о пересчете денежной компенсации



                                                                                                              Дело № 2- 1605 /11

Решение

именем Российской Федерации

15 июля 2011 г.                                                                                                    г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Слободской Т.Н.

с участием помощника прокурора Заводского района г. Саратова Катушкова Р.В.,

при секретаре Овчаровой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова А.В. к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о пересчете ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью,

Установил:

         Чернышов А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области (далее ГУВД по Саратовской области) о пересчете ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, в котором просил обязать ответчика назначить ему к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. в сумме 21953 руб. 76 коп.

         Обосновывая исковые требования, истец указал, что является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и получает денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В период с 29.05.2003г. по 31.12.2003г. истец являлся инвалидом 3 группы и ответчик производил ему выплаты ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 1254 руб.; в период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. - в размере 1380 руб.; в период с 01.01.2005г. по 15.03.2005г. в размере 1531руб. 80 коп.
В период с 16.03.2005г. по 31.12.2005г. ответчик назначил ему, как инвалиду 2 группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи и аварией на Чернобыльской АЭС, выплату ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 3829 руб.50 коп. и производил ее индексацию на индексы уровня инфляции, что подтверждает справка от 14.06.2011г. № 44/4078, выданная Центром пенсионного обслуживания ГУВД по Саратовской области. С размером назначенной и выплаченной ему ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. истец не согласен. Размер возмещения вреда здоровью с даты назначения и по день установления истцу 2 группы инвалидности индексировался на индексы роста уровня инфляции, установленные Постановлениями Правительства РФ. Истец полагает, что размер выплат, начиная с 29.05.2003г., был определен ему неправильно и не в соответствии с действующим в тот период законодательством. В период с 2002г. - 2004г. ежемесячная компенсация возмещения вреда здоровью подлежала индексации, исходя из коэффициентов увеличения прожиточного минимума пенсионеров в Саратовской области, а в период с 01.01.2005г., исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В связи с чем истец считает, что за период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. у ответчика образовалась перед ним задолженность, которую он просил назначить к выплате.

       В судебное заседание истец Чернышов А.В. не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.

         В судебном заседании представитель истца Чернышова А.В. по доверенности Савельева В.И. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении, при этом дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

         Представитель ответчика ГУВД по Саратовской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, возражений по иску не представил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.

         Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика и считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

         В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

         В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

         В соответствии со ст. 318 ГК РФ).

         Согласно ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

         Судом установлено, что Чернышов А.В. в связи с заболеванием, полученным в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 29.05.2003г. являлся инвалидом 3 группы, а с 16.03.2005г. является инвалидом 2 группы, бессрочно. В связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец с 29.05.2003г. получает ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, а именно: в период с 29.05.2003г. по 31.12.2003г. в размере 1254 руб., в период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. в размере 1380 руб., в период с 01.01.2005г. по 15.03.2005г. в размере 1531 руб. 80 коп. Размеры назначенной и выплаченной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, подтверждены справкой от 14.06.2011г. № 44/4078, выданной Центром пенсионного обслуживания ГУВД по Саратовской области.

         В силу п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18.04.1999 г.) истец имел право на возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на выплаты денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

         Законом РФ от 12.02.2001г. № 5 -ФЗ пункт 25 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложен в новой редакции, которым инвалидам 3 группы размер ежемесячной денежной компенсации установлен в сумме 1000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб.

         В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ № 5 от 12.01.2001г.) суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ.

         В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ № 31 от 26.04.2004г.) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими Федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ № 11 - П от 19.06.2002 г. признаны не соответствующими ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ положения ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.01 № 5 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ № 5 ФЗ от 12.02.2001 г.) в их взаимосвязи. Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (пенсионеры по старости, инвалиды).

         Определением Конституционного Суда от 04.10.2005г. установлено, что исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19.06.2002г. по 29.05.2004г. как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (ст. 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (постановление от 24.05.2001 г. № 8 - П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях…» и от 3.06.2004г. № 11-п по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002г. по 29.05.2004г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.

         Поскольку истец Чернышов А.В. в период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. являлся инвалидом 3 группы и получателем компенсации возмещения вреда здоровью, суд считает, что истец обоснованно просит произвести индексацию сумм возмещения вреда, исходя из величины прожиточного минимума за период 2002г. - 2004г. для пенсионеров в субъекте РФ Саратовской области, как наиболее благоприятного для него критерия индексации.

Для определения индекса роста прожиточного минимума по Саратовской области необходимо принять во внимание Постановления Правительства Саратовской области, устанавливающие размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, ежеквартально. Уровень прожиточного минимума для пенсионеров за 2000г. - 2001г. составляет соответственно 602 руб.72 коп. и 916 руб. В связи с чем индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2002г. составит 1, 519.

Уровень прожиточного минимума для пенсионеров согласно Постановлениям Правительства Саратовской области за 2001г.-2002г. составит соответственно 916 руб. и 1294 руб. 90коп. Индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2003г. составит 1,414. Уровень прожиточного минимума за 2002г.-2003г. для пенсионеров составит соответственно 1294 руб. 90 коп., и 1469 руб. 50коп. Индекс роста прожиточного минимума с 01.01.2004 г. составит 1,135.

         В силу ст. 1 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005г.» № 173 -ФЗ от 23.12.2004г. уровень инфляции на 2005г. установлен в размере 7,5 - 8,5 процентов (декабрь 2005г. по отношению к декабрю 2004г.).

         Согласно ФЗ № 141 - ФЗ от 04.11.2005г. «О внесении изменений в с 01 января 2005г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005г.» установлен уровень инфляции на 2005г. в размере 11 процентов (декабрь 2005г. по отношению к декабрю 2004г.).

         В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 «Об индексации в 2005г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановлено осуществить с 01.01.2005г. индексацию размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005г.»: ежемесячной компенсации и ежемесячной денежной суммы, установленных ч.1 и 2 ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 5 - ФЗ от 12.02.2001 г.

         Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 143 «О внесении изменений Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292, от 09.08.2005г. № 496 и от 25.04.2006г. № 246» внесены изменения в п.1 Постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292 «Об индексации в 2005г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым компенсационные выплаты подлежат индексации на коэффициент роста уровня инфляции в 2005 г. в 1,11.

         Согласно расчету, представленному истцом, ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда здоровью, после индексации по состоянию на 01.01.2005г. составит сумму 2705 руб. 98 коп. (1000 руб. х 1,519 х 1,414 х 1,135 х 1,1) вместо установленной ответчиком на указанную дату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в сумме 1531 руб. 80 коп.     Задолженность по выплате денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. составляет сумму 21953 руб. 76 коп.

         Вышеуказанный расчет ответчик не оспаривал, иной расчет задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью не представил.

         Суд считает представленный расчет правильным и соглашается с ним.

         Определением Конституционного Суда от 03.11.2006 г. № 445-О установлено, что при наличии законодательно закрепленной обязанности выплаты сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, государством ограничение в возможности удовлетворения требований за прошедшее время трехлетним сроком давности, установленное ст. 218 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствует взысканию за прошлое время без ограничения каким - либо сроком своевременно не полученных сумм возмещения вреда пострадавшими лицами, по вине органов, осуществляющих такие выплаты.

         На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку закон, предусматривающий индексацию компенсационных выплат, действует с 15.02.02г. и предусматривает производство индексации ежегодно, то ежемесячная сумма компенсации возмещения вреда здоровью подлежит индексации за 2002г. - 2004г. на индексы роста величины прожиточного минимума по Саратовской области для пенсионеров: за 2002г. на 1,519; за 2003г. на 1.414; за 2004г. на 1,135, как наиболее благоприятные для истца критерии индексации, а с 01.01.2005 г. на коэффициент роста уровня инфляции 1,11

         При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

         Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

         Обязать Главное управление внутренних дел по Саратовской области назначить Чернышову А.В. к выплате единовременно задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда по здоровью за период с 29.05.2003г. по 15.03.2005г. в сумме 21953 руб. 76 коп.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через данный суд после изготовления мотивированного решения.

         Судья