о признанииправа на пенсию



Дело N 2- 1958/11

Решение

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года        г. Саратов

Заводской районный суд года Саратова в составе:

председательствующего судьи Иванова В.Н.

при секретаре Мавриной А.Ф.

с участием истца Козловой И.М.,

представителя ответчика Авдеевой А.А. действующей на основании доверенности № 3-Д от 01 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Козловой И.М. к Государственному учреждению управления пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова о признании права на пенсию, о понуждении к включению в специальный педагогический стаж периодов работы, суд

Установил:

Козлова И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению управления пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова о признании права на пенсию, о понуждении к включению в специальный педагогический стаж периодов работы, указав, что решением комиссии УПФР в Заводском районе г. Саратова <№> от 04 июля 2011 года и протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> от 04 июля 2011 года ей незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности, из-за отсутствия требуемой продолжительности трудового стажа, не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей и не включены в специальный трудовой стаж периоды её работы: с 04 декабря 1990 года по 07 декабря 1990 года, с 23 марта 1992 года по 28 марта 1992 года, 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года в должностях учителя, заместителя директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>», так как это были периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

По подсчёту пенсионного фонда ФИО1 имеет 24 года 11 месяцев специального стажа педагогической деятельности. Поэтому при включении указанного выше периода работы у истицы имеется необходимый стаж для назначения льготной пенсии.

Козлова И.М. считает действия УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова необоснованными и незаконными, нарушающими её конституционное право на пенсию, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года
№ 781, предусмотрены должности: «учитель», «заместитель директора по учебно-воспитательной работе» воспитатель, а также пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены образовательные учреждения: школы всех наименований.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной не трудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Козлова И.М. просила признать её право на досрочную трудовую пенсию по старости с 16 апреля 2011 года, признать решение <№> от 04 июля 2011 года и протокол <№> от 04 июля 2011 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова незаконными в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периодов её работы: с 04 декабря 1990 года по 07 декабря 1990 года, с 23 марта 1992 года по 28 марта 1992 года, 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года в должностях учителя, заместителя директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа <№>» - периоды нахождения на курсах повышения квалификации

В судебном заседании Козлова И.М. поддержала заявленные исковые требования, в части понуждения ответчика включить специальных педагогический стажа периодов её работы поддерживает требование о включении в стаж только периодов работы 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года, так другие спорные периоды ответчик включил в специальный стаж её работы в соответствии с Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П.

Представитель ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова Авдеева А.А. по доверенности, как в письменном возражении, так и в судебном заседании иск не признала, пояснив, что при назначении пенсии ГУ УПФ РФ в Заводском районе
г. Саратова руководствуется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

При определении права на данный вид пенсии подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года.

С учетом Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, в соответствии с которым в отношении периодов работы до 01 ноября 1999 года действует Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением СМ СССР от 06 сентября 1991 года № 463. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список, действующий в отношении периодов после 11 ноября 2002 года.

При подсчете стажа на соответствующих видах работ Козловой И.М. по Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П продолжительность стажа лечебной деятельности составила 24 года 11 месяцев 10 дней.

Период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года обоснованно не засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанного периода в этот стаж не предусмотрено ни Правилами от 29 октября 2002 года № 781, ни Правилами от 11 июля 2002 № 516.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2004 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией при наличии всех необходимых документов. В связи с тем, что на день обращения за назначением пенсии у
Козловой И.М. не было всех необходимых документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, назначение с момента обращения за ней не правомерно. Между тем, на дату обращения в УПФР в Заводском районе г. Саратова отсутствует требуемая продолжительность специального стажа. Поэтому в удовлетворении исковых требований Козловой И.М. представитель ответчика просила отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства представленные сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что исковые требования Козловой И.М. подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод, гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, …. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

Аналогичное положение было закреплено в ст. 81 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст.2 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по возрасту, в том числе, досрочно назначаемую (ст. 27,28 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).

При определении права на данный вид пенсии подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года.

Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781 утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако указанные Список и Правила применяются к периодам работы после 11 ноября 2002 года; к периодам работы до 01 ноября 1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 463); к периодам работы после 01 ноября 1999 года - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью (далее - Список от 22 сентября 1999 года), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067). При этом после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (с 12 ноября 2002 года) применяются Список и Правила, утвержденные указанным постановлением.

Согласно ст. 66 ТК РФ и п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Из приведенного законодательства следует, что для установления льготной пенсии педагогическим работникам необходимо одновременно два условия - работа в определенных должностях и определенных учреждений для детей.

Материалами дела пояснениями истца установлено, что с 26 августа 1985 года по 31 августа 2010 года Козлова И.М. работала в МОУ «Средней общеобразовательной школе <№> в должности учителя русского языка и литературы на полной ставке полный рабочий день. С 01 сентября 2010 года по настоящее время в должности заместителя директора по УВР и 0,5 ставки учителя. Указанные периоды кроме учебных отпусков с 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года были включены ответчиком в специальный педагогический стаж истца.

Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается и подтверждается сведениями о трудовом стаже Козловой И.М.

Судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <№>» выдало Козловой И.М. справку, уточняющую особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающую льготный характер работы истца в должности учителя и в должности заместителя директора по УВР с 26 августа 1985 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются справкой <№> от 28 июня 2011 года (л.д. 11).

В силу ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» учреждение несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке о льготной работе. В случае, если содержащиеся в справке сведения не верны и на их основании произведена выплата пенсии, предприятие возмещает пенсионному фонду причиненный ущерб в месячный срок со дня, заявленного требования.

Данную льготную справку Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <№>», выданную Козловой И.М.не отозвало и указанные в них сведения представителем ответчика не оспариваются.

Работая в детском учреждении, Козлова И.М. совмещала работу с обучением. На период прохождения курсов повышения квалификации ей представлялись учебные отпуска с 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года, и за ней сохранялась заработная плата.

Согласно ст. 196 Трудового Кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статья 184 КЗоТ РФ, так же предусматривала, что для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

В периоды нахождения в учебных отпусках трудовой договор с истицей не расторгался, и за неё производились соответствующие перечисления в Пенсионный фонд.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава IV «Рабочее время" и глава XIII» Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением») работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Учебные отпуска Козловой И.М. были предоставлены с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

В силу ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.

В соответствии с п.4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проанализировав законодательство в сфере пенсионных прав граждан, действовавшее как на период рассмотрения дела, так и на период возникновения спорных правоотношений, требования Козловой И.М. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения в учебных отпусках, суд находит обоснованными.

Следовательно, не основаны на законе и доводы представителя ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова о том, что вышеперечисленные периоды не подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, при включении в специальный стаж Козловой И.М. спорных периодов работы у нее имеется требуемый ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ специальный педагогический стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию.

На основании изложенного суд считает, что за истицей следует признать право на назначение досрочной пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью, начиная с 16 апреля 2011 года, т.е. после обращения за назначением пенсии в ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова, со дня возникновения права на пенсию, поскольку решение пенсионного органа на указанный период об отказе в назначении пенсии истцу принято не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Козловой И.М. удовлетворить.

Признать решение <№> от 04 июля 2011 года и протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан
<№> от 04 июля 2011 года Государственного учреждения управления пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова незаконными в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту и исключения из специального педагогического стажа периодов работы Козловой И.М.: с 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года в должности учителя русского языка литературы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение управление пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии, включить в специальный педагогический стаж работы Козловой И.М. периоды работы: с 11 марта 2010 года по 31 марта 2010 года в должности учителя русского языка литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <№>» - периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ей трудовую пенсию по возрасту с 16 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья:          В.Н. Иванов

Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года.