о признании незаконным выставление счетов



Дело N2-2795/2011

Решение

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года                                г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Донина Н.Н.

при секретаре Давидович Т.Л.,

с участием представителя Регионального Общественного Учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» Гаврилюка В.В., истца Сидака В.П. и представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по доверенности Гордиенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Регионального Общественного Учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах Сидака В. П. к обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» и муниципальному унитарному предприятию «Единый расчетно-кассовый центр» г.Саратова о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, отоплению и электроэнергии и компенсации морального вреда,

Установил:

Региональное Общественное Учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» обратилось в Заводской районный суд г.Саратова в интересах Сидака В. П. с исковым заявлением, уточненным при рассмотрении гражданского дела, к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее по тексту - ООО «Стройкомплект») и муниципальному унитарному предприятию «Единый расчетно-кассовый центр» г.Саратова (далее по тексту - МУП ЕРКЦ) о признании незаконными выставляемых счетов по оплате за жилищно-коммунальные услуги, размера тарифа по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, отоплению и электроэнергии и компенсации морального вреда.

Как следует из содержания заявленных исковых требований, истец Сидак В.П. является потребителем жилищных и коммунальных услуг. Управляющей компанией и исполнителем жилищно-коммунальных услуг является ООО «Стройкомплект».

Действия ответчиков противоречат положениям Постановления Правительства РФ № 307, Закону РФ «О защите прав потребителей». Истцу Сидаку В.П. незаконно выставляются платежные документы с указанием в них МУП ЕРКЦ вместо ООО «Стройкомплект». Также незаконно производятся МУП ЕРКЦ истцу доначисления в размере 18% за коммунальные услуги - холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, центральное отопление и электроэнергию. Также незаконно при отсутствии общего домового прибора учета электроэнергии МУП ЕРКЦ выставлялись истцу счета за энергоснабжение мест общего пользование с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 кв.м. жилой площади; с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 кв.м. жилой площади с одного человека в месяц. Незаконным является и выставленный истцу МУП ЕРКЦ перерасчет в сторону увеличения платы в <Дата> в квитанции по графе центральное отопление в размере 302 рубля 63 коп.

МУП «ЕРКЦ» в вышеуказанный период незаконно выставляла потребителю в квитанциях на оплату жилищных и коммунальных услуг свой расчетный счет получателя денежных средств, а не исполнителя - ООО «Стройкомплект», которое, выполняя обязательства на возмездной основе, не представляло интересы потребителя с третьими лицами и не обращалось в суд по факту противоправных действий МУП «ЕРКЦ».

В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

         Комитетом государственного регулирования тарифов на <Дата> установлен для открытого акционерного общества «Волжская ТГК» (далее по тексту - ОАО «Волжская ТГК») тариф в размере 658 рублей 63 коп./Гкал., на <Дата> - в размере 796 рублей 44 коп./Гкал., на <Дата> - в размере 893 рубля 43 коп./Гкал.

Тариф на коммунальную услугу электроснабжение утвержден комитетом государственного регулирования тарифов на <Дата> в размере 1 рубль 91 коп. за 1 кВт/час с учетом 18% налога на добавленную стоимость с потребителя, на <Дата> - в размере 2 рубля 09 коп. за 1 кВт/час с учетом 18% налога на добавленную стоимость с потребителя.

Тариф на услугу холодное водоснабжение муниципальному унитарному производственному предприятию «Саратовводоканал» (далее по тексту - МУПП «Саратовводоканал») утвержден распоряжением министерства ЖКХ Саратовской области на <Дата> для потребителей в размере 10 рублей 22 коп. за 1 кубический метр. Тариф на услугу водоотведения на <Дата> - в размере 4 рубля 63 коп. за 1 кубический метр.

Тариф на услугу холодное водоснабжение МУПП «Саратовводоканал» утвержден распоряжением министерства ЖКХ Саратовской области на <Дата> для потребителей в размере 10 рублей 73 коп. за 1 кубический метр. Тариф на услугу водоотведения на <Дата> - в размере 4 рубля 85 коп. за 1 кубический метр.

Согласно решению Саратовской городской Думы от 26.12.2005 года норматив потребления холодного водоснабжения для населения г.Саратова составляет 9 кубических метров в месяц на человека.

Решением Саратовской городской думы от 26.12.2005 года №64-664 «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения» утвержден норматив потребления по единице измерения Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади в полные месяцы отопительного сезона 0,030, нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения в месяц на человека составляют 3,6 куб. м.

Согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №305 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», а также постановлению Правительства Саратовской области от 2006 года и решения Саратовской областной Думы от 19.07.2006 года №57-2282 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Саратовской области» утвержден расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, исходя из следующих величин:

- в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт. час в месяц на 1 человека;

- в отношении лифтового оборудования - 7 кВт. час в месяц на 1 человека.

Поскольку МУП ЕРКЦ в счетах на оплату в графе «электроэнергия МОП» устанавливало не соответствующий нормативам свой тариф, истец обратился в суд с иском о признании выставленных ему тарифов за период с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади, с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 квадратный метр жилой площади с одного человека в месяц незаконными.

         Также получатель денежных средств МУП «ЕРКЦ» неправильно производил истцу расчет по оплате за коммунальные услуги «холодное водоснабжение и водоотведение» и «отопление» и «горячее водоснабжение», неправомерно осуществляя ему доначисление платы за коммунальные услуги, превышающие тарифы и нормативы на 18 процентов налога на добавленную стоимость в период с <Дата> по <Дата>, в связи с чем неправильно рассчитывал коммунальные услуги. Поскольку выставление тарифа с учетом доначисления платы на 18 процентов налога на добавленную стоимость противоречит нормам права, истец просит суд признать незаконным выставленный в платежных документах ответчиком тариф за коммунальные услуги «Холодное водоснабжение и водоотведение», «отопление» «горячее водоснабжение» за указанный период.

         Истец неоднократно в устной форме обращался к ответчикам МУП «ЕРКЦ» и ООО «Стройкомплект» по вопросам разъяснения размера выставляемой платы с завышенными тарифами и указания в квитанции расчетного счета МУП «ЕРКЦ», которое не является управляющей организации. Однако ответа на поставленные вопросы не получил.

         ООО «Стройкомплект» не защищает права потребителя, платежные документы выставляются с расчетным счетом МУП «ЕРКЦ» и завышенными тарифами и нормативами. В результате творимого ответчиками беззакония, истец плохо спит, у него плохое самочувствие и настроение, испытывают неудобства, переживает от того, что находится в бесправном состоянии и его права грубо попираются.

         Указанные обстоятельства причиняют истцу нравственные страдания, в связи с чем просит взыскать с МУП «ЕРКЦ» и ООО «Стройкомплект» компенсацию морального вреда соответственно в размере 50.000 рублей и 10.000 рублей. Также истец просит взыскать в свою пользу расходы на представителя в сумме 5.000 рублей.

В судебном заседании истец Сидак В.П. и представитель Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» Гаврилюк В.В. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их и признать незаконными действия МУП «ЕРКЦ» по выставлению истцу своего расчетного счета в квитанциях по оплате за холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, отопление и электроэнергию; признать незаконными действия МУП «ЕРКЦ» и ООО «Стройкомплект» по выставлению в счетах и взиманию с истца платы за электроснабжение мест общего пользования за период с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади, с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 квадратный метр жилой площади с одного человека в месяц; за холодное водоснабжение, водоотведение и центральное отопление в период с <Дата> по <Дата> с надбавкой 18 процентов налога на добавленную стоимость; взыскать с ООО «Стройкомплект» компенсацию морального вреда в сумме 10.000 руб., с МУП «ЕРКЦ» - компенсацию морального вреда в сумме 50.000 руб. в пользу истца. В связи с тем, что истец услуги представителя не оплачивал, просили не взыскивать расходы на представителя, которые были заявлены ранее.

В отношении заявленного искового требования в части признания незаконным выставленной МУП ЕРКЦ истцу в счете за <Дата> суммы в размере 302 рубля 63 коп. в графе «центральное отопление» суду пояснили, что данная сумма является платой за отопление за <Дата>, данную сумму не оспаривают и не требуют рассмотрения иска в данной части.

В части заявленных исковых требований о признании незаконным выставленного истцу МУП ЕРКЦ тарифа за коммунальную услугу электроснабжения с надбавкой 18 процентов налога на добавленную стоимость также не оспаривают и не требуют рассмотрения иска в данной части, поскольку данный тариф уже установлен с 18% надбавкой.

Поскольку в соответствии с Постановлением главы администрации города Саратова №820 от 28.09.2007 года «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» с <Дата> тариф по услуге водоснабжение в размере 10 рублей 06 коп./куб.м. и тариф по услуге водоотведение в размере 4 рубля 56 коп./куб.м. установлены с 18% надбавкой налога на добавленную стоимость, не оспаривают законность выставления истцу счетов на оплату в указанном размере за <Дата>

Представитель ООО «Стройкомплект» по доверенности Гордиенко О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. При этом Гордиенко О.В. пояснила, что жилой <адрес> передан в управление ООО «Стройкомплект». Собственниками помещений данного многоквартирного жилого дома был утвержден договор управления многоквартирным домом и впоследствии были заключены договоры управления многоквартирным домом с жильцами многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

В соответствии с Договором управления многоквартирным домом в обязанности ООО «Стройкомплект» входит: заключить договор с МУП «ЕРКЦ г.Саратова» на организацию начислений оплаты за жилищно-коммунальные услуги, осуществление сбора и приема платежей за ЖКУ. В соответствии с п. 2.2.6 Договора управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений ООО «Стройкомплект» обязано было заключить договор с МУП «ЕРКЦ г. Саратова» на обслуживание лицевых счетов населения по предоставлению жилищных и коммунальных услуг. В связи этим между ООО «Стройкомплект» и МУП «ЕРКЦ был заключен договор на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию <№> от <Дата>. В связи с чем представитель полагает, что действия МУП «ЕРКЦ» являются законными. Представитель ответчика возражала также против удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий ООО «Стройкомплект» в части начисления 18 процентов надбавки по оплате за холодное водоснабжение (водоотведение), горячее водоснабжение (отопление), поскольку в утвержденные тарифы не входит сумма налога на добавленную стоимость (НДС). Поэтому в случае, если утвержденные тарифы не включают в себя сумму налога на добавленную стоимость, ресурсоснабжающие организации обязаны увеличить размер оплаты на сумму налога на добавленную стоимость, также и в случае, когда покупателем является управляющая компания. В связи с чем ими был выставлен потребителям коммунальных услуг, помимо тарифа на коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению, также налог на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

Также представитель ответчика не согласна с тем, что выставленный МУП ЕРКЦ истцу тариф за коммунальную услугу электроснабжение мест общего пользования за оспариваемый период является незаконным.

При отсутствии в доме общедомового прибора учета электроэнергии поставщик предъявляет к оплате счета за электроэнергию по установленной мощности.

До <Дата> жители многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>, осуществляли плату за содержание жилья по тарифам, установленным решением Саратовской городской Думы от 02.04.2005 года № 55-527.

В состав тарифа входила плата за электроэнергию, потребленную на освещение мест общего пользования, доля электроэнергии МОП составляла 9,07 % в тарифе по содержанию жилья.

В течение 4-х лет тарифы по содержанию жилья не пересматривались, тогда как поставщики электроэнергии ежегодно увеличивали стоимость 1 квт. электроэнергии, в связи с чем фактические расходы по оплате электроэнергии МОП составляли 30 % в расходах по содержанию жилья.

Оплата поставщикам за электроэнергию МОП существенно снижала объем денежных средств, направляемых на техническое обслуживание и санитарное содержание жилых домов. Обязанность по уплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

Между ООО «СПГЭС» и ООО «Стройкомплект» заключен договор энергоснабжения <№> от <Дата>, в соответствии с которым ООО «СПГЭС» обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «Стройкомплект», а последнее обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Расчет стоимости электроэнергии мест общего пользования с <Дата> производится по тарифу 1 рубль 91 коп. за 1 квт./ч., установленному постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008 г. № 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 г.» и численности проживающих во всех жилых домах. До <Дата> расчет платы стоимости электроэнергии мест общего пользования производился по тарифу 1 рубль 51 коп. за 1 квт./ч., установленный постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.11.2007 г. № 17/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2008 г.» и численности проживающих во всех жилых домах и составлял в жилых домах с лифтом 2 рубля 30 коп./кв.м., в жилых домах без лифта 1 рубль 28 коп./кв.м.

Таким образом, размер платы за электроэнергию МОП за <Дата> составил в жилом доме, находящегося по адресу: <адрес>, - 1 рубль 28 коп. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений.

С <Дата> тариф на электрическую энергию составлял 1 рубль 91 коп. за 1 квт. согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008 г. № 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 год».

В связи с увеличением стоимости 1 кВт. размер платы за электроэнергию МОП за 2009 года составил в жилом доме, находящегося по адресу: <адрес>, - 1 рубль 58 коп. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Расчет стоимости электроэнергии, потребляемой на места общего пользования, производился путем деления израсходованной электроэнергии на общую площадь всех домов и распределением получившейся суммы на всех жильцов. Согласна с тем, что истцу за период с <Дата> по <Дата> сумма 30 рублей 28 коп. в графе электроснабжение мест общего пользования выставлена ошибочно и является незаконной.

Представитель МУП «ЕРКЦ» в суд не явился, надлежаще извещался о месте и времени судебного заседания.

         В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее - ООО «СПГЭС»), Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее - ОАО «Волжская ТГК») и Муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал» (далее - МУПП «Саратовводоканал») не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представили заявления.

С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

          Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

         В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая указанное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Как установлено в судебном заседании истец Сидак В.П. является собственником и проживает в <адрес>, производит оплату за содержание жилья и коммунальные услуги, что подтверждено представленными счетами. При этом, из представленных счетов следует, что истец производит оплату за содержание жилья и ремонт жилья (текущий ремонт), холодное водоснабжение и водоотведение, отопление (горячее водоснабжение).

Как следует из представленных Сидаком В.П. счетов на оплату, получателем денежных средств является МУП ЕРКЦ г.Саратова.

ООО «Стройкомплект» является управляющей организацией, на обслуживании которой находится жилой <адрес>.

В судебном заседании сторонами не оспаривается, что основными видами деятельности ООО «Стройкомплект» являются: управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций, многоквартирного дома, инженерных сооружений.

         В связи с этим между истцом и ООО «Стройкомплект» имеют место правоотношения как между потребителем и исполнителем, регулируемые ФЗ РФ <№> от <Дата> (с последующими изменениями) «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» доказательства в подтверждение обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, представляются ответчиком.

         Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услугу и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

         Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Жилой <адрес> на основании постановления администрации г.Саратова <№> от <Дата>, передан в управление ООО «Стройкомплект».

Собственниками помещений указанного дома утвержден договор управления многоквартирным домом, в соответствии с условиями которого ООО «Стройкомплект» приняло на себя обязательство заключить договор с МУП «ЕРКЦ» на организацию начислений оплаты за жилищно-коммунальные услуги, осуществление сбора и приема платежей за жилищно - коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, перечисление платежей за жилищно - коммунальные услуги, иные услуги.

Между ООО «Стройкомплект» и «МУП ЕРКЦ» заключен договор <№> от <Дата> на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию. По условиям данного договора (раздел 1) МУП ЕРКЦ принимает на себя обязательство от имени и за счет заказчика оказывать услуги по расчетному обслуживанию заказчика, включающему в себя расчет, начисление, перерасчет, учет платы за услуги заказчика, разъяснительную работу с собственниками (нанимателями) жилых помещений, включение услуг в платежный документ, доставку платежного документа. По кассовому обслуживанию заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени через пункты приема населения или иным способом, перечисление принятых платежей, осуществление кассового обслуживания.

         Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 103-ФЗ от 03.06.2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Пунктом 1 ст. 4 указанной нормы права закреплено, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

         Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, в выставляемом платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, иные сведения.

Поскольку выставляемые истцу Сидаку В.П. счета на оплату за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги, являющиеся платежными документами, соответствуют предъявляемым к ним требованиям и указанные в них реквизиты не находятся в противоречии с указанными выше нормами права, суд считает правильным отказать в удовлетворении заявленных Региональным общественным учреждением защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах данного истца исковых требований в части признания незаконными действий МУП «ЕРКЦ» и ООО «Стройкомплект» по выставлению потребителю в квитанциях об оплате за жилищные и коммунальные услуги расчетного счета МУП «ЕРКЦ».

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.

Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07.11.2007 года №17/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2008 г. стоимость тепловой энергии в г.Саратове с 01.01.2008 года составляла 658 руб. 63 коп. (без учета НДС).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2008 г. №14/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2009 года стоимость тепловой энергии в г.Саратове с 01.01.2009 г. составляла 796 руб. 44 коп. (без учета НДС).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2009г. №24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 г. стоимость тепловой энергии в г. Саратове с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. составляла 541 руб. 05 коп./Гкал, стоимость услуг по передаче - 352 руб. 38 коп./Гкал., а всего - 893 руб. 43 коп./Гкал. (без учета НДС).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29.11.2010 г. №17/20 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2011 г. стоимость тепловой энергии в г. Саратове с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. составляет - 598 руб. 56 коп./Гкал, стоимость услуг по передаче - 394 руб.06 коп./Гкал., а всего - 992 руб. 62 коп./Гкал. (без учета НДС).

Постановлением главы администрации г. Саратова от 28.09.2007г. № 820 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» с 01.11.2007г. по 01.01.2009г. установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 руб. 06 коп. за куб. м. (с НДС), на водоотведение в размере 4 руб. 56 коп. за куб. м. ( с НДС).

Постановлением администрации г. Саратова от 25.11.2009г. № 1415 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 руб. 22 коп. за куб. м. (без НДС), на водоотведение в размере 4 руб. 63 коп. за куб. м. ( без НДС).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2009г. № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратовводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения» с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 руб. 73 коп. за куб. м. (без НДС), на водоотведение в размере 4 руб. 86 коп. за куб. м. (без НДС).

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 30, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

         В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что расчет между сторонами за потребленный ресурс по холодному водоснабжению и водоотведению, а также по горячему водоснабжению и центральному отоплению, за оспариваемый период осуществлялся с учетом надбавки 18 процентов налога на добавленную стоимость, в том числе и за период с <Дата> по <Дата>, когда тариф на холодное водоснабжение и водоотведение был установлен с учетом НДС, что подтверждают счет - фактуры, в которых, помимо установленного тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение ресурсоснабжающей организацией МУПП «Саратовводоканал» был выставлен дополнительный налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 процентов.

         Как следует из представленных истцом Сидаком В.П. документов, при расчете платы за коммунальные услуги начисления за холодное водоснабжение (водоотведение) и отопление (горячее водоснабжение), начисления за холодное водоснабжение (водоотведение) в период с <Дата> по <Дата> производились с учетом 18 процентов НДС.

         Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006 года не предусматривают начисление гражданам наряду с тарифом на холодную и горячую воду, услуги водоотведения, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, установленным в соответствии с законодательством РФ, суммы налога на добавленную стоимость, в данной части заявленные Региональным общественным учреждением защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах истца Сидака В.П. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

         Поскольку, согласно пояснениям представителя ответчика, сумма НДС в размере 18 процентов в счетах выставляется и доводится до потребителей управляющей компанией ООО «Стройкомплект», подлежат признанию незаконными в данной части действия ООО «Стройкомплект».

         Рассматривая заявленные Региональным общественным учреждением защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах истца Сидака В.П. требования в части признания незаконными действий ООО «Стройкомплект» по выставлению в графе «электроснабжение мест общего пользования» тарифа с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 кв.м. жилой площади; с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 кв.м. жилой площади с одного человека в месяц, суд учитывает следующее.

         В выставленных истцу Сидаку В.П. в счетах на оплату указана графа «Электроснабжение мест общего пользования», тариф в данной графе указан с <Дата> по <Дата> - в размере 01 рубль 28 коп. за 1 кв.м. жилой площади; с <Дата> по <Дата> - в размере 30 рублей 28 коп. и с <Дата> по <Дата> - в размере 01 рубль 58 коп. за 1 кв.м. жилой площади с одного человека в месяц.

         В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45-48 ЖК РФ, Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

         Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса, общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> по вопросу оплаты за подающуюся на места общего пользования электроэнергию не проводилось.

Электроэнергия мест общего пользования включает в себя расходы по оплате электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования, и связанные с этим расходы за обслуживание электросетей мест общего пользования.

При отсутствии в доме общедомового прибора учета электроэнергии поставщик предъявляет к оплате счета за электроэнергию по установленной мощности.

         Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается, что расчет стоимости электроэнергии, потребляемой на места общего пользования, производился путем деления израсходованной электроэнергии на общую площадь всех домов и распределением получившейся суммы на всех жильцов.

Пункт 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530 (далее - Правила N 530) исключает граждан-потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которыми осуществляется расчетным способом, а пункт 147 предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствие приборов учета применения нормативов, установленных в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» закреплено разграничение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электрической энергии в зависимости от проживания этих граждан (потребителей) в многоквартирных домах с лифтами и без лифтов.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 530 поставка электрической энергии гражданам-потребителям в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 Правил N 530, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Пунктом 89 Правил N 530 функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.

Таким образом, действующим законодательством установлена оплата электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги - в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.

Аналогичные требования содержатся и в статье 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета.

Утвержденные постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19.07.2006 года "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии", также не содержат четкого норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды. В связи с этим суд считает, что в данном случае необходимо применить положение статьи 6 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).

В соответствии с пунктом 3 Правил N 306, устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 25 приложения к Правилам N 306 - расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
Следовательно, если для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, установлены расходы на электрическую энергию мест общего пользования в объеме - 7 кВт.ч. в месяц на 1 человека в домах без лифтового оборудования и в объеме - 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, то соответственно эти же величины применимы и при расчете количества электроэнергии мест общего пользования для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами.

Следовательно, довод представителя ответчика о законности выставляемых истцу Сидаку В.П. счетов в части оплаты электроэнергии, подающейся на места общего пользования, не основан на нормах права.

Также судом принимается во внимание, что представитель ответчика согласна с тем, что истцу за период с января 2009 года по февраль 2009 года сумма 30 рублей 28 коп. в графе электроснабжение мест общего пользования выставлена ошибочно и является незаконной.

         С учетом требований указанных выше норм права и изложенных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании незаконными действий ООО «Стройкомплект» по выставлению Сидаку В.П. тарифа за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования за период с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади, с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 квадратный метр жилой площади с одного человека в месяц.

Одновременно истцы просили признать бездействия ответчика ООО "Стройкомплект", выраженное в не выставлении своего расчётного счёта потребителю за оспариваемый период; не обращение в их интересах в арбитражный суд Саратовской области по факту незаконного выставления в квитанции потребителю расчётного счёта МУП «ЕРКЦ»;не препятствование в том, что ответчик МУП «ЕРКЦ» начислял к установленным тарифам по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению 18 процентов налога на добавленную стоимость; не препятствовал выставлению платёжных документов с неправильными расчётами в платёжных документах.

Как установлено судом, МУП «ЕРКЦ», в силу Устава является самостоятельным юридическим лицом, созданным с целью выполнения услуг и извлечения прибыли (п.2.1.). Согласно п. 2.3. МУПП «ЕРКЦ» осуществляет расчеты между населением и поставщиками жилищно - коммунальных услуг.

         Платежные документы, выставляемые МУП «ЕРКЦ» за жилищные и коммунальные услуги, отвечают всем требованиям, предусмотренным действующим законодательством РФ, и указание расчетного счета МУП «ЕРКЦ» в счетах - квитанциях законом не запрещено.Кроме того, как было установлено в судебном заседании, сумма НДС в размере 18 процентов в счетах выставляется и доводится до потребителей управляющей компанией ООО «Стройкомплект».

         ООО «Стройкомплект», как управляющая организация, в силу действующего законодательства, не наделено правом на обращение в суды в защиту прав и интересов истца.

При таких обстоятельствах заявленные в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства в соответствии со ст. 57 ГПК РФ представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Требования указанных норм права сторонам разъяснялись при рассмотрении настоящего гражданского дела.

В представленных истцом Сидаком В.П. суду счетах на оплату за жилищно-коммунальные услуги отсутствуют сведения о выставлении ему количества потребленной электроэнергии и оплате за потребленную электроэнергию. Следовательно, в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным доначисления в размере 18% за электроэнергию следует отказать.

Как установлено в судебном заседании представителем Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» Гаврилюком В.В. и истцом Сидаком В.П.не оспаривается законность выставленной МУП ЕРКЦ истцу в счете за <Дата> суммы в размере 302 рубля 63 коп. в графе «центральное отопление».

Поскольку истец Сидак В.П. и представитель Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» Гаврилюк В.В. заявленные требования в данной части не поддерживают и не представили доказательств незаконности действий ответчиков в данной части, в удовлетворении заявленных в данной части исковых требований суд считает правильным также отказать.

Рассматривая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд учитывает, что в соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.     

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На основании ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что истец Сидак В.П. имеет право на компенсацию морального вреда, который безусловно был ему причинен, поскольку ненадлежащее исполнение ответчиком ООО «Стройкомплект» своей обязанности и выставление без какого-либо обоснования завышенных счетов по оплате за коммунальные услуги не могло не причинить истцу нравственных переживаний. Обращения в управляющую компанию и получение отрицательных ответов нарушает устоявшийся жизненный уклад истца.

Принимая во внимание изложенное, суд считает справедливой и разумной, в данном случае, сумму компенсации причиненного истцу Сидаку В.П. морального вреда в размере 2.000 рублей.

Поскольку суд считает подлежащими удовлетворению требования истца в части признания незаконными действий ООО «Стройкомплект», сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с данного ответчика в пользу истца.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика МУП «ЕРКЦ» в размере 50.000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку его действия не были признаны судом незаконными.

Поскольку судом установлено и истцами не опровергнуто, что Сидаком В.П. расходы на представителя понесены не были, доказательства иного в суд не представлено, суд считает, что оснований для взыскания с ООО «Стройкомплект» указанных расходов не имеется.

         В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При этом 50 процентов штрафа подлежит перечислению в пользу Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права».

При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ таковая подлежит взысканию с ответчика в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по выставлению Сидаку В. П. платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и центральное отопление за период с <Дата> по <Дата> с учетом 18 процентов надбавки по налогу на добавленную стоимость.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по выставлению Сидаку В. П. тарифа за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования за период с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади, с <Дата> по <Дата> в размере 30 рублей 28 коп. за 1 квадратный метр жилой площади и с <Дата> по <Дата> в размере 01 рубль 58 коп. за 1 квадратный метр жилой площади с одного человека в месяц.

         Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в пользу Сидака В. П. компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

         Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в доход государства штраф в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей, с перечислением 50% суммы штрафа в пользу Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права».

В удовлетворении остальной части заявленных Региональным общественным учреждением защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах Сидака В. П. исковых требований - отказать.

     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья           Донин Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено 26.12.2011 года.

Судья           Донин Н.Н.