о восстановлении нарушенных прав потребителя



Дело N 2-2755/11

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря2011 года         г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Иванова В.Н.,

при секретаре Мавриной А.Ф.,

с участием представителя регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права»
Гаврилюка В.В., действующего на основании доверенности № 786 от 03 ноября 2011 года,

истца Киселевой Н.Н.,

представителей ответчика ООО «Стройкомплект» Гордиенко О.В., действующей по доверенности от 15 ноября 2011 года, Бойковой Т.А., действующей по доверенности от 13 декабря 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Регионального общественного учреждения Защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах Киселевой Н. Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект», Муниципальному унитарному предприятию «Единый расчетный кассовый центр» о восстановлении нарушенных прав потребителей, суд

Установил:

Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» (далее РОУЗППСО «Человек и его права») в интересах Киселевой Н. Н. обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее ООО «Стройкомплект»), муниципальному унитарному предприятию «Единый расчетный кассовый центр» (далее МУП ЕРКЦ) о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа и компенсации морального вреда.

Определением Заводского районного суда г. Саратова от 22 ноября 2011 года гражданское дело <№> по иску РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах Киселевой Н.Н. к ООО «Стройкомплект», МУП ЕРКЦ о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа и компенсации морального вреда объединено с гражданским делом <№> по иску РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах Киселевой Н.Н. к ООО «Стройкомплект», МУП ЕРКЦ о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа и компенсации морального вреда, и с гражданским делом <№> по иску РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах Киселевой Н.Н. к ООО «Стройкомплект», МУП ЕРКЦ о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа и компенсации морального вреда в одно производство и делу присвоен номер <№>.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что
Киселева Н.Н., проживающая по адресу: <адрес> является потребителем жилищных и коммунальных услуг.

ООО «Стройкомплект», выполняя обязательства на возмездной основе, не представляло интересы потребителя с третьими лицами и не обращалось в суд по факту противоправных действий МУП ЕРКЦ.

В соответствии с требованиями ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Ответчик МУП ЕРКЦ, в нарушение указанной нормы права, незаконно выставляла потребителю в квитанциях об оплате за жилищные и коммунальные услуги свой расчетный счет получателя денежных средств, а не исполнителя - ООО «Стройкомплект». МУП ЕРКЦ неправильно производил расчет и по оплате за коммунальные услуги «Холодное водоснабжение и водоотведение» и неправомерно осуществлял истцу доначисление платы за коммунальные услуги, превышающие тарифы и нормативы на 18%, неправильно рассчитывал коммунальные услуги, и неправомерно устанавливал в графе «Холодное водоснабжение и водоотведение» тариф, превышающий установленный на 18%.

Поскольку выставление указанного тарифа противоречит нормам права, истец считает незаконным выставленный в платежном документе ответчиком тариф за коммунальную услугу «Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение» за период с 01 октября 2008 года по 31 марта 2010 года.

Правительством Саратовской области в лице комитета государственного регулирования тарифов на 2008 год установлен для ОАО «Волжская ТГК» тариф в размере 658 рублей 63 коп./Гкал., на 2009 год - в размере 796 рублей 44 коп./Гкал., на 2010 год - в размере 893 рубля 43 коп./Гкал., на 2011 год - в размере 992 рубля 62 коп./Гкал.

Поскольку ответчики неправильно производили истцу расчет оплаты за коммунальную услугу «Отопление (горячее водоснабжение) с доначислением платы, превышающей на 18% установленные тарифы и нормативы, истец считает незаконным выставленный в платежном документе ответчиками истцу тариф за коммунальную услугу «Отопление (горячее водоснабжение» за период с 01 октября 2008 года по 31 марта 2010 года.

Согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области» в 2008 году тариф был установлен 155 коп. за 1 кВт/час; в 2009 году тариф был 191 коп. за 1 кВт/час; 2010 году тариф был установлен 208 коп. за 1 кВт/час; 2011 году тариф установлен 228 коп. за 1 кВт/час.

Поскольку МУП ЕРКЦ в графе электроэнергия мест общего пользования (далее МОП) устанавливало свой тариф в размере 30 рублей 28 копеек, намного превышающий тариф, утвержденный органом государственной власти, истец вынужден обратиться в суд с иском о признании данного тарифа в выставленной ей квитанции за период с 01 октября 2008 года по 31марта 2010 года в размере 30 рублей 38 коп. недействительным.

Истец неоднократно в устной форме обращался к ответчикам - МУП ЕРКЦ и ООО «Стройкомплект» по вопросам разъяснения размера выставляемой платы с повышенными тарифами и указания в квитанции расчетного счета не управляющей организации. Однако, ответа на поставленные вопросы не получил.

ООО «Стройкомплект» не защищает права потребителя, платежные документы выставляются с расчетным счетом МУП ЕРКЦ и завышенными тарифами и нормативами.

В результате творимого ответчиками беззакония, истица плохо спит, у нее плохое настроение, переживания от того, что находится в бесправном положении и ее права грубо попираются. Указанные обстоятельства причиняют истцу нравственные страдания и моральный вред, компенсацию которого истец оценивает в размере - 10000 рублей с МУП ЕРКЦ и 5000 рублей с ООО «Стройкомплект».

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Кроме того, в связи с нарушением права истца, ей пришлось понести расходы на составление искового заявления и в силу своей юридической безграмотности обратиться за квалифицированной помощью.

Поэтому истец просил признать выставленный Киселевой Н.Н. расчётный счёт МУП «ЕРКЦ» города Саратова в платёжном документе за жилищные и коммунальные услуги вместо ООО «Стройкомплект» за период с октября 2008 года по март 2010 года незаконным.

Признать выставленные МУП «ЕРКЦ» города Саратова доначисление в размере 18% НДС Киселевой Н.Н. за коммунальные услуги - холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, центральное отопление за период с октября 2008 года по март 2010 года - незаконным.

Признать выставленный МУП «ЕРКЦ» города Саратова тариф Киселевой Н.Н. за коммунальную услугу - электроснабжение, подающееся на места общего пользования в многоквартирный дом за период с октября 2008 года по 31 марта 2010 года в размере денежных средств 30 рублей 28 копеек на электроэнергию - незаконным;

Взыскать с МУП «ЕРКЦ» города Саратова в пользу Киселевой Н.Н. компенсацию морального вреда моральный вред в размере 10000 рублей;

Взыскать с ООО «Стройкомплект» в пользу Киселевой Н.Н. моральный вред в размере 5000 рублей;

Взыскать в пользу Киселевой Н.Н. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности
Гаврилюк В.В. дали пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Стройкомплект» Гордиенко О.В. и
Бойкова Т.А. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что довод истца о том, что выставленный МУП «ЕРКЦ г. Саратова» тариф в квитанции за коммунальную услугу электроснабжение подающаяся на места общего пользования в многоквартирном доме, за оспариваемый период недействителен и незаконный, является необоснованным.

Электроэнергия МОП включает в себя расходы по оплате электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования (лестничные площадки, подвалы, и т.д.).

При отсутствии в доме общедомового прибора учета электроэнергии поставщик предъявляет к оплате счета за электроэнергию по установленной мощности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года в содержание жилья входит обслуживание электрических сетей в доме для обеспечения освещения, стоимость самой электроэнергии в состав содержания жилья, то есть жилищной услуги не включена. Электроснабжение начисляется отдельной позицией.

Предъявление счетов за электроэнергию поставщиком ООО «СПГЭС» по дому <адрес>, осуществляется на МОП.

Электроэнергия, потребленная жителями дома в своих жилых помещениях, оплачивается жителями непосредственно в ООО «СПГЭС».

Оплата населением производилась по тарифам, рассчитанным в целом по всему жилищному фонду:

До 01 ноября 2008 года жители многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес> осуществляли плату за содержание жилья по тарифам, установленным решением Саратовской городской Думы от 02 апреля 2005 года № 55-527 (решением Саратовской городской Думы от 30 сентября 2010 года № 55-667 выше названное решение отменено).

В состав тарифа входила плата за электроэнергию, потребленную на освещение мест общего пользования, доля электроэнергии МОП составляла 9,07 % в тарифе по содержанию жилья.

В течение 4-х лет тарифы по содержанию жилья не пересматривались, тогда как поставщики электроэнергии ежегодно увеличивали стоимость 1 кВт. электроэнергии, в связи с чем фактические расходы по оплате электроэнергии МОП составляли 30 % в расходах по содержанию жилья.

Оплата поставщикам за электроэнергию МОП существенно снижала объем денежных средств, направляемых на техническое обслуживание и санитарное содержание жилых домов.

По этой причине, с 01 ноября 2008 года из тарифа по содержанию жилья была выведена доля электроэнергии МОП, уменьшив тем самым тариф по содержанию жилья, и электроэнергия МОП начислена отдельной строкой в действующих ценах.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 были утверждены правила «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В силу ст. 157 ч.1 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с указанными правилами под «коммунальными услугами» понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; под услугой «электроснабжение» понимается - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Указанное свидетельствует о том, что оплачивая электроснабжение по нормативам на свое жилое помещение, жильцы оплачивают только затраты электроснабжения по его жилому помещению.

В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено Федеральным законом или договором.

Таким образом, обязанность по уплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

Между ООО «СПГЭС» и ООО «Стройкомплект» заключен договор энергоснабжения № 8433 от 01 апреля 2008 года, в соответствии с которым ООО «СПГЭС» обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «Стройкомплект», а последнее обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Одним из объектов электроснабжения по указанному договору является дом
<адрес>у, в котором объектом электроснабжения является места общего пользования. На местах общего пользования в указанном доме приборы учета, позволяющие определить расход электроэнергии по фактическому потреблению, отсутствуют, в связи с чем расход электроэнергии определяется расчетным способом в соответствии с п. 3.15 Договора, исходя из присоединенной мощности токоприемников потребителя. Такой порядок расчета соответствует п. 20 Правил от 23 мая 2006 года № 307, где указано, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета газа и (или) электрической энергии, размер платы за потребленную энергию определяется расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Расчет стоимости электроэнергии мест общего пользования с 01 января 2009 года производится по тарифу 1,91 руб. за 1 кВт./ч., установленного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 года № 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 год» и численности проживающих во всех жилых домах. До 01 января 2009 года расчет платы стоимости электроэнергии мест общего пользования производился по тарифу 1,51 руб. за 1 кВт./ч., установленный постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 ноября 2007 года № 17/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2008 год» и численности проживающих во всех жилых домах и составлял в жилых домах с лифтом 2,30 руб./кв.м., в жилых домах без лифта 1,28 руб./кв.м.

Таким образом, размер платы за электроэнергию МОП за ноябрь - декабрь 2008 года составил в жилом доме, находящегося по адресу: <адрес> - 1,28 руб. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений.

С 1 января 2009 года тариф на электрическую энергию составлял 1,91 руб. за 1 кВт. согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 года № 14/4 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2009 год».

В связи с увеличением стоимости 1 кВт. размер платы за электроэнергию МОП за 2009 года составил в жилом доме, находящегося по адресу: <адрес> - 1,58 руб. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. Расчет стоимости электроэнергии, потребляемой на МОП для жителей многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>: 1,91/1,55*1,28=1,58 руб. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений.

При установке в доме общедомового прибора учета электроэнергии оплата населением будет осуществляться за объемы электроэнергии, фактически потребленные домом согласно показаниям общедомового прибора учета.

Ссылки истцов то, что на человека должно выставляться к оплате по 7 кВт за электроэнергию МОП, представитель ответчика находит не состоятельной, указывая, что данная норма применяется для жильцов, не имеющих приборов индивидуального учета, но она не обязательна для СПГЭС. Согласно договору с СПГЭС, ООО «Стройкомплект» выставляет жильцам счета по присоединенной мощности, жильцы оплачивают счета согласно показаниям приборов учета, а СПГЭС выставляет ООО «Стройкомплект» счета только за места общего пользования.

Представители ответчика считают действия ООО «Стройкомплект» законными и обоснованными и просят суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика МУП «Единый расчетный кассовый центр», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ЗАО «Волжская ТГК», МУПП «Саратовводоканал», третье лицо: ООО «СПГЭС», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Киселев А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суд не известил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства представленные сторонами, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к мнению о том, что исковые требования РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах Киселевой Н.Н. к ООО «Стройкомплект», МУП ЕРКЦ о признании незаконным выставляемых счетов, размера тарифа и компенсации морального вреда, подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая указанное конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Как установлено в судебном заседании истец Киселева Н.Н., проживает в жилом <адрес>у в г. Саратове и производит оплату за содержание жилья и коммунальные услуги, что подтверждено представленными счетами. Как следует из представленных счетов, Киселева Н.Н. в период с октября 2008 года по март 2010 года производит оплату за содержание и ремонт жилья (текущий ремонт), холодное водоснабжение и водоотведение, отопление (горячее водоснабжение), с доначислением платы превышающей на 18% установленные тарифы и нормативы, за электроснабжение мест общего пользования в размере 30 рублей 28 копеек, тогда как в 2008 году тариф был утвержден в размере 1 рубль 55 копеек за 1 кВт/час, в 2009 году - 1 рубль 91 копейка за 1 кВт/час, а затем исходя из тарифа 1 рубль 58 копеек за 1 кв.м. общей площади жилых помещений. При этом получателем денежных средств является МУП «ЕРКЦ».

ООО «Стройкомплект» является управляющей организацией, на обслуживании которой находятся вышеуказанный жилой дом.

Основными видами деятельности ООО «Стройкомплект», являются: управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций, многоквартирного дома, инженерных сооружений.

В связи с этим между истцом Киселевой Н.Н. и ООО «Стройкомплект» имеют место правоотношения как между потребителем и исполнителем, регулируемые Законом Российской Федерации № 2300-1 от 07 февраля 1992 года (с последующими изменениями) «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» доказательства в подтверждение обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, представляются ответчиком.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услугу и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Судом установлено и сторонами не оспорено, что жилой <адрес> в г. Саратове на основании постановления администрации г.Саратова № 1053 от 30 ноября 2007 года передан в управление ООО «Стройкомплект».

Киселева Н.Н. оплачивает коммунальные услуги, поэтому она фактически заключила публичный договор управления многоквартирным домом.

ООО «Стройкомплект» в свою очередь принял на себя обязательство заключить договор с МУП «ЕРКЦ» на организацию начислений оплаты за жилищно-коммунальные услуги, осуществление сбора и приема платежей за жилищно - коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством, перечисление платежей за жилищно - коммунальные услуги, иные услуги.

Установлено и не оспаривается участниками процесса, что 01 апреля 2008 года между ООО «Стройкомплект» и «МУП ЕРКЦ» был заключен договор № 82/08 на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию. По условиям данного договора (п. 1.1) «МУП ЕРКЦ» принимает на себя обязательство от имени и за счет заказчика оказывать услуги по расчетному обслуживанию заказчика, включающему в себя расчет, начисление, перерасчет, учет платы за услуги заказчика, разъяснительную работу с собственниками (нанимателями) жилых помещений, включение услуг в платежный документ, доставку платежного документа. По кассовому обслуживанию заказчика, включающему прием платы за услуги и сумм пени через пункты приема населения или иным способом, перечисление принятых платежей, осуществление кассового обслуживания (т. 1 л.д. 104-114).

Как следует из представленных Киселевой Н.Н. счетов на оплату, получателем денежных средств является МУП ЕРКЦ г. Саратова.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 103-ФЗ от 03 июня 2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Пунктом 1 ст. 4 указанной нормы права закреплено, что оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, в выставляемом платежном документе указываются: почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, иные сведения.

Поскольку выставляемые истцу Киселевой Н.Н. счета на оплату за занимаемое жилое помещение и коммунальные услуги, являющиеся платежными документами, соответствуют предъявляемым к ним требованиям и указанные в них реквизиты не находятся в противоречии с указанными выше нормами права, суд считает правильным отказать в удовлетворении заявленных РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах данного истца исковых требований в части признания незаконными действий МУП «ЕРКЦ» и ООО «Стройкомплект» по выставлению потребителю в квитанциях об оплате за жилищные и коммунальные услуги расчетного счета МУП «ЕРКЦ».

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.

Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 07 ноября 2007 года №17/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2008 года стоимость тепловой энергии в г.Саратове с 01 января 2008 года составляла 658 рублей 63 копейки (без учета НДС).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 года №14/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2009 года стоимость тепловой энергии в г.Саратове с 01 января 2009 года составляла 796 рублей 44 копейки (без учета НДС).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2009 года №24/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 год стоимость тепловой энергии в г. Саратове с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года составляла 541 рубль 05 копеек/Гкал, стоимость услуг по передаче - 352 рубля 38 коп./Гкал., а всего - 893 рубля 43 коп./Гкал. (без учета НДС).

Постановлением главы администрации г. Саратова от 28 сентября 2007 года
№ 820 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» с 01 ноября 2007 года по 01 января 2009 года установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 рублей 06 копеек за куб.м. (с НДС), на водоотведение в размере 4 рубля 56 копеек за куб.м. (с НДС).

Постановлением администрации г. Саратова от 25 ноября 2009 года № 1415 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 рублей 22 копейки за куб.м. (без НДС), на водоотведение в размере 4 рубля 63 копейки за куб.м. (без НДС).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2009 года № 1488 «Об установлении тарифов МУПП «Саратовводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения» с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года установлены тарифы: на холодную воду (питьевую) в размере 10 рублей 73 копейки за куб.м. (без НДС), на водоотведение в размере 4 рубля 86 копеек за куб.м. (без НДС).

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 30, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что расчет между сторонами за потребленный ресурс по холодному водоснабжению и водоотведению, а также по горячему водоснабжению и центральному отоплению, за оспариваемый период осуществлялся с учетом надбавки 18 процентов налога на добавленную стоимость, в том числе и за период с 01 октября 2008 года по 31 марта 2010 года, когда тариф на холодное водоснабжение и водоотведение был установлен с учетом НДС, что подтверждают счет - фактуры, в которых, помимо установленного тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение ресурсоснабжающей организацией МУПП «Саратовводоканал» был выставлен дополнительный налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18 процентов.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что при расчете платы за коммунальные услуги, начисления за холодное водоснабжение (водоотведение) и отопление (горячее водоснабжение), в период с 01 октября 2008 года по 31 марта 2010 года производились с учетом 18 процентов НДС.

Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23 мая 2006 года не предусматривают начисление гражданам наряду с тарифом на холодную и горячую воду, услуги водоотведения, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, установленным в соответствии с законодательством РФ, суммы налога на добавленную стоимость, в данной части заявленные РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах истца Киселевой Н.Н. исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая пояснениям представителя ответчика, что сумма НДС в размере 18 процентов в счетах выставляется и доводится до потребителей управляющей компанией ООО «Стройкомплект», его действия в данной части подлежат признанию незаконными.

Обоснованными суд находит требования РОУЗППСО «Человек и его права» в интересах истца Киселевой Н.Н. в части признания незаконными действий ответчика ООО «Стройкомплект» по выставлению в графе «электроснабжение мест общего пользования» тарифа с ноября 2008 года по декабрь 2008 года в размере 01 рубль 28 копеек за 1 кв.м. жилой площади; с января 2009 года по февраль 2009 года в размере 30 рублей 28 копеек и с марта 2009 года по март 2010 года в размере 01 рубль 58 коп. за 1 кв.м. жилой площади с одного человека в месяц, исходя из следующего.

В выставленных истцу Киселевой Н.Н. в счетах на оплату указана графа «Электроснабжение мест общего пользования», тариф в данной графе указан с ноября 2008 года по декабрь 2008 года - в размере 01 рубль 28 копеек за 1 кв.м. жилой площади; с января 2009 года по февраль 2009 года - в размере 30 рублей 28 копеек и с марта 2009 года по март 2010 года - в размере 01 рубль 58 коп. за 1 кв.м. жилой площади с одного человека в месяц.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Как установлено в судебном заседании, общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> по вопросу оплаты за подающуюся на места общего пользования электроэнергию не проводилось.

Электроэнергия мест общего пользования включает в себя расходы по оплате электроэнергии, потребленной на освещение мест общего пользования, и связанные с этим расходы за обслуживание электросетей мест общего пользования.

При отсутствии в доме общедомового прибора учета электроэнергии поставщик предъявляет к оплате счета за электроэнергию по установленной мощности.

Представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается, что расчет стоимости электроэнергии, потребляемой на места общего пользования, производился путем деления израсходованной электроэнергии на общую площадь всех домов и распределением получившейся суммы на всех жильцов.

Пункт 145 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее - Правила N 530) исключает граждан-потребителей из числа лиц, учет потребления электрической энергии которыми осуществляется расчетным способом, а пункт 147 предусматривает для определения объема электрической энергии, потребленной гражданами в отсутствие приборов учета применения нормативов, установленных в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Саратовской области» закреплено разграничение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электрической энергии в зависимости от проживания этих граждан (потребителей) в многоквартирных домах с лифтами и без лифтов

В соответствии с пунктом 108 Правил N 530 поставка электрической энергии гражданам-потребителям в объеме всего фактического потребления, а исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 Правил N 530, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Пунктом 89 Правил N 530 функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.

Таким образом, действующим законодательством установлена оплата электроэнергии в объеме фактического потребления, а для исполнителя коммунальной услуги - в объемах, необходимых для целей оказания коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии в общедомовых электрических сетях.

Аналогичные требования содержатся и в статье 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила N 307) не предусматривается расчет размера платы за электроэнергию при наличии индивидуальных приборов учета и отсутствии общедомовых приборов учета.

Утвержденные постановлением Саратовской областной Думы N 57-2282 от 19 июля 2006 года «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета электроэнергии», также не содержат четкого норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды. В связи с этим суд считает, что в данном случае необходимо применить положение статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила N 306).

В соответствии с пунктом 3 Правил N 306, устанавливаемые в соответствии с данными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 25 приложения к Правилам N 306 - расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области письмом N 1396/3 от 30 сентября 2010 года и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области письмом N 10396 от 07 октября 2010 года подтвердили, что постановлением Саратовской областной Думы
N 57-2282 от 19 июля 2006 года установлены нормативы, в которые уже включены расходы на электрическую энергию для работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома: - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, исходя из 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования, исходя из - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека. Следовательно, если для граждан, проживающих в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, установлены расходы на электрическую энергию мест общего пользования в объеме - 7 кВт.ч. в месяц на 1 человека в домах без лифтового оборудования и в объеме - 14 кВт.ч в месяц в домах, оборудованных лифтами, то соответственно эти же величины применимы и при расчете количества электроэнергии мест общего пользования для граждан, имеющих индивидуальные приборы учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами.

Учитывая изложенное, довод представителя ответчика о законности выставляемых истцу Киселевой Н.Н. счетов в части оплаты электроэнергии, подающейся на места общего пользования, не основан на нормах права.

Также судом принимается во внимание, что представитель ответчика согласна с тем, что истцу за период с января 2009 года по февраль 2009 года сумма 30 рублей 28 копеек в графе электроснабжение мест общего пользования выставлена ошибочно и является незаконной.

С учетом требований указанных выше норм права и изложенных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании незаконными действий ООО «Стройкомплект» по выставлению Киселевой Н.Н. тарифа за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2008 года в размере 01 рубль 28 копеек за 1 квадратный метр жилой площади, с января 2009 года по февраль 2009 года в размере 30 рублей 28 копеек за 1 квадратный метр жилой площади и с марта 2009 года по март 2010 года в размере 01 рубль 58 копеек за 1 квадратный метр жилой площади с одного человека в месяц.

Одновременно истцы просили признать бездействия ответчика ООО «Стройкомплект», выраженное в не выставлении своего расчётного счёта потребителю за оспариваемый период; не обращение в их интересах в арбитражный суд Саратовской области по факту незаконного выставления в квитанции потребителю расчётного счёта МУП «ЕРКЦ»; не препятствование в том, что ответчик МУП «ЕРКЦ» начислял к установленным тарифам по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению 18 процентов налога на добавленную стоимость; не препятствовал выставлению платёжных документов с неправильными расчётами в платёжных документах.

Как установлено судом, МУП «ЕРКЦ», в силу Устава является самостоятельным юридическим лицом, созданным с целью выполнения услуг и извлечения прибыли (п.2.1.). Согласно п. 2.3. МУПП «ЕРКЦ» осуществляет расчеты между населением и поставщиками жилищно - коммунальных услуг.

Платежные документы, выставляемые МУП «ЕРКЦ» за жилищные и коммунальные услуги, отвечают всем требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, и указание расчетного счета МУП «ЕРКЦ» в счетах - квитанциях законом не запрещено. Кроме того, как было установлено в судебном заседании, сумма НДС в размере 18 процентов в счетах выставляется и доводится до потребителей управляющей компанией ООО «Стройкомплект».

ООО «Стройкомплект», как управляющая организация, в силу действующего законодательства, не наделено правом на обращение в суды в защиту прав и интересов истца.

При таких обстоятельствах заявленные в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

Рассматривая заявленные требования о компенсации морального вреда, суд учитывает, что в соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На основании ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств, степени вины причинителя вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что истец Киселева Н.Н. имеет право на компенсацию морального вреда, который безусловно был ей причинен, поскольку ненадлежащее исполнение ответчиком ООО «Стройкомплект» своей обязанности и выставление без какого-либо обоснования завышенных счетов по оплате за коммунальные услуги не могло не причинить истцу нравственных переживаний. Обращения в управляющую компанию и получение отрицательных ответов нарушает устоявшийся жизненный уклад истца.

Принимая во внимание изложенное, суд считает справедливой и разумной, в данном случае, сумму компенсации причиненного истцу Киселевой Н.Н. морального вреда в размере 2000 рублей.

Поскольку суд считает подлежащими удовлетворению требования истца в части признания незаконными действий ООО «Стройкомплект», сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с данного ответчика в пользу истца.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика МУП «ЕРКЦ» в размере 10000 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку его действия не были признаны судом незаконными.

Поскольку судом установлено и истцами не опровергнуто, что Киселевой Н.Н. расходы на представителя понесены не были, доказательства иного в суд не представлено, суд считает, что оснований для взыскания с ООО «Стройкомплект» расходов на оплату услуг представителя не имеется.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При этом 50 процентов штрафа подлежит перечислению в пользу РОУЗППСО «Человек и его права».

При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты госпошлины, поэтому, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, её следует взыскать с ответчика в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 103, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по взиманию с Киселевой Н. Н. платы за холодное водоснабжение (водоотведение) и отопление (горячее водоснабжение) в период с 01 октября 2008 года по 31 марта 2010 года с учетом 18-процентной надбавки незаконными.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» по выставлению Киселевой Н. Н. тарифа за коммунальную услугу по электроснабжению мест общего пользования за период с ноября 2008 года по декабрь 2008 года в размере 01 рубль 28 копеек за 1 квадратный метр жилой площади, с января 2009 года по февраль 2009 года в размере 30 рублей 28 коп. с одного человека в месяц и с марта 2009 года по март 2010 года в размере 01 рубль 58 копеек за 1 квадратный метр жилой площади.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в пользу Киселевой Н. Н. компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в доход государства штраф в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, с перечислением 50% суммы штрафа в пользу Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права».

В удовлетворении остальной части заявленных Региональным общественным учреждением защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах Киселевой Н. Н. - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» в доход государства государственную пошлину в сумме 600 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья          Иванов В.Н.

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200