о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-2399/11

Решение

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года       Город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., с участием истца Абрамовой Н.Б., представителя ответчика по доверенности Авдеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Абрамовой Н.Б. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Заводском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию,

Установил:

    Абрамова Н.Б. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе ( далее УПФ) с иском о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию, указав, что решением комиссии от 01.09.2011г. ей отказано в назначении досрочной пенсии. При этом в стаж работы для назначения пенсии не включены периоды с 01.09.1994г. по 05.11.1998г. в должности учителя начальных классов в «Школе-системе <№> с лицейскими классами», периоды ученических отпусков с 01.06.89г. по 20.06.89г., с01.06.90г. по 30.06.90г., с 30.01.91г. по 07.02.91г., с 01.06.91г. по 30.06.91г., с 01.02.92г. по 10.02.92г., с 01.06.92г. по 30.06.92г., с11.01.93г. по 30.01.93г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.01.95г. по 28.01.95г., с 16.03.98г. по 31.03.98г.. Истец полагает, что отказ в назначении пенсии является незаконным, поскольку независимо от статуса и наименования учебного заведения, педагогическая деятельность дает право на досрочное назначение пенсии при наличии требуемой продолжительности работы. Кроме того, в стаж не были включены периоды нахождения в ученических отпусках и курсах повышения квалификации, что также противоречит действующему законодательству.

    В судебном заседании Абрамова Н.Б. поддержала исковые требования, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика по доверенности Авдеева А.А. находит решение комиссии по пенсионным вопросам законным, поскольку при разрешении вопроса о назначении пенсии комиссия исходила из требований Федерального Закона «О трудовых пенсиях» и обоснованно не включила в стаж работы истца указанные периоды работы.

    Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Абрамовой Н.Б. подлежащими удовлетворению.

    В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

    Согласно ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов.

    В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.

    В силу п. 7 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

    В соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О рудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    Установлено, что в период 01.09.1994г. по 05.11.1998г. истец работала в должности учителя начальных классов в «Школе-системе <№> с лицейскими классами», что представителем ответчика не оспаривается.

    Факт работы подтвержден записями в трудовой книжке, справкой о переименовании учебного заведения.

    В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального Закона ( п. 9 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

    Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства.

    Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.91г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.

    Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1991 года № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений ( организаций).

    В п. 2 указанного постановления указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях), должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

    Таким образом, пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида их деятельности, а не от наименования детского учреждения или его правового статуса.

    Аналогичные льготы предоставлены Постановлением Правительства РФ №781 об утверждении Списка и Правил исчисления выслуги лет от 29.10.2002г.

    Списки указанных постановлений исходят из равного права на получение пенсии за выслугу лет гражданами, занимающимися педагогической деятельностью на одних и тех же должностях, независимо от организационно правовой формы учреждения.

    Периоды ученических отпусков с 01.06.89г. по 20.06.89г., с01.06.90г. по 30.06.90г., с 30.01.91г. по 07.02.91г., с 01.06.91г. по 30.06.91г., с 01.02.92г. по 10.02.92г., с 01.06.92г. по 30.06.92г., с11.01.93г. по 30.01.93г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.01.95г. по 28.01.95г., с 16.03.98г. по 31.03.98г. также должны быть включены в стаж для назначения пенсии Абрамовой Н.Б.

    В силу ст. 184 КЗоТ РФ и ст. 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Поскольку прохождение курсов является одним из обязательных условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников, суд приходит к выводу о необходимости включении данных периодов в стаж для назначения пенсии. Повышение уровня квалификации для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, является обязательным условием. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.01.95г. по 28.01.95г., с 16.03.98г. по 31.03.98г. также должны быть включены в стаж для назначения пенсии Абрамовой Н.Б., поскольку, как следует из акта проверки, обозреваемого в судебном заседании, истец проходила обучение без отрыва от основной работы с сохранением заработка.

    Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

    Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся. Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения истица не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учебного заведения либо его наименования.

    Абрамова Н.Б. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд вправе обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 29.08.2011г..

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    

Решил:

         Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда России по Заводскому району г. Саратова от 01.09.2011г. <№> в части отказа Абрамовой Н.Б. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.09.1994г. по 05.11.1998г. в должности учителя начальных классов в «Школе-системе <№> с лицейскими классами», периоды ученических отпусков с 01.06.89г. по 20.06.89г., с 01.06.90г. по 30.06.90г., с 30.01.91г. по 07.02.91г., с 01.06.91г. по 30.06.91г., с 01.02.92г. по 10.02.92г., с 01.06.92г. по 30.06.92г., с11.01.93г. по 30.01.93г.; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.01.95г. по 28.01.95г., с 16.03.98г. по 31.03.98г.. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии Абрамовой Н.Б. включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанные периоды работы. Признать за Абрамовой Н.Б. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 29.08.2011г.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Каширина Т.Г.