о признании права на пенсию



Дело N 2- 1439/11

Решение

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года        г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Иванова В.Н.

при секретаре Мавриной АФ.,

с участием истца Салмовой Г.Н.,

представителя истца Дударевой Е.Ю. допущенной к участию в деле по устному ходатайству истца в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Кузык Н.Г., действующей на основании доверенности

№ 1-Д от 01 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Салмовой Г.Н. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости <№> от 15 апреля 2011 года, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии за лечебную деятельность, суд

Установил:

Салмова Г.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (далее УФПР в Заводском районе
г. Саратова) о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости <№> от 15 апреля 2011 года, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии за лечебную деятельность.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что 15 апреля 2011 года комиссия Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова вынесла решение <№> об отказе в назначении Салмовой Г.Н. досрочной трудовой пенсии, из-за того, что протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Комиссии государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова <№> в специальный трудовой стаж лечебной и иной работой по охране здоровья населения небыли включены периоды работы истца: с 03 марта 1980 года по 28 июня 1980 года в должности медицинского регистратора в поликлинике Аркадакской районной больницы, с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки больнично-поликлинического объединения №9; с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения больнично-поликлинического объединения №9; с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года в должности старшей медицинской сестры больнично-поликлинического объединения №9; с 05 апреля 1988 года по04 июля 1988 года, с 01 января 1993 года по 31 января 1993 года, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года периоды обучения на курсах повышения квалификации.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраст, установленного ст. 7 Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только и городах, независимо от их возраста.

При исчислении продолжительности трудового стажа (аб. 3 ст. 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. 27.28) в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитываю тем соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно п. 1 Списка, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа среднего медицинского персонала независимо от должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности дает право па пенсию за выслугу лег в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Работая в должности медицинского регистратора в поликлинике Аркадакской районной больницы с 03 марта 1980 года по 28 июня 1980 года Салмова Г.Н.была занята полный рабочий день и выполняла следующие должностные обязанности: вела регистрацию больных, обратившихся за медицинской помощью в поликлинику, обеспечивала хранение и доставку медицинских карт в кабинет врача, контроль за правильным и своевременным подбором медицинских карт на приме врача, контроль за правильным оформлением карт, талонов, информировала по вопросам приема населения непосредственно или по телефону, вела документацию по предварительной записи к врачам специалистам, обзванивала пациентов, принимала телефонные заявки для вызова врача на дом, вела документацию находящуюся в архиве. То есть выполняла работу среднего медицинского персонала.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Больнично-поликлиническое объединение № 9» осуществляет свою деятельность в области оказания медицинской помощи населению и профилактики болезней в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». МУЗ «Больнично-поликлиническое объединение <№>» учреждено Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Управлением здравоохранения г. Саратова, финансируется из бюджета г. Саратова, то есть является муниципальным учреждением здравоохранения (справке <№> от 17 сентября 2009 года). Поэтому периоды работы с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года, с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года, с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года в больнично-поликлиническом объединении <№> подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Курсы повышения квалификации истец проходила по распоряжению работодателя, трудовые отношения в данный периоды с работодателем продолжались, за данные периоды производились отчисления из заработной платы, в том числе и в пенсионный фонд России. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года № 516 среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды работы нахождения на курсах повышения квалификации не поименованы, а также то, что времени нахождения на курсах повышения квалификации предшествовала работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном порядке, подтверждает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 апреля 1988 года по 04 июля 1988 года, в 1993 году - 1 месяц, с 21 сентября 1998 года по 30 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (справка № 482 от 03 сентября 2009 года). Поэтому истец просила удовлетворить заявленные исковые требования и при назначении пенсии включить спорные периоды в её специальный трудовой стаж лечебной деятельности.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст. 39 ГПК РФ отказалась от исковых требований в части понуждения ответчика включить в её в специальный трудовой стаж лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды работы истца: с 03 марта 1980 года по 28 июня 1980 года в должности медицинского регистратора в поликлинике Аркадакской районной больницы, так как указанные периоды были включены ответчиком в специальный стаж истца на основании Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Определением Заводского районного суда г. Саратова от 20 июня 2011 года производство по делу в части исковых требований Салмовой Г.Н. о понуждении ответчика включить в её в специальный трудовой стаж лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды работы истца: с 03 марта 1980 года по 28 июня 1980 года в должности медицинского регистратора в поликлинике Аркадакской районной больницы было прекращено.

В судебном заседании Салмова Г.Н. и её представитель Дударева Е.Ю. поддержали заявленные исковые требования, дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УФПР в Заводском районе г. Саратова Кузык Н.Г. как в письменных возражениях так и в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Заводском районе г. Саратова решением <№> от 15 апреля 2011 года Протокол <№> от 15 апреля 2011 года отказала Салмовой Г.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как указанная пенсия назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

При определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года.

УПФР в Заводском районе г. Саратова определило право истицы на пенсию в связи с лечебной деятельностью: с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в соответствии с которым ко всем периодам работы истицы применялся Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года
№ 781; с учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, в соответствии с которым в отношении периодов работы до 01 ноября 1999 года действует Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением СМ СССР от 06 сентября 1991 года № 464, а также применяется номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 и номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 утвержден Список учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, действующий в отношении периодов работы после 01 ноября 1999 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года
№ 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, действующий в отношении периодов после 11 ноября 2002 года.

Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях, так как в соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, досрочное пенсионное обеспечение предоставляется в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда. При этом работа на одних и тех же по названию должностях, но в разных структурных подразделениях различается по характеру работы, по функциональным обязанностям, по напряженности и интенсивности труда, что соответственно по-разному влияет на профессиональную трудоспособность. В этой связи законодатель обоснованно предоставил право на льготное исчисление периодов работы в определенных должностях при условии осуществления этой деятельности в определенных подразделениях, указанных в соответствующем пункте раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня.

Истица Салмова Г.Н. имеет 26 лет 09 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленный по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, и 26 лет 04 месяцев 05 дней с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 октября 2002 года № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», и постановление от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с перечисленными нормативными актами в стаж на соответствующих видах работ может быть засчитана не любая лечебная деятельность, а только работа в должностях и учреждениях, поименованных в соответствующем Списке.

Периоды работы в должности медицинской сестры-анестезистки Больнично-поликлинического объединения № 9 с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года, в должности медицинской сестры - анестезистки экстренного хирургического отделения Больнично-поликлинического объединения № 9, с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года, в должности старшей медицинской сестры Больнично-поликлинического объединения № 9, с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как «больнично-поликлиническое объединение» не поименовано Списком от 29 октября 2002 № 781.

Так же период работы в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения Больнично-поликлинического объединения с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ как один год работы за один год и шесть месяцев, так как не подтверждается занятость заявительницы в отделениях поименованных пунктом 2 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 апреля 1988 года по 04 июля 1988 года, в 1993 году - 1 месяц, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года не могут быть засчитаны в стаж работы, лающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами от 29 октября 2002 года № 781, ни Правилами от 11 июля 2002 № 516.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года.

К таким нормативным правовым актам, в частности, относились Постановление СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15 октября 1999 № 377, и номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года № 395, постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года
№ 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до 01 ноября 1999 года, и после указанной даты, соответственно. При этом после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 с 12 ноября 2002 года применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением. Наряду с названными, применяется разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Периоды работы в должности медицинской сестры-анестезистки Больничо-поликлинического объединения № 9 с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года, в должности старшей медицинской сестры Больнично-поликлинического объединения № 9 с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как «больнично-поликлиническое объединение» не поименовано Списком от 06 сентября 1991 года № 464 в совокупности с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377.

Период работы в должности медицинской сестры - анестезистки экстренного хирургического отделения Больнично-поликлинического объединения № 9 с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года не может быть засчитан ни в стаж на соответствующих видах работ, ни в стаж на соответствующих видах работ как один год работы за один год и шесть месяцев, так как «больнично-поликлиническое объединение» не поименовано Списком от 06 сентября 1991 года № 464 в совокупности с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 05 апреля 1988 года по 04 июля 1988 года, в 1993 - 1 месяц, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни постановлением от 06 сентября 1991 года № 464, ни разъяснением от 22 мая 1996 года №5.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами от 29 октября 2002 года № 781, ни Правилами от 11 июля 2002 года
№ 516.

Исходя из норм пенсионного законодательства, представитель ответчика просила отказать в удовлетворении искового заявления Салмовой Г.Н. к УПФР в Заводском районе г. Саратова о признании незаконным решения УПФР в Заводском районе г. Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные обеими сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Салмовой Г.Н. подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.

Федеральный Закон РФ от 17 декабря 2001г N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001года № 173 - ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Однако Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001года № 173 - ФЗ содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую на основании ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (должности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 ст.27 указанного Закона).

Постановлением Совета Министров СССР от 06.09.1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, действующий в отношении периодов работы до 01.11.1999 года. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который действует в отношении периодов работы после 01.11.1999 года. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, действующий в отношении периодов после 11.11.2002 года.

Согласно Спискам, утвержденным Постановлением Правительства СМ РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)»

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством право на льготную пенсию у медработников возникает при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и в определенных структурных подразделениях.

В судебном заседании установлено, что Салмова Г.Н. в периоды: с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года работала в должности медицинской сестры-анестезистки больнично-поликлинического объединения №9; с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года - в должности старшей медицинской сестры больнично-поликлинического объединения №9; с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения больнично-поликлинического объединения №9, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 6-12).

В силу ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Доводы УФПР в Заводском районе г. Саратова о том, что «больнично-поликлиническое объединение» не поименовано Списком от 06 сентября 1991 года
№ 464 в совокупности с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, применительно к вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации № 516 не относится к государственным или муниципальным, являются неосновательными, так как больнично-поликлиническое объединение №9 вне зависимости от ведомственной принадлежности следует рассматривать как муниципальное учреждение здравоохранения. Более того согласно, справке Комитета здравоохранения Администрации г. Саратова от 17 сентября 2009 года № 167, больнично-поликлиническое объединение №9 было создано путем слияния поликлиники № 3 и Городской больницы № 9, учреждено комитетом по управлению имуществом г. Саратова и управлением здравоохранения администрации г. Саратова (в последствии преобразованном в Комитет), финансируется из бюджета             г. Саратова на здравоохранение (л.д. 29).

Кроме того, все это время организация, в которой работала Салмова Г.Н., не меняла профиля своей деятельности, а истица продолжала осуществлять деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается копией трудовой книжки.

При таких обстоятельствах периоды работы Салмовой Г.Н. с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года работала в должности медицинской сестры-анестезистки больнично-поликлинического объединения №9; с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года - в должности старшей медицинской сестры больнично-поликлинического объединения №9 подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении; а периоды работы с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения больнично-поликлинического объединения №9 в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Требования истицы о включении в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 05 апреля 1988 года по 04 июля 1988 года, с 01 января 1993 года по 31 января 1993 года, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года также подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно льготной справке, истица в вышеперечисленные периоды, на основании приказов по личному составу находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы. За весь период нахождения истицы на курсах повышения квалификации ей начислялась заработная плата по месту работы, из которой производились отчисления взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по установленным тарифам, что подтверждается справками о заработной плате, имеющиеся в пенсионном деле, пенсионным делом и не оспаривалось представителем ответчика.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 медицинские работники не вправе осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

В силу ст.184 КЗоТ РФи ст. 196ТК РФ, действующего в настоящее время, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных условий осуществления работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и производятся соответствующие выплаты, что является для работника, повышающего свою квалификацию, основной гарантией, обеспечивающей защиту не только трудовых, но и пенсионных прав.

В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пении по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 11 июля 2002 года
№ 516), среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации (курсах усовершенствования), в командировке. При этом, и в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года), и в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года) отсутствует прямой запрет на включение данных периодов в стаж лечебной деятельности.

В связи с изложенным указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и решение комиссии об отказе во включении указанного периода в льготный стаж является необоснованным.

Вопреки ст. ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, представителем ответчика суду не представлено, хотя при подготовке дела к судебном разбирательству и в судебном заседании сторонам неоднократно разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Учитывая, что с учетом указанных выше периодов, подлежащих включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истец к моменту обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имеет более 30 лет стажа лечебной деятельности, учитывая то обстоятельство, что истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, все исследованные в судебном заседании документы, письменные доказательства имелись в наличии и были доступны для специалистов УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова при рассмотрении заявления Салмовой Г.Н. от 25 января 2011 года, однако в назначении пенсии истцу было необоснованно отказано. Суд считает правильным обязать ответчика назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, так как Салмова Г.Н. на тот момент уже имела право на назначение льготной пенсии.

В соответствии со ст. 19 Ф3«О трудовые пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова
<№> от 15 апреля 2011 года об отказе Самовой Г.Н. в назначении досрочной пенсии - является незаконным и подлежит отмене, а на ответчика следует возложить обязанность включить спорные периоды работы в специальный стаж, и обязать назначить пенсию с 25 января 2011 года, поскольку иное нарушает положение ст. 39 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что требования истца о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворено, в её пользу подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей (л.д. 5).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,98,100,194-198,199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Салмовой Г.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова <№> от 15 апреля 2011 года в части отказа Салмовой Г.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Признать незаконным Протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Комиссии Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе
г. Саратова <№> от 15 апреля 2011 года в части отказа Салмовой Г.Н. во включении в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы: с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки больнично-поликлинического объединения №9; с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения больнично-поликлинического объединения №9; с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года в должности старшей медицинской сестры больнично-поликлинического объединения №9; с 05 апреля 1988 года по04 июля 1988 года, с 01 января 1993 года по 31 января 1993 года, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года периоды обучения на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии Салмовой Г.Н., <Дата> года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы: с 18 февраля 1981 года по 30 января 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки больнично-поликлинического объединения №9; с 21 июля 1983 года по 20 марта 1984 года в должности старшей медицинской сестры больнично-поликлинического объединения №9; с 05 апреля 1988 года по 04 июля 1988 года, с 01 января 1993 года по 31 января 1993 года, с 21 сентября 1998 года по 20 октября 1998 года, с 11 ноября 2002 года по 11 декабря 2002 года, с 09 октября 2006 года по 10 ноября 2006 года периоды обучения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении; с 31 января 1983 года по 20 июля 1983 года в должности медицинской сестры-анестезистки экстренного хирургического отделения больнично-поликлинического объединения №9 как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Признать у Салмовой Г.Н. право на пенсию с момента обращения к ответчику за назначение пенсии, т.е. 25 января 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова, юридический адрес:
<адрес> в пользу Салмовой Г.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:        Иванов В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года.