах, установленных законодательством. Индексация указанных выплат с учетом индекса МРОТ и прожиточного минимума законом не предусмотрена.

Получение ежегодной компенсации возмещения вреда здоровью в соответствии с законодательством носит заявительный характер, то есть для получения компенсации гражданин подает заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

В период с 2007 по 2009 год с заявлениями о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью Глаз М.В. в комитет социальной защиты населения г. Саратова не обращалась. Правовые основания для удовлетворения требований о предоставлении компенсаций за этот период отсутствуют.

Комитет социальной защиты населения г. Саратова считает, что права Глаз М.В. на меры социальной поддержки как инвалида, принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не нарушены. Индексация компенсационных выплат производилась в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, ответчик считает, что требования о взыскании задолженности по выплате ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, начиная с февраля 2001 г., не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан возникает за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска. Вина органов социальной защиты населения истцом не доказана.     

При данных обстоятельствах представитель ответчика просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы дела, объяснения сторон и их представителей, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим частичному удовлетворению, суд пришел к следующему.

          В судебном заседании установлено, что Глаз М.В. принимала участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 3 группы и имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, ежемесячную компенсация на продовольственные товары, ежегодную компенсацию на возмещение вреда здоровью соответствии с базовым законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001г.). Глаз М.В. состоит на учете в комитете социальной защиты населения г.Саратова, как получатель вышеуказанных компенсаций в возмещение вреда здоровью.

        05 февраля 2001 г. Глаз М.В. была установлена сумма в возмещение ежемесячной компенсации вреда здоровью в размере 886,58 руб. Однако в связи с внесением изменений в Федеральный Закон РФ №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.25 ч.1 ст.14), начиная с февраля 2001 г. Глаз М.В. являлась получателем ежемесячной суммы возмещения вреда в размере 1000 рублей.

В соответствии с решениями Заводского районного суда г. Саратова от 09 декабря 2002 г. и 28 февраля 2003 г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью истцу была проиндексирована пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионеров по Саратовской области за 2002-2003гг.

         С 01 января 2002 г. на основании решения Заводского районного суда от 09 декабря 2002 г. истцу назначена ежемесячная денежная компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 1460 руб.00 коп. С 01 января 2003 г. на основании решения Заводского районного суда от 28 февраля 2003 г. истцу назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2058 руб.60 коп., которая выплачивается истцу до настоящего времени.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и объяснениями лиц, участвующих в деле.

Федеральным законом № 5 ФЗ от 12.02.2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были установлены твердые размеры денежных компенсаций возмещения вреда здоровью инвалидам вследствие участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зависимости от группы инвалидности : инвалидам 1 гр.- 5000 руб.; инвалидам 2 гр. - 2500 руб.; инвалидам 3 гр. - 1000 руб., предусматривалась ежегодная индексация денежных компенсаций возмещения вреда здоровью в зависимости от роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г № 11-П было постановлено признать это положение не соответствующим Конституции РФ как носящего неопределенный характер и предложено судам, впредь, до внесения изменений в действующее законодательство индексировать суммы возмещения вреда чернобыльцам исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Статья 1 Закона от 26.04.04 г. №31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством Российской федерации.

Однако, Конституционный суд РФ в своем определении от 04.10.2005 г. в п.3.2. указывает: «исчисление размеров компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан обратной силы (постановления от 24 мая 2001 г. №8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004года №11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 10,11,и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».)

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации ( на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия из индексации.

Истец считает, что более благоприятным критерием индексации в 2001 г.является индекс роста минимальной оплаты труда, а с 2002 г. по 2004 г. является индекс роста величины прожиточного минимума.

Кроме того, в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( с изменениями от 5 апреля 2005 года) указано (в пункте 6), что «поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено лишь определение абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4.

В судебном заседании установлено, что в 2001 г. Глаз М.В. ежемесячно получала возмещение вреда здоровью 1000 рублей, а в соответствии с решениями Заводского районного суда г. Саратова от 09 декабря 2002г. и 28 февраля 2003г. ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью истцу была проиндексирована пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионеров по Саратовской области за 2002-2003гг., и 01 января 2002 г. составляла 1460 руб.00 коп., а с 01 января 2003 г. на основании решения Заводского районного суда от 28 февраля 2003 г.-2058 руб.60 коп.

Из положений Федерального закона № 5 ФЗ от 12 февраля 2001г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившего в силу с 15 февраля 2001 г., следует, что право на индексацию назначенной суммы возмещения вреда наступает ежегодно с 1января.

Поскольку истцу назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда в феврале 2001 г., и индексация назначенной суммы произведена решениями суда с 1 января 2002 г. и 1 января 2003 г., законных оснований для перерасчета денежных суммы по представленному истцом расчету с 2001 г. по 2003 г. суд не усматривает.

Требования истца об индексации денежных сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда, начиная с 01 января 2004г. по 2010 г. подлежат частичному удовлетворению.

При расчете указанных выплат суд исходит из размера выплаты в сумме 2058,60 рублей (по решению суда от 2 февраля 2003 г.).

Для определения индекса роста прожиточного минимума по Саратовской области необходимо принять во внимание постановления Правительства Саратовской области, устанавливающие размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения ежеквартально. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 -2003 для пенсионеров составит соответственно 1294 руб. 90 коп., и 1469 руб. 50 коп., следовательно, индекс роста величины прожиточного минимума с 01.01.2004 года составит-1,135.

В связи с этим размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с 1 января 2004 г. с учетом индексации составит 2336,51 руб. (2058,60х1,135=2336,51 руб.).

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размеры выплат ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

7 мая 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 163 от 23.03.2006 г., согласно которому ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации с 1 января 2005 года индексируются с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2005 год».

25 апреля 2006 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 09.08.2005г.) согласно которому, ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации с 1 января 2006 года индексируются с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2006 год».

21 марта 2007 года принято Постановление Правительства РФ № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в соответствие с которым размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год".

        17 марта 2008 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 181, 3 сентября 2008 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 655, 7 июля 2009 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 545, которыми внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 914 «Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента за 2008г.- 1,105, за 2009 г. - 1,13, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 -2009год».

      Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что размеры ежемесячных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексируются с применением коэффициента 1,1 за 2010г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годы".

Кроме того, в определении Конституционного суда РФ от 3.11.2006 г. №445-О указано, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда причиненного жизни или здоровью гражданина, государством ограничение возможности удовлетворения требований за прошедшее время трехлетним сроком исковой давности, установленное ст.218 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким- либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшим лицам, по вине органов, осуществляющих такие выплаты.

С учетом изложенного, ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью с учетом выплаченных истцу сумм должна составить: за 2004 г. - 2336,51 руб.; за 2005 г.- 2593,53 руб. (2336Х1,11=2593,53); за 2006 г. - 2826,95 руб. (2593,53х1,09=2826,95); за 2007 г. - 3053,11 (2826,95х1,08=3051,11); за 2008 г. - 3371,69 руб. (3053,11х1,105=3373,69); за 2009 г. - 3812,27 руб. (3373,69х1,13=3812,27); за 2010 г. - 4193,50 руб. (3812,27х1,1=4193,50).

Таким образом, задолженность по данной выплате за период с 01 января 2004 г. по 31 декабря 2010 г. ( с учетом произведенных ежемесячно выплат в размере 2058,60 руб.) составляет 93352,32 руб., которые подлежат взысканию с ответчика единовременно.

Кроме того, суд находит необходимым назначить истцу ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с 01 января 2011 г. в сумме 4193 руб. 50 коп. с дальнейшей ежегодной индексацией, начиная с 01 января 2011 г., исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год».

Требования истца о взыскании ежемесячной компенсации за продовольственные товары с дальнейшей индексацией денежной суммы подлежат отказу в удовлетворении, а требования о взыскании единовременной задолженности по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью с дальнейшей индексацией суммы выплаты подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом - конституционная обязанность российской Федерации как социального правового государства.

В постановлении от 1 декабря 1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №№179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

       Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, 3 группы в размере 400 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) коэффициент 1,1, ежегодная компенсация за вред здоровью инвалиду 3 группы в размере 400 руб.; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 488руб. 40 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп. ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 532,36 руб. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп. коэффициент 1,08; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 914 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2008 года в размере 476 руб. 49 коп., коэффициент 1,105; с 1 января 2009г. в размере 538,43руб., коэффициент 1,13; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года N 1024 с 1 января 2010г. -592,27 руб., коэффициент 1,10. ежегодная компенсация за вред здоровью за 2010 г. установлена в размере 789 руб.70 коп.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 5 апреля 2005 г.) разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим в следствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82 -ФЗ «О минимальной размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст.4 этого же закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2000 2 г. №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью, предусмотренного п. 15 ст.14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы этим же постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, пунктом 22 статьи 14 инвалидам Чернобыльской АЭС гарантировалась ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда ( с 1 января 2001 г., исходя из базовой суммы 100 руб.), а ежегодная компенсация за вред здоровью по статье 39 Закона в размере четырехкратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. №122 ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №179 ФЗ пунктом 22 статьи 14 определена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей, а статьей 39 Закона ежегодная компенсация за вред здоровью установлена в размере 400 рублей, то есть в твердых денежных суммах.

Из представленных материалов дела следует, что ответчиком ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров производилась и производится истцу в размерах, установленных постановлениями Правительства РФ в соответствии с Федеральными законами «О Федеральном бюджете».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований об индексации суммы выплачиваемых ежемесячно на приобретение продовольственных товаров и сумм возмещения вреда, выплачиваемых ежегодно, исходя из коэффициентов роста минимального размера оплаты труда прожиточного минимума и уровня инфляции.

Вместе с тем, судом установлено, что в период с 2007 по 2009 год с заявлениями о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью Глаз М.В. в комитет социальной защиты населения г. Саратова не обращалась, в связи с чем, причитающиеся за данный период выплаты произведены не были.

В соответствии с постановлением правительства РФ №171 от 21 марта 2007 г. с 01 января 2007 г. размер ежегодной компенсации за вред здоровью инвалиду 3 группы составил 574,95 руб., в соответствии с постановлением правительства РФ №914 от 21 декабря 2007 г. (с изменениями №545 от 07 июля 2009 г.) размер ежегодной компенсации за вред здоровью инвалиду 3 группы составил с 1 января 2008 г. в сумме 635,32 руб., а с 01 января 2009 г. в сумме 717,91 руб.

Поскольку истцом вышеназванные выплаты в указанный период получены не были, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Глаз М.в. в указанной части и взыскать в её пользу компенсацию за вред здоровью, за 2007 г., 2008 и 2009 гг. в общей сумме 2410 руб. 21 коп. (574,95+635,32+717,91).

В остальной части исковые требования истца подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст.194-199ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. ежемесячную денежную компенсацию возмещение вреда здоровью с 01 января 2011 г. в сумме 4193 руб. 50 коп. с дальнейшей ежегодной индексацией, начиная с 1.01.2011 г., исходя из роста уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным Законом «О федеральном бюджете на очередной финансовый год».

Обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. к выплате единовременно сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 93352 руб. 32 коп.. за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2010 г.

Обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области назначить Глаз М.В. к выплате единовременно сумму задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 2410 руб. 21 коп. за период с 2007 год по 2009 год включительно.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                     Е.Г. Саяпина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200