Дело № 2-1757/11 Решение Именем Российской Федерации 16 августа 2011 г. г. Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Слободской Т.Н., при секретаре Крымском С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах Волошиной В.А. к Товариществу собственников жилья «Южный - 2001» о восстановлении нарушенных прав потребителей, Установил: Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» (далее РОУЗПП) в интересах Волошиной В.А.обратилось в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Южный - 2001» о восстановлении нарушенных прав потребителей, в котором просила признать незаконными выставленную в квитанции за июнь 2010г. плату в графах за «центральное отопление» в сумме 1700 руб. 26 коп. и «СЖ - электроэнергия МОП» в сумме 30 руб. 79 коп.; выставленные в квитанции за август 2010г. в графе «водоснабжение» перерасчет в сумме 506 руб. 93 коп. и плату в графе «СЖ - электроэнергия МОП» в сумме 30 руб. 79 коп.; выставленные в квитанции за октябрь 2010г. плату в графе «отопление центральное» по тарифу 42 руб. 08 коп. в сумме 972 руб. 05 коп., в графе «СЖ - электроэнергия» в сумме 30 руб. 79 коп., в графе «доначисление за холодное водоснабжение» в сумме 185 руб. 61 коп., по адресу: <адрес>. Обосновывая исковые требования, истец указал, что Волошина В.А. обратилась в РОУЗПП за защитой прав потребителя о законности выставленных начислений, перерасчетов в сторону увеличения платы в июле 2010г., августе 2010г. и октябре 2010г. Истица неоднократно обращалась в ТСЖ «Южный - 2001» по факту предоставления ей информации о законности выставленных ей плат за коммунальные услуги. Однако ей в этом было отказано. Истец полагает, что выставленные перерасчеты и платы являются выдуманными ответчиком. В судебном заседании представители РОУЗПП Гаврилюк В.В. и Перфилова А.М., а также истец Волошина В.А. поддержали исковые требования и настаивали на их удовлетворении, указав, что просят признать вышеуказанные корректировки незаконными. При этом пояснили, что не согласны с расчетом начисленных корректировок и доначислений, и полагают, что они должны быть отменены. Представитель ТСЖ «Южный - 2001» по доверенности Фрушичева Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что корректировки и доначисления за холодное водоснабжение, центральное отопление и электроэнергию мест общего пользования произведены в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, по установленным формулам и оснований для признания их незаконными не имеется. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее ОАО «ВоТГК») по доверенности Белозерцев С.О. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что подача тепловой энергии в жилой <адрес> в <адрес> осуществляется в соответствии с договором снабжения тепловой энергией в горячей воде № 52551 т от 01.01.2006г., заключенным между ОАО «ВТГК» и ТСЖ «Южный - 2001», и не предусматривает предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Договора, учет количества принятой тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по коммерческому прибору учета «Абонента»- ТСЖ «Южный -2001» (при их наличии). При отсутствии у «Абонента» приборов учета, выходе их из строя, нарушения пломб, учет количества отпущенной «Абоненту» тепловой энергии определяется расчетным путем балансовым методом на основании расчетных тепловых нагрузок. Вышеуказанный договор является действующим. Начисление платы ОАО «ВоТГК» ТСЖ «Южный - 2001» за потребленную тепловую энергию за июнь, август 2010г. не производилось. Расчет за тепловую энергию за октябрь 2010г. осуществлялся в соответствии с показаниями прибора учета тепловой энергии, которые выставлялись «Абонентом» в Электроснабжающую организацию, а также тарифа, установленного Постановлением комитета государственного регулирования тарифов по Саратовской области от 25.11.2009г. № 24/2, который составлял сумму 893 руб. 43 коп. за 1 Гкал без учета НДС. На основании показаний прибора учета тепловой энергии и тарифа, «Абоненту» были выставлены счета - фактуры в соответствии с количеством потребленной тепловой энергии, зафиксированной приборами учета, и действующими в тот период времени тарифами. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» (далее МУПП «Саратовводоканал») в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Саратовского предприятия городских электрических сетей» (далее ООО «СПГЭС») в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания. В судебном заседании от 12.08.2011г. представитель третьего лица по доверенности Липунова С.И. исковые требования не признала, пояснив, что между ООО«СПГЭС» и ТСЖ «Южный - 2001» заключен и действует в редакции протокола разногласий договор энергоснабжения № 5166 от 01.01.2007г. Объектом энергоснабжения в <адрес> в <адрес> являются места общего пользования. В указанном доме на места общего пользования приборы учета не установлены, в связи с чем расход электроэнергии определяется ООО «СПГЭС» расчетным способом в соответствии с п. 3.15 договора электроснабжения, исходя из присоединенной мощности токоприемников потребителя умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы) (16 часов в сутки за календарные дни месяца, количество дней в месяце и на утвержденный тариф за электроэнергию для населения». На основе произведенного расчета электроэнергии ООО «СПГЭС» ежемесячно выставляет ТСЖ «Южный - 2001» счета, счета - фактуры на оплату электроэнергии, которое, в свою очередь, самостоятельно определяет и производит начисления гражданам за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию. ООО «СПГЭС» в отношения граждан и исполнителя коммунальных услуг не вмешивается. В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета, по которому производится оплата только за электроэнергию, потребленную в жилом помещении. Однако на истце, как на собственнике жилого помещения, в силу действующего законодательства, лежит обязанность по содержанию общего имущества в доме. В связи с чем независимо от того, установлены или нет в многоквартирном жилом доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц и считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услугу и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправлении, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный Кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Истец Волошина В.А. считает, что ей незаконно начислена корректировка за холодное водоснабжение за период с апреля 2010г. по июнь 2010г. в сумме 506 руб. 93 коп. Согласно п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета и размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 настоящих Правил. В соответствии с п.п. «б» п. 19 вышеуказанных Правил… при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется : для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам… При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с п.п. 4 п. 1 приложения № 2 к вышеуказанным Правилам. Согласно разделу V вышеназванных Правил… «Права и обязанности потребителя», потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений. Как следует из подп. 4 п. 1 Приложения № 2 к Правилам №307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле 4: , где: - размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); Материалами дела установлено, что Волошина В.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что ответчиком не оспаривалось. Многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды. Квартира истца в период с апреля 2010г. по июнь 2010 г. не была оборудована индивидуальным прибором учета холодной воды, что истец Волошина В.А. в судебном заседании не оспаривала. Индивидуальный прибор учета расхода холодной воды установлен истцом 07.07.2010г. Как следует из квитанции за август 2010г., истцу Волошиной В.А. выставлена корректировка размера платы за холодное водоснабжение за период апрель, май, июнь 2010г. в сумме 506 руб. 93 коп. (т.1 л.д. 11). Судом установлено, что ТСЖ «Южный - 2001» за оспариваемый период произвело начисление истцу как собственнику жилого помещения, платы по коммунальной услуге холодного водоснабжения, исходя из норматива, а затем по фактически полученному объему услуг по счетам, выставленным поставщиком, Муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовводоканал», что подтверждают материалы дела и показания представителя ответчика ТСЖ «Южный - 2001». Поскольку в жилом <адрес> в <адрес> установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунального ресурса - холодного водоснабжения и отдельные помещения оборудованы индивидуальными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с п. 19 вышеназванных Правил.. Судом установлено, что расчет между сторонами - ТСЖ «Южный - 2001» и МУПП «Саратовводоканал», за потребленную холодную воду за период с апреля 2010г. по июнь 2010 г. осуществлялся в соответствии с показаниями прибора учета холодного водоснабжения, которые предоставлялись ТСЖ «Южный - 2001» МУПП «Саратовводоканал», и тарифа, установленногоПостановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения иводоотведения» с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. на холодную воду (питьевую) в размере 10,73 руб./куб.м. (без НДС). На основании показаний прибора учета холодного водоснабжения и тарифа, ответчику ТСЖ «Южный - 2001» были выставлены счета в соответствии с количеством потребленной холодной воды, зафиксированным приборами учета, и действующими в тот период времени тарифами, что подтверждают представленные в суд счета за период с апреля по июнь 2010г., что сторонами не оспаривалось. Разница между отпущенным объемом ресурса по холодному водоснабжению и оплаченным жильцами жилого дома ресурсом по тарифу или нормативу была распределена между нанимателями и собственниками жилых помещений и указана в платежных документах в виде корректировки, рассчитанной ответчиком - ТСЖ «Южный -2001» по формуле, в соответствии с подп. 4 п. 1 Приложения № 2 к Правилам № 307. Согласно п. 2 письма Министерства регионального развития РФ от 28.05.2007г. № 10087-ЮТ/07 при корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. Как следует из расчета, произведенного ответчиком, размер корректировки, начисленной истцу за холодную воду за период с апреля 2010г. по июнь 2010г., составляет сумму 506 руб. 93 коп. Размер платы за потребленный коммунальный ресурс - холодную воду, исходя из представленных в суд документов, указанный в формуле как величина, в период с апреля по июнь 2010г. составляет сумму 22030 руб. 83 коп., что подтверждено счетами, выставленными ответчику ресурсоснабжающей организацией, и сторонами не оспаривался. В подтверждение расчетной величины ответчиком указана сумма 12065 руб. 55 коп., хотя по представленным оборотным ведомостям размер платы за холодное водоснабжение во всех жилых помещениях <адрес> в <адрес> составляет сумму 12310 руб. 58 коп, что в судебном заседании не отрицала представитель ответчика. При расчете оспариваемой корректировки и определении величины, ответчиком была учтена только общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, не оборудованных в апреле - июне 2010г. приборами учета холодного водоснабжения (нежилых помещений в жилом доме не имеется). Однако согласно формуле, установленной вышеназванными Правилами…, при расчете корректировки подлежит учету общая площадь всех помещений (квартир) в многоквартирном доме, что ответчиком при производстве корректировки учтено не было. Общая площадь жилого <адрес> в г. Саратове составляет 973,89 кв.м., хотя при расчете корректировки ответчик исходил из общей площади <адрес>, 58 кв.м., что следует из расчета доначислений Доказательства, подтверждающие общую площадь жилого дома ответчиком в суд не представлены. Технический паспорт на жилой дом данных о жилой площади не содержит. Общая площадь квартиры истца составляет 35,8 кв.м., что сторонами не оспаривалось. Истец Волошина В.А. и ее представители свой расчет платы за холодное водоснабжение за указанный период не представили. Исходя из изложенного суд считает, что расчет корректировки за холодное водоснабжение по квартире истца за оспариваемый период был произведен ответчиком без учета положений подп. 4 п. 1 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, и без предоставления ответчиком доказательств, подтверждающих общий размер платы за холодное водоснабжение во всех жилых помещениях дома за прошедший год, в связи с чем указанная корректировка не может быть признана законной. В связи с чем начисления, произведенные истцу за холодное водоснабжение по квитанции за август 2010г. в сумме 506 руб. 93 коп. следует признать незаконными. Одновременно истец оспаривает доначисления по холодному водоснабжению, выставленные за период с июля 2010г. по сентябрь 2010г. и за октябрь 2010г. по квитанции за октябрь 2010г. в сумме 185 руб. 61 коп. Согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета определяются: для холодного водоснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. Пунктом 3 Приложения № 2 к Правилам… установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими оборудовании учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке. Размер платы (руб.) за холодное водоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле № 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9: VD Р = ----------- x V x Т, (9) ky3.i V + V i.p ky n.p n.n где: V/D - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. x час); V/п.р - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общ (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час); V/n.n - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5 (куб. м, кВт. x час); V/i.p - объем (количество) коммунального ресурса (холодной BOZI горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час); Т/ку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт. x час). Как было указано выше, многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды. Квартира истца в оспариваемый период с июля по сентябрь 2010г. была оборудована индивидуальным прибором учета расхода холодной воды, который был установлен 07.07.2010г., что подтверждается пояснениями сторон. Согласно квитанции за октябрь 2010г. истцу Волошиной В.А. за указанный период выставлено доначисление за холодное водоснабжение в сумме 185 руб. 61 коп. и плата за октябрь 2010г. в сумме 63 руб. 30 коп. (т.1 л.д. 12). Вышеуказанные суммы доначислений истцом оплачены. Судом установлено, что ТСЖ «Южный -2001» за оспариваемый период произвело начисление истцу, как собственнику жилого помещения, плату по коммунальной услуге холодное водоснабжение, по индивидуальному прибору учета потребления ресурса по холодному водоснабжению, а затем доначисления по фактически полученному объему услуг по счетам, выставленным поставщиком, Муниципальным унитарным производственным предприятием «Саратовводоканал», что подтверждают материалы дела и показаниями представителя ответчика. Расчет между сторонами за потребленный ресурс холодное водоснабжение за период с апреля 2010г. по октябрь 2010 г. осуществлялся в соответствии с показаниями коллективного прибора учета по холодному водоснабжению, а также тарифами, установленными Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения», которые действовали в тот период времени с учетом надбавки 18 процентов Налога на добавленную стоимость (НДС), что подтверждают счета - фактуры и сторонами не оспаривалось. В подтверждение величины V/D ответчиком представлены счета за воду и канализацию за период с июля по октябрь 2010г. и выписка из журнала снятия показаний приборов учета по холодному водоснабжению за 2010г., согласно которым объем потребления холодной воды по дому за указанный период составил: за июль: 626 куб.м.; за август: 614 куб. м.; за сентябрь: 663 куб. м.; за октябрь: 667 куб.м. Суммарный объем потребления холодной воды по дому, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, подтверждается расчетами начислений по приборам учета, что составляет: за июль: 59,86 куб.м.; за август: 51 куб. м.; за сентябрь: 97,736 куб. м.; за октябрь: 667 куб.м. Однако указанные расчеты никем не подписаны, документы, в подтверждение указанных объемов потребления, не представлены. В связи с чем они не могут быть приняты судом в качестве доказательства, подтверждающего суммарный объем потребления холодной воды в доме по приборам учета за период с июля по октябрь 2010г. Суммарный объем холодной воды, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по данным ответчика, изложенным в расчете, составляет за июль: 242, 96 куб.; август: 243, 0 куб. м., за сентябрь: 229,76 куб. м.; за октябрь: 243,0 куб.м. Однако указанные данные документами не подтверждены, представленный расчет не подписан. В связи с чем суд не может принять указанный расчет в качестве доказательства, подтверждающего суммарный объем потребленного ресурса. Объем потребленной истцом холодной воды за расчетный период за период с июля по октябрь 2010г. и составляет: за июль: 1 куб.м.; за август: 5 куб. м.; за сентябрь: 2 куб. м.; за октябрь: 5 куб.м. подтверждается квитанциями об оплате и стороны в судебном заседании не оспаривали. Кроме того, при расчете доначислений в оспариваемый истцом период ответчиком применены тарифы на водоснабжение с учетом надбавки 18 процентов налога на добавленную стоимость (НДС), с чем истец и его представители были не согласны. Согласно формуле, установленной вышеназванными Правилами…, при расчете платы по холодному водоотведению следует применять тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения в руб./куб.м.), что ответчиком при производстве доначислений учтено не было. Согласно Постановлению Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратоводоканал» на услуги водоснабжения иводоотведения» с 01.01.2010г. по 31.12.2010г. установлен тариф для МУПП «Саратовводоканал» на холодную воду (питьевую) в размере 10,73 руб./куб.м. (без НДС). Поскольку вышеназванным постановлением установлены тарифы на водоснабжение без учета налога на добавленную стоимость, суд считает, что оснований для расчета доначислений с учетом налога на добавленную стоимость у ответчика не имелось. При этом суд учитывает, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., не предусматривают начисление гражданам, наряду с тарифом на водоснабжение и водоотведение, установленным в соответствии с законодательством РФ, суммы налога на добавленную стоимость. Исходя из изложенного суд считает, что расчет доначислений за холодное водоснабжение по квартире истца Волошиной В.А. в период с июля 2010г. по октябрь 2010г. был произведен ответчиком без учета положений п. 3 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, без предоставления доказательств в обоснование произведенных расчетов, а также применены тарифы по холодному водоснабжению с применением 18 процентов НДС. В связи с чем указанные доначисления платы по вышеуказанной коммунальной услуге не могут быть признаны законными. Одновременно истец Волошина В.А. просила признать выставленную плату за центральное отопление в квитанции за июнь 2010г. в сумме 1700 руб. 26 коп. незаконной. Согласно п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 Правил. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 Правил размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле 8: S i P = P x ---- - P, o2.i k.пр S fn.i D где: P - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя k.пр из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого i помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или D жилого дома (кв. м); P - общий размер платы за отопление в i-том жилом fn.i помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.). Как установил суд, в многоквартирном жилом доме установлен прибор учета подачи тепловой энергии. Согласно акту первичного допуска в эксплуатацию учета тепловой энергии у потребителя без номера и даты, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 01.11.2009г. по 15.10.2010г. Судом установлено, что между ОАО «ВТГК» (именуемой «Энергоснабжающая организация») и ТСЖ «Южный - 2001» (именуемой «Абонент») заключен договор № 52551 т от 01.01.2006г. по снабжению тепловой энергией в горячей воде, который в настоящее время является действующим (т. 1 л.д. 94-99). В соответствии с п. 1.1. договора, «Энергоснабжающая организация» отпускает «Абоненту» тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а последний принимает и оплачивает тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель в соответствии с условиями договора, обязуется обеспечивать безопасность потребления энергии. В соответствии с п. 5.1 вышеуказанного договора, учет количества принятой тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по коммерческому прибору учета, принадлежащему «Абоненту», в соответствии с действующими правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. «Энергоснабжающая организация» в соответствии с п. 8.5. Гост Р 8 592-2000г., при расчетах количества тепловой энергии за отчетный период учитывает фактическую температуру холодной воды. В силу п. 5.2 договора, при отсутствии у «Абонента» приборов учета, выходе их из строя, нарушения пломб и других случаях, предусмотренных обязательными правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, количество принятой «Абонентом» тепловой энергии и теплоносителя определяются «Энергоснабжающей организацией» на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, Приложения 1 и показаний приборов учета источника теплоты балансовым методом, согласно «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя». Судом установлено, что размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из представленных ответчиком показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, за период с января по апрель 2010г. составляет сумму 153039 руб. 95 коп. Однако данный размер начислений не подтвержден документально. Ответчиком представлены документы только на сумму 129694 руб. 86 коп. Кроме того, доказательства, подтверждающие оплату истцом коммунальной услуги по центральному отоплению за период с января по апрель 2010г. в сумме 3925 руб. 49 коп. ответчиком в суд не представлены. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании Фрушичевой Е.В. усматривается, что указанные данные были представлены им Единым Расчетно - кассовым центром г. Саратова, который в настоящее время ликвидирован. Вместе с тем, как установил суд, общий размер платы за отопление по квартире истца за указанный период составляет 4574 руб. 89 коп., что подтверждают счета - квитанции на оплату коммунальных услуг, представленные истцом Волошиной В.А. Кроме того, при расчете корректировки по центральному отоплению ответчиком указана общая площадь жилого дома 973,89 кв.м. Однако, как это было указано выше, доказательства, подтверждающие общую площадь дома, в суд не представлены. Общая площадь жилого помещения - квартиры истца составляет 35,8 кв.м. и сторонами не оспаривалась. Представитель РОУЗПП Гаврилюк В.В. представил в суд расчет, согласно которому ответчик должен произвести истцу перерасчет в сторону уменьшения платы за отопление за отопительный период в размере 2647 руб. 68 коп. Однако в связи с тем, что представителем истца не представлены доказательства, подтверждающие размер платы за тепловую энергию исходя из показаний коллективных приборов учета, из которой исходил истец при расчете, суд указанный расчет не принимает во внимание. С учетом изложенного суд считает, что расчет корректировки за центральное отопление, произведенный истцу в оспариваемый период, был произведен ответчиком без учета положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, и без предоставления доказательств в обоснование произведенных расчетов. Кроме того, в оспариваемый период истцом произведена оплата за отопление на 649 руб. 40 коп. (4574 руб. 89 коп. - 3925 руб. 49 коп.) больше, чем учтено ответчиком при производстве корректировки. В связи с чем указанная корректировка за центральное отопление не может быть признана законной. Истец Волошина В.А. также не согласна с тарифом по центральному отоплению, выставленному ей в октябре 2010г., в размере 42 руб. 08 коп. Из пояснений представителя ответчика следует, что истцу произведен расчет указанного тарифа по формуле № 7 Правил № 307 от 23.05.2007г. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения. В соответствии с п. 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно: размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле № 7: , где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Как установил суд, в многоквартирном жилом доме установлен прибор учета подачи тепловой энергии. Согласно акту первичного допуска в эксплуатацию учета тепловой энергии у потребителя без номера и даты, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 01.11.2009г. по 15.10.2010г. Из представленного в суд договора № 52551 т от 01.01.2006г. по снабжению тепловой энергией в горячей воде, следует, что в силу п. 5.2 договора ЗАО «ВоТГК» должен произвести расчет тепловой нагрузки за октябрь 2009г. в соответствии с условиями договора. Однако доказательства, подтверждающие количество потребленного теплового ресурса по отоплению и стоимость начислений за потребленный ресурс, ответчиком в суд не представлено, несмотря на разъяснение ему положений ст. ст. 12, 56 ГПК РФ. Как установил суд, за период с ноября 2009г. по апрель 2010 г. ТСЖ «Южный - 2001» по вышеуказанному дому была израсходована тепловая энергия на отопление в следующих объемах: ноябрь 2009г. - 27,2 Гкал; декабрь 2009г. - 48,5 Гкал; январь 2010г. - 48,6, 2 Гкал; февраль 2010г. - 42,3 Гкал; март 2010г. -34,4 Гкал; апрель 18,1 Гкал, а всего- 219,1 Гкал. Доказательства, подтверждающие объем потребления тепловой энергии на отопление по жилому дому за октябрь 2009г. в суд не представлены в связи с его отсутствием, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика. В связи с чем ответчиком в суд не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность производства расчета тарифа на 1 кв.м. общей площади, исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии на отопление за период с октября 2009г. по апрель 2010г. Истец и его представители возражали против указанного расчета тарифа по отоплению, считая, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ 2О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009 года №24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 год стоимость тепловой энергии в г. Саратове с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года составляла 541 рубль 05 коп./Гкал, стоимость услуг по передаче - 352 рубля 38 коп./Гкал., а всего - 893 рубля 43 коп./Гкал.(без учета НДС). Пункт 21 Правил № 307 от 23.05.2007г. определил формулу, по которой производится расчет платы за центральное отопление, исходя из показателей, установленных в ней, а Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области установлены тарифы на тепловую энергию. Поскольку установление тарифа не входит в компетенцию ответчика и расчет платы по установленной формуле исходя из установленных показателей не произведен, суд считает правильным признать установленный ответчиком тариф в сумме 42 руб. 08 коп., который рассчитан ответчиком с учетом 18 процентов НДС, незаконным. Одновременно истец просила признать незаконными начисления по электроэнергии мест общего пользования, указанные в квитанциях за июнь, август и октябрь 2010г., в сумме по 30 руб. 79 коп. При этом представитель истца Гаврилюк В.В. полагает, что указанные начисления должны быть произведены истцу исходя из норматива величины 7 кВт/ч. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что расчет платы электроэнергии мест общего пользования произведен истцу по среднему выставленному показателю за 2009г. При этом, бухгалтером ошибочно при расчете был введен в квитанции заниженный тариф по электроэнергии в сумме 0 руб. 86 коп. за 1 кв.м. В связи с этим ошибка будет исправлена путем доначисления за указанную коммунальную услугу за 2009г. - 2010г. Материалами дела установлено, что между ООО«СПГЭС» и ТСЖ «Южный - 2001» заключен и действует договор энергоснабжения № 5166 от 01.01.2007г. Объектом энергоснабжения в <адрес> в г. Саратове являются места общего пользования. Однако в указанном доме на места общего пользования приборы учета не установлены, в связи с чем расход электроэнергии определяется ООО «СПГЭС» расчетным способом в соответствии с п. 3.15 договора электроснабжения. Согласно п. 3.15. вышеуказанного договора с учетом протоколов разногласий при отсутствии приборов учета, их повреждения и ли неисправности «Потребитель» оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности токоприемников потребителя умноженной на количество часов работы электроустановок (режим работы) (16 часов в сутки за календарные дни месяца, количество дней в месяце и на утвержденный тариф за электроэнергию для населения). Суд установил, что на основании произведенного расчета электроэнергии ООО «СПГЭС» ежемесячно выставляет ТСЖ «Южный - 2001» счета, счета - фактуры на оплату электроэнергии, которое, в свою очередь, самостоятельно определяет и производит начисления гражданам за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию, что ответчиком не оспаривалось. Согласно п. 19 Правил № 307 от 23.05.2007г. при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. В силу подпункта 3 пункта 1 приложения N 2 названных Правил размер платы за электроснабжение определяется по формуле 3: , где: - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт·час в месяц на 1 чел.); - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час); Однако, как установил суд, ответчик не устанавливал размер платы за электроэнергию исходя из установленной Правилами формулы, что представитель ответчика Фрушичева Е.В. подтвердила в судебном заседании. Согласно Постановлению Комитета по государственному регулированию тарифов саратовской области от 01.12.2009 г. № 25/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010 год» тариф на электрическую энергию для населения с 01.01.2010г. установлен в размере 2 руб. 09 коп. Исходя из изложенного суд считает, что рассчитанный ответчиком тариф за электроэнергию мест общего пользования произведен в нарушение Правил № 307 от 23.05.2007г., в связи с чем не может быть признан законным. Вместе с тем, суд считает доводы представителя истца Гаврилюка В.В. о том, что плата за электроэнергию мест общего пользования подлежит расчету исходя из норматива для мест общего пользования 7 кВт/ч, несостоятельными, исходя из следующего. Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2007г., предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Указанные Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и не устанавливают нормативы, а лишь определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4). Поэтому 7 кВт.ч является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 года N 283. В связи с чем, данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам. Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. В квартире истца установлен индивидуальный прибор учета, по которому производится оплата только за электроэнергию, потребленную в жилом помещении. Однако на истце, как на собственнике жилого помещения, в силу действующего законодательства, лежит обязанность по содержанию общего имущества в доме. В связи с чем независимо от того, установлены или нет в многоквартирном жилом доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме. На основании изложенного, суд считает, что исковые требования истца Волошиной В.А. подлежат удовлетворению. Поскольку истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, считает правильным взыскать с ТСЖ «Южный - 2001» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Саратов» в сумме 200 руб. Руководствуясь. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконными начисления, произведенные Волошиной В.А. в счете - квитанции за июнь 2010г. в графе «отопление центральное» в сумме 1700 руб. 26 коп. и графе «СЖ - электроэнергия МОП» в сумме 30 руб. 79 коп., начисления в счете - квитанции за август 2010г. в графе «водоснабжение» перерасчет в сумме 506 руб. 93 коп., и графе «СЖ - электроэнергия МОП» в сумме 30 руб. 79 коп., начисления в счете - квитанции за октябрь 2010г. в графе «отопление центральное» из тарифа 42 руб. 08 коп в сумме 972 руб. 05 коп., графе «СЖ - электроэнергия МОП» в сумме 30 руб. 79 коп., в графе «доначисление за холодное водоснабжение» в сумме 185 руб. 61 коп., выставленные по адресу: <адрес>. Взыскать с Товарищества собственников жилья «Южный - 2001» в доход муниципального образования «Город Саратов» расходы по государственной пошлине в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней после изготовления мотивированного решения. Судья