о признании незаконным протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, включении в стаж периода работы, признании права на пенсию



Дело № 2-2815/11

Решение

Именем Российской Федерации

      

15 декабря 2011года                                                                                    г. Саратов                             

Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миловидовой Г.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова о признании незаконным протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, включении в стаж периода работы, признании права на пенсию,

Установил:

    Миловидова Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова ( далее УПФ) о признании незаконными протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, включении в стаж периода работы, признании права на пенсию, указав, что согласно протоколу комиссии УПФ в Заводском районе № 1416 от 24.06.2011г., решению комиссии № 310 от 24.06.2011г. ей отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы с 26.09.1984г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Истец просила суд обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова зачесть в стаж работы период с 26.09.1984г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков и признать за ней право на пенсию с 25 мая 2011 года.

    В судебном заседании истец поддержала исковые требования, пояснила, что спорный период незаконно исключен из стажа работы для назначения пенсии, поскольку не может быть отказано в назначении пенсии в связи с наименованием детского учреждения. Пенсия назначается в зависимости от вида деятельности. В части требований о включении в стаж работы периодов отпусков без сохранения заработной платы Миловидова Г.Н. оказалась от иска, производство по делу в данной части прекращено.

    Представитель УПФ в Заводском районе Авдеева А.А. возражает против удовлетворения иска, пояснила, что комиссия по пенсионным вопросам УПФ в Заводском районе г. Саратова решением № 310 от 24.06.2011г. (протокол заседания Комиссии № 1416 от 24.06.2011г.) отказала Миловидовой Г.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    При определении права на данный вид пенсии подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 указанного Закона.

    При подсчете стажа на соответствующих видах работ с применением Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. продолжительность стажа педагогической деятельности составила 19 лет 07 месяцев 05 дней.Период работы истца с 26.09.1984 г. по 31.05.1991 г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как учреждение «детский комбинат» не поименовано Списком от 29.10.2002 № 781. Представитель пояснила, что в трудовой книжке Миловидовой Г.Н. имеется запись о том, что она была принята в детский комбинат, о чем свидетельствует и акт проверки факта работы Миловидовой Г.Н. в спорный период. В представленных на обозрение специалиста управления документах (выписках из приказов, лицевых счетах, иных документах) наименование учреждения звучит именно как детский комбинат, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

    Согласно ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов.

    В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.

    В силу п. 7 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

    В соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О рудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    Установлено, что в спорный период истица работала в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков.

    В соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    При определении права на данный вид пенсии подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001г.

    В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

    Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

    При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального Закона ( п. 9 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

    Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности ( в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

    Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства.

    Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.91г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.

    Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1991 года № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях ( организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений ( организаций). Указанный Список в разделе «Наименование учреждений» предусматривает «Детские дошкольные учреждения всех типов». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ УПФ в Заводском районе включить в стаж истицы период работы с 26.09.1984г. по 31.05.1991г. следует признать незаконным.

    При таких обстоятельствах, доводы представителя УПФ, а также выводы оспариваемых протокола и решения, о том, что детский комбинат не поименован соответствующим Списком, следует признать несостоятельными.

         Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

    Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся. Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения истица не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности учебного заведения.

    Миловидова Г.Н. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд вправе обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 25 мая 2011 года.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

         Признать незаконными протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском района г. Саратова № 1416 от 24.06.2011г., решение комиссии № 310 от 24.06.2011г. в части отказа Миловидовой Г.Н. включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы с 26.09.1984г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова зачесть в стаж работы Миловидовой Г.Н. период работы с 26.09.1984г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков.

         Признать за Миловидовой Г.Н. право на пенсию с 25 мая 2011 года.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через данный суд после изготовления мотивированного решения.

    

Судья                      Каширина Т.Г.                                                             

-32300: transport error - HTTP status code was not 200