2-2608 о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-2608/2011

Решение

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года                                                                                               г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Донина Н.Н.

при секретаре Давидович Т.Л.,

с участием истца Малининой И. В. и ее представителя Фоминой А. Б., действующей на основании доверенности <№> от <Дата> года,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова Авдеевой А.А., действующей на основании доверенности <№> от <Дата> года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому Малининой И. В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании права на досрочное назначение пенсии,

Установил:

Согласно протоколу <№> от <Дата> года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова и решению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) <№> от <Дата> года Малининой И. В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом, в специальный стаж ее работы были засчитаны только 12 лет 6 месяцев стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, и 13 лет 3 месяца 15 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П.

При этом, в специальный стаж работы Малининой И.В. ответчик не включил периоды ее работы:

- с <Дата> года по <Дата> года - отпуск по беременности и родам;

- с <Дата> года по <Дата> года, с <Дата> года по <Дата> года и с <Дата> года по <Дата> года - в должности *;

- с <Дата> года по <Дата> года, с <Дата> года по <Дата> года, с <Дата> года по <Дата> года - нахождение на курсах повышения квалификации.

Считая указанные протокол и решение комиссии УПФ незаконными, Малинина И.В. обратилась в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением, уточненным при рассмотрении дела, к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о восстановлении нарушенного права на пенсию. Просила признать незаконными протокол <№> от <Дата> года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ и решение УПФ <№> от <Дата> года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить спорные периода работы в ее специальный стаж и обязать УПФ назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с <Дата> года.

В судебном заседании истец Малинина И В. и представляющая ее интересы по доверенности Фомина А.В. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, включить в специальный стаж работы истца периоды работы: с <Дата> года по <Дата> года; с <Дата> года по <Дата> года и с <Дата> года по <Дата> года в должности * в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев; с <Дата> года по <Дата> года, с <Дата> года по <Дата> года, с <Дата> года по <Дата> года - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении. Обязать УПФ назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с <Дата>. От остальной части заявленных исковых требований истец Малинина И.В. отказалась. Дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Заводскому району г.Саратова Авдеева А.А. возражала против заявленных исковых требований, находит протокол и решение комиссии правильными. Пояснила, что спорный период работы истицы в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения Саратовского военно-медицинского института с <Дата> по <Дата> обоснованно не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку учреждение - военно-медицинский институт не поименовано Постановлением №464 от 06.09.1991 года в совокупности с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395. Период работы в должности * с <Дата> по <Дата> также обоснованно не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку учреждение - * институт не поименовано Списком от 22.09.1999 года №1066. Период работы в должности * института с <Дата> по <Дата> также обоснованно не засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку учреждение - * институт не поименовано Списком от 29.10.2002 года №781. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено Постановлением от 06.09.1991 года №464, разъяснением от 22.05.1996 года №5, Правилами от 29.10.2002 года № 781 и Правилами от 11.07.2002 года № 516.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Малининой И.В. <№><Дата> год, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.

Социальное обеспечение - это участие общества в содержании своих членов, которые своим трудом заработали такое содержание.

Часть 1 ст.39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. При рассматриваемой ситуации это определенный период в жизни истицы, связанный с возрастом и наличием определенного стажа работы, в том числе и во вредных условиях труда.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Федеральный Закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (с последующими изменениями) устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со ст.7 указанного Федерального Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Однако, указанный Федеральный Закон содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - п.п. 11 п.1 ст. 28) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), и правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), определяющие порядок назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периодов работы после 11.11.2002 года.

Указанные Списки в разделе «Наименование должностей» предусматривает должности - «*», а в разделе «Наименование учреждений» предусматривает «Больницы всех наименований».

Кроме того, вышеназванные Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в пункте 6 устанавливают, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно- медицинских институтах и медицинских научных организациях.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования.

Ранее действовали Списки, утвержденные Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года, для периодов работы до 01.11.1999 года и Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, для периодов работы после 01.11.1999 года.

Согласно Спискам, утвержденным Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, право на пенсию за выслугу лет предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

Согласно Перечню соответствия специального среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, к Приказу Минздрава РФ от 19.01.1999г № 18 наименованию специальности «Операционное дело» соответствовали должности «старшая операционная медицинская сестра, операционная медицинская сестра», специальности «Сестринское дело» соответствуют должности «старшая медицинская сестра, медицинская сестра».

Из приведенноговышезаконодательства следует, что право на льготную пенсию медицинским работникам возникает при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях.

Как следует из записей в трудовой книжке <№>, Малинина И.В. с <Дата> по <Дата> работала в должности *; с <Дата> (приказ <№> от <Дата>) по <Дата> (приказ <№> от <Дата>) работала в должности * (л.д.15-18).

В силу ст.66 ТК РФ Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе.

Внесенные в трудовую книжку Малининой И.В. сведения подтверждены также справкой <№> от <Дата>, выданной *. Согласно указанной справки Малинина И.В. с <Дата> по <Дата> работала в * полный рабочий день и на полную ставку в качестве * (с операционными блоками и центральной стерилизационной). Находилась на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> с полным отрывом от работы с сохранением средней заработной платы. * отделение (с операционными блоками и центральной стерилизационной) является структурным подразделением института и занимается лечебной деятельностью (л.д.32).

Хирургическое отделение является самостоятельным подразделением института и занимается лечебной деятельностью. Малинина И.В. занимала полную ставку операционной медсестры в соответствии со штатным расписанием, что нашло свое подтверждение в судебном заседании выписками из книг учета хирургических операций.

Пунктом 5 «б» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, предусмотрено - лицам, работающим в соответствующих должностях в отделениях, перечисленных в пунктах 1-3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в п.6 настоящих Правил, засчитывать в специальный стаж год работы как 1 год и 6 месяцев.

В связи с этим в стаж работы Малининой И.В. в * в должности * с <Дата> по <Дата> (за исключением курсов повышения квалификации) должен исчисляться в полуторном размере и составляет 16 лет 5 месяцев 22 дня.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях предусмотренных Федеральным законом, иными нормативными актами работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

Согласно выданной филиалом центрального архива Министерства обороны Российской Федерации архивной справки от <Дата> <№>, в период работы в должности * Малинина И.В. с <Дата> по <Дата> находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно выданной * справке <№> от <Дата> Малинина И.В. находилась на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> с полным отрывом от работы с сохранением средней заработной платы.

В данные периоды Малинина И.В. работала в учреждениях и занимала должности, соответствующие требованиям Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464), Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации является одним из обязательных условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников, а истец постоянно совершенствовал уровень своей профессиональной подготовки.

        В связи с изложенным, указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и решение комиссии об отказе во включении указанных периодов в льготный стаж является необоснованным.

При включении спорных периодов работы в стаж работы Малининой И.В. как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, специальный стаж ее работы превышает требуемые 30 лет, а поэтому в силу п.п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

В соответствии с толкованием, данным в п.23 Постановлением Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Малинина И.В. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд считает правильным обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с <Дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

1. Признать незаконным протокол и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> (протокол) и <№> (решение) от <Дата> в части отказа Малининой И. В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и не включении в стаж ее работы, дающий право на назначение пенсии, периодов работы:

- с <Дата> по <Дата> - в должности *;

- с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> - в должности *;

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации.

2. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить в стаж лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы Малининой И. В.:

- с <Дата> по <Дата> в должности * в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;

- с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в должности * в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении.

3. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова назначить Малининой И. В. досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья            Н.Н.Донин

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2011 года.

Судья            Н.Н.Донин