о восстановлении нарушенных прав



Дело N 2-1333/11

Решение

Именем Российской Федерации

<Дата>        <адрес>

Заводской районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Иванова В.Н.,

при секретаре Мавриной А.Ф.,

с участием представителя истца РОУЗППСО «Человек и его права»
Гаврилюка В.В., действующего на основании устава общества,

истцов Тонких В.С., Емшановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах потребителей жилищных и коммунальных услуг Тонких В.С., Емшановой Н.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» о восстановлении нарушенных прав потребителя в сфере жилищных и коммунальных услуг, суд

Установил:

Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» (далее РОУЗППСО «Человек и его права») в интересах потребителей жилищных и коммунальных услуг Тонких В.С., Емшановой Н.А. обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее ООО «Стройкомплект») о восстановлении нарушенных прав потребителя в сфере жилищных и коммунальных услуг (далее ЖКУ). В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что Тонких В.С., Емшанова Н.А. проживают в <адрес>
<адрес> и как потребители не согласны с выставляемыми им счётом в квитанциях оплаты за жилищные и коммунальные услуги, исполнителем ООО «Стройкомплект» за период с октября 2009 года по март 2011 года за электроснабжение, подающееся на места общего пользования (далее МОП), считают, что коммунальная услуга ими уже оплачивается монополисту коммунальной услуги электроснабжение ООО «СПГЭС» напрямую по абонентской книжке (копии прилагают), считают, что за установку общедомовых приборов учёта с октября 2009 года по сентябрь 2010 года с них незаконно взималась плата, так как общего собрания собственников помещений по этому вопросу не проводилось, смета за этот прибор общего учёта собственниками не утверждалась.

Кроме того считают, что в декабре 2009 года им выставили корректировку за теплоэнергию 4 квартал 2008 года, отопление и горячее водоснабжение (далее ГВС) за 9 месяцев 2009 года неправильно, в июле 2010 года им выставили корректировку отопления по общедомовому прибору учёта с октября 2009 года по апрель 2010 года по тарифу 114.660, неправильно.

Истцы считают, что выставленные суммы за коммунальную услугу центральное отопление за период с ноября 2009 года по март 2011 года завышены, а выставленная плата за приборы общего учёта с октября 2009 года по сентябрь 2010 года незаконна по следующим основаниям.

Коммунальная услуга, подающаяся на места общего пользования была заложена в структуре платы за содержания жилья, утверждённой решением Саратовской городской Думы от 04 февраля 2005 года «О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения» п. 3 последний абзац, электроэнергия, подающаяся на места общего пользования. Согласно расшифровки структуры цены на содержание жилья (рубль за 1 кв.м. общей площади жилых помещений).

Согласно постановления <адрес> утверждённое решением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 года № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» в норматив потребления коммунальной услуги входит места общего пользования и на потребление электроэнергии на лифтовое оборудование.

Следовательно, взимание исполнителем ООО «Стройкомплект» в третий раз одной и той же коммунальной услуги норматива является незаконным.

В результате выставленных сумм за электроснабжение МОП нарушаются имущественные права истцов потребителей ЖКУ, так как потребитель вынужден оплачивать в третий раз одну и туже коммунальную услугу электроснабжение.

Согласно выставленным исполнителем ООО «Стройкомплект» счётам в квитанции по графе центральное отопление за спорный отапливаемый период следует, что потребители оплачивали каждый отапливаемый месяц по нормативу, утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 года
№ 64-664 «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения», из чего следует, что за 1 кв.м. отапливаемой площади потребитель города Саратова обязан осуществлять расчёт за 1 кв.м. - 0,030 Гкал в зимний отапливаемый период.

Согласно пункту 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306) следует, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) в п. 3 указано, что - устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Пунктом 4 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть решением Саратовской городской Думы.

Согласно Правил установления и определений нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) в пункте 2 используются следующие основные понятия:

«норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета;

«единица измерения» - показатель норматива потребления коммунальных услуг;

«конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

«степень благоустройства» - наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг;

«климатические условия» - влияющие на потребление коммунальных ресурсов среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, скорость ветра в отопительный период и другие климатические параметры;

Согласно решению Саратовской городской Думы в норматив потребления теплоэнергии заложена температура наружного воздуха - 27 градусов.

Однако такой температуры на протяжении последних трёх лет не было, следовательно, потребитель переплачивал по нормативу. Из вышеизложенного следует, что исполнитель обязан был осуществлять потребителю за каждый месяц перерасчёт в сторону уменьшения платы за центральное отопление за не потреблённую, но оплачиваемую тепловую энергию, что исполнителем сделано не было. Кроме того согласно выставленным счетам платы за ЖКУ, потребителю выставляются счета в сторону увеличения платы за коммунальную услугу центральное отопление.

Истцы не согласны с выставленными счетами за центральное отопление в оспариваемый период, так как температура наружного воздуха была на много выше и в среднем составляла - 15 градусов.

Истцы считают, что ответчик, выставляя нормативы за отопительные периоды обязан был осуществить перерасчёт за не потреблённый теплоресурс и обязан вернуть излишне выставленные денежные средства за не потреблённый коммунальный ресурс.

Истцы также считают, что установка приборов общего учёта, это прерогатива общего собрания собственников помещений проживающих в многоквартирном доме (ст. 44 - 48 Жилищного Кодекса Российской Федерации), а не управляющей организации ООО «Стройкомплект». Поэтому навязанная услуга и работа по Закону не должна оплачиваться потребителями.

Указанные требования основаны на положениях ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», где в части 2 указано, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

В силу части 3 указанной статьи, продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Своими противоправными действиями по установке общедомовых приборов учета без решение общего собрания собственников жилых помещений ответчик ООО «Стройкомплект» ущемляет права потребителей, навязывая им незаконно услуги и работы не предусмотренные законом. Кроме того, показания приборов учета снимались без участия собственников жилых помещений. Своими незаконными действиями ответчик нанёс непоправимый вред истцам - потребителям Тонких В. С. и Емшановой Н.А., выраженный в плохом настроении, переживаниях, из-за того, что простых людей так безнаказанно обманывают, что завтра это общество выставит долг равнозначный цене квартиры и на это общество нет ни какой управы. Кроме того, истцы утверждают, что к ним постоянно звонят по телефону присылают угрожающие письма какая-то рейдерская организация.

Моральный вред, причиненный действиями ответчика истцы Тонких В.С. и Емшанова Н.А. оценивают в сумме по 10000 рублей каждому.

В ходе рассмотрения дела истцы отказались от исковых требований в части признания выставленных счетов за оспариваемый период по графе установка приборов общего учета незаконными.

Определением Заводского районного суда г. Саратова от 23 июня 2011 года производство по делу по иску РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах потребителей жилищных и коммунальных услуг Тонких В.С., Емшановой Н.А. к ООО «Стройкомплект» о восстановлении нарушенных прав потребителя в сфере жилищных и коммунальных услуг, в части исковых требований о признании выставленных счетов за оспариваемый период по графе установка приборов общего учета незаконными было прекращено.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования, дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, кроме того, пояснили, что при установке общедомовых приборов учета все инженерные системы отопления и горячего водоснабжения должны быть приведены в надлежащее исправное состояние. Однако снимая показания приборов учета без участия собственников жилых помещений, ответчик никак не реагировал на неоднократные обращения жильцов дома по поводу затопление подвала <адрес>
<адрес> в котором находится законсервированная котельная. Длительное время, т.е. весь отопительный сезон уровень затопления водой доходил до порога входа в котельную. Несколько раз проводились вскрышные работы и долго не могли разобраться в принадлежности утечки какой-либо организации. При этом напор горячей и холодной воды не обеспечивал её подачу на верхние этажи указанного дома.

Истцы считают, что корректировка может быть произведена по показаниям общедомового прибора учета, если все инженерные системы находятся в исправном состоянии и отсутствуют необоснованные потери теплоресурса, связанные с бездействием ответчика по устранению утечек горячей и холодной воды.

ООО «Стройкомплек» выставляя корректировки за отопление, делает ссылку на показания общедомового прибора учета, однако представитель ответчика даже в судебное заседание не смог представить надлежащим образом оформленные акты снятия показаний приборов учета, до которых у собственников жилых помещений дома доступ закрыт. Кто и когда снимает показания приборов учета и правильность снятия этих показаний, собственники жилых помещений поверить не имеют возможности. Произвести проверку правильности снятия показаний общедомовых приборов учета за оспариваемый период в настоящее время также не представляется возможным, поскольку со слов специалистов ответчика у данного прибора учета отсутствует соответствующая память.

Учитывая изложенное, истцы просили удовлетворить заявленные ими исковые требования.

Представитель ответчика ООО «Стройкомплект» Марадудина В.Н. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила. В ранее представленных отзывах и объяснениях Марадудина В.Н. исковые требования не признала в полном объеме, указав, что жилой <адрес> был передан в управление ООО «Стройкомплект» с 01 апреля 2008 года на основании Постановления администрации г. Саратова № 1053 от 30 ноября 2007 года «О списании многоквартирных домов с баланса МУ «ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» населению производятся корректировки платы за горячее водоснабжение 1 раз в квартал, за отопление 1 раз в год. В июле месяце выставлена корректировка за отопление за отопительный период октябрь 2009 года - апрель 2010 года.

В жилом <адрес> по областной целевой программе «Модернизация и санация многоквартирных домов в Саратовской области на 2007- 2010 годы» через ГАУП «Агентство энергосбережения Саратовской области» произведена установка общедомового прибора учета тепловой энергии. В соответствии с постановлением администрации города Саратова от 23 сентября 2009 года №788 возмещение из бюджета производится в размере 100% затрат, соответствующих доле муниципального образования «Город Саратов», собственники жилых помещений несут расходы по оплате общедомового имущества в доле, определяемой согласно ст. 37 Жилищного Кодекса Российской Федерации пропорционально площади занимаемых жилых помещений.

Стоимость установки общедомового прибора учета тепловой энергии составляет 114212 рублей 82 копейки, общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме 3316,2 кв.м., период оплаты 21 месяц, с января 2009 года по сентябрь 2010 года, расчетно-кассовое обслуживание 2,95%.

Соответственно плата за установку общедомового прибора учета составляет: 114212 рублей 82 копейки : 3316,2кв.м. : 21 мес. х 2,95% = 1,69 руб./кв.м.

С октября месяца 2009 года в <адрес> ежемесячно снимаются показания общедомового прибора учета тепловой энергии, согласно показаний потреблено домом тепловой энергии за отопительный период октябрь 2009 года - апрель 2010 года на сумму 1030284 рублей 63 копейки, начислено населению по установленным нормам потребления 669975 рублей 48 копеек, превышение фактического потребления над начисленной составляет сумму 360309 рублей 15 копеек, в расчете на 1 кв.м. (3142,40 кв.м.) 114 рублей 66 копеек.

С октября 2010 года по март 2011 года начисление по статье «центральное отопление» производится по нормативу, корректировка не выставлялась.

Электроэнергия МОП включает в себя расходы по оплате электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования (лестничные площадки, подвалы и т.д.).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 491 от 13 августа 2006 года в содержание жилья входит обслуживание электрических сетей в доме для обеспечения освещения, стоимость самой электроэнергии в состав содержания жилья, то есть жилищной услуги не включена. Электроснабжение является коммунальной услугой и начисляется отдельной позицией.

При отсутствии в доме общедомового прибора учета электроэнергии поставщик предъявляет к оплате счета за электроэнергию по установленной мощности.

Предъявление счетов за электроэнергию поставщиком ООО «СПГЭС» по <адрес> <адрес> осуществляется на МОП.

Электроэнергия, потребленная жителями дома в своих жилых помещениях, оплачивается жителями непосредственно в ООО «СПГЭС».

С марта месяца текущего года начисление платы за электроэнергию МОП жителям дома производится по тарифам, рассчитанным по дому, исходя из объемов по счетам поставщика электроэнергии ООО «СПГЭС», плата составляет 22 рубля 78 копеек с человека. До этого момента начисление производилось по тарифу 30 рублей 28 копеек, тариф был утвержден на общем собрании собственников помещений данного дома в декабре 2008 года.

При установке в доме общедомового прибора учета электроэнергии оплата населением будет осуществляться за объемы электроэнергии, фактически потребленные домом согласно показаниям общедомового прибора учета.

Согласно п. 6 Приложения № 8 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 года № 5176) установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание относится к перечню работ производимых при капитальном ремонте.

Согласно ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

По вышеуказанному адресу проводилось общее собрание собственников в форме очного голосования в 2008 году с повесткой дня установка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> настоящего времени протокол общего собрания собственников не сохранился в управляющей компании ООО «Стройкомплект».

Согласно п. 6 ст. 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации «Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

О том, что в доме установлен общедомовой прибор учета и производятся начисления за капитальный ремонт собственники квартир <адрес> были уведомлены как минимум с 2009 года, о чем свидетельствуют оплаченные платежные документы с начислениями за жилищно-коммунальные услуги, но до настоящего времени собственники помещений в данном многоквартирном доме не обращался ни с письменными заявлениями в ООО «Стройкомплект» о выдаче протокола, ни с обжалованием протокола в судебном порядке.

Таким образом, истцами пропущен срок обжалования протокола общего собрания, предусмотренный ст. 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Также п. 4 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено следующее: до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5, 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, обязанность по оплате установленного прибора учета тепловой энергии лежит на собственниках жилых домов, но никак не на управляющей компании. Оплата капитального ремонта в многоквартирном доме управляющей компанией не входит в ее обязанности и является незаконной. Поэтому представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства представленные сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Тонких В.С., Емшановой Н.А. подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Материалами дела установлено, что Тонких В.С., является собственником жилого помещения <адрес>, Емшанова Н.А. собственником <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что жилой <адрес> в г. Саратове, в котором проживают истцы, находится в оперативном управлении и обслуживании управляющей компании ООО «Стройкомплект».

Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила) в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно подпункту б пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.

Данными Правилами предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 5, 25, 26).

В силу п.4 ст. 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (с изменениями от 21 июля 2008 года, 29 июля 2010 года) являются обязательнымидля сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Пунктом 8 Правил
№ 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемых с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными ресурсами, не должны противоречить Правилам.

Пункт 145 указанных Правил № 307 исключает граждан - потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которым осуществляется расчетным способом, а пункт 147 предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствии приборов учета применения нормативов, установленных в соответствии с жилищном законодательством.

Установлено и не оспаривалось участниками процесса, что коммунальная услуга, подающаяся на места общего пользования была заложена в структуре платы за содержания жилья, утверждённой решением Саратовской городской Думы от <Дата> «О ценах на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения» п. 3 последний абзац, электроэнергия, подающаяся на места общего пользования. Согласно расшифровки структуры цены на содержание жилья (рубль за 1 кв.м. общей площади жилых помещений).

Согласно постановлению Правительства Саратовской области утверждённое решением Саратовской областной Думы от 19 июля 2006 года № 57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» в норматив потребления коммунальной услуги входит места общего пользования и на потребление электроэнергии на лифтовое оборудование.

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» норматив потребления установлен из расчета 7 кВт·ч. в месяц на 1 человека.

При таких обстоятельствах выставленная ответчиком ООО «Стройкомплект» плата по графе за коммунальные услуги электроснабжение, подающееся на места общего пользования в многоквартирном <адрес>
<адрес> за период с октября 2009 года по март 2011 года является незаконным и подлежит перерасчету.

В судебном заседании установлено, что по выставленным исполнителем ООО «Стройкомплект» счётам в квитанции по графе центральное отопление за спорный отапливаемый период потребители оплачивали каждый отапливаемый месяц по нормативу, утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 года № 64-664 «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения», который предусматривает, что за 1 кв.м. отапливаемой площади потребитель города Саратова обязан осуществлять расчёт исходя из 0,030 Гкал в зимний отапливаемый период.

Согласно пункту 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306) следует, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) в п. 3 указано, что - устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Пунктом 4 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть решением Саратовской городской Думы.

Согласно Правил установления и определений нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306) в пункте 2 используются следующие основные понятия:

«норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета;

«единица измерения» - показатель норматива потребления коммунальных услуг;

«конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);

«степень благоустройства» - наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг;

«климатические условия» - влияющие на потребление коммунальных ресурсов среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, скорость ветра в отопительный период и другие климатические параметры.

Установлено и не оспаривается участниками процесса, что тариф на 2008 год утвержденный Комитетом государственного регулирования тарифов для ОАО «Волжская ТГК» составляет без учета НДС - 658 рублей 63 копейки за 1 Гкал + с учетом НДС 18 % = 777,1834 рублей за 1 Гкал.

Соответственно тариф на 2009 года составляет 939,7992 рублей за 1 Гкал; на 2010 года - 1054.2474 рубля за 1 Гкал.

Исходя из приведенного выше законодательства, следует, что собственники жилых помещений обязаны оплачивать все технологические потери по нормативам потребления при отсутствии общедомоввых приборов учета.

Установлено, что в <адрес> с 2009 года установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Также установлено, что ответчиком ООО «Стройкомплект» в декабре 2009 года выставили истцам корректировку за теплоэнергию 4 квартал 2008 года, отопление и горячее водоснабжение (далее ГВС) за 9 месяцев 2009 года, в июле 2010 года выставили корректировку отопления по общедомовому прибору учёта с октября 2009 года по апрель 2010 года по тарифу 114.660, необоснованно, выставленные суммы за коммунальную услугу центральное отопление за период с ноября 2009 года по март 2011 года завышены по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.

Пунктом 2.3.1 указанных Правил установлено, что текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что ООО «Стройкомплект» не приняло мер по устранению течи отопления в подвале многоквартирного дома, несмотря на многочисленные обращения жителей дома.

Данные обстоятельства подтверждаются заявлениями жителей <адрес> поданными в адрес ответчика (л.д. 97, 98, 104-105).

Факт нарушения ответчиком правил содержания общего имущества <адрес>, так же подтверждается заявлениями истцов и других жителей дома, поданными в прокуратуру Заводского района г. Саратова (л.д. 84-87).

Письмом уполномоченного по правам человека в Саратовской области
Л. И.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Ф., из которого следует, что содержащаяся в ответе администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03 сентября 2010 года информация о большом перерасходе тепловой энергии связана с неудовлетворительным функционированием системы теплоснабжения жилого дома (л.д. 90).

Данные обстоятельства объективно подтверждаются показаниями истцом, из которых следует, что ответчик никак не реагировал на неоднократные обращения жильцов дома по поводу затопление подвала <адрес>
<адрес> в котором находится законсервированная котельная. Длительное время, т.е. весь отопительный сезон уровень затопления водой доходил до порога входа в котельную. Несколько раз проводились вскрышные работы и долго не могли разобраться в принадлежности утечки какой-либо организации. При этом напор горячей и холодной воды не обеспечивал её подачу на верхние этажи указанного дома.

Вопреки ст. 56 ГПК РФ, доказательств отсутствия вины ООО «Стройкомплект» в ненадлежащем содержании общедомового имущества дома, в том числе инженерных сетей отопления в подвале дома, представителем ответчика суду не представлено.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Тонких В. С. и Емшановой Н.А. суд принимает во внимание и то обстоятельство, что показания приборов учета снимались без участия представителя собственников жилых помещений и ответчик не представил суду доказательства достоверности снятых показаний, так как ни один из представленных актов надлежащим образом не оформлен. В актах отсутствует время и дата снятия показаний приборов учета, сведения о потребителе коммунальной услуги при котором снимались показания (л.д. 163-174).

При таких обстоятельствах суд считает, что корректировка не может быть произведена по показаниям общедомового прибора учета, поскольку инженерные системы находятся в исправном состоянии, а ответчиком не представлено доказательств отсутствуют необоснованных потерь теплоресурса.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, с учетом вышеприведенных норм материального права, суд находит установленным, что из-за ненадлежащего содержания жилого дома <адрес>
<адрес> за период с октября 2009 года по март 2011 года происходили потери тепловых ресурсов.

Бесспорно установлено, что истцам производилось начисление за отопление по нормативам установленным пунктом 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, в который включаются все нормативные технологические потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения технических требований эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что действия ООО «Стройкомплект» по начислению истцам, корректировки отопления по общедомовому прибору учета за октябрь 2009 года - апрель 2010 года являются незаконными, поскольку потери тепловой энергии происходили по вине ответчика и считает правильным обязать ООО «Стройкомплект» произвести истцам перерасчет платы за отопление за указанные периоды.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 года N 10, от 06 февраля 2007 года N 6)

Поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Поскольку судом принимается решение об удовлетворении требований истцов, суд находит подлежащими удовлетворению их требований о взыскании с ответчика морального вреда по 1000 рублей каждому, а не по 10000 рублей как заявлено в исковых заявлениях.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет.

Поскольку истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек, исчисленная согласно ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 103, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по начислению Тонких В.С. Емшановой Н.А. платы по графе за коммунальные услуги электроснабжение, подающееся на места общего пользования в многоквартирном <адрес>
<адрес> за период с октября 2009 года по март 2011 года и обязать произвести перерасчет в соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» из расчета 7 кВт·ч в месяц на 1 человека.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» произвести Тонких В.С., Емшановой Н.А. перерасчет платы за отопление за период ноября 2009 года - апрель 2010 года, с октября 2010 года по март 2011 года согласно п. 14 по формуле № 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», юридический адрес: <адрес> в пользу Тонких В.С., <Дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> в пользу Емшановой Н.А., <Дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес> компенсацию морального вреда в сумме по 1000 рублей каждой.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», юридический адрес: <адрес> государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:        Иванов В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2011 года.