Дело № 2-2698/11 Решение Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Город Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., с участием представителя истца Федькиной А.В., представителя ответчика по доверенности Авдеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сталь-Лазовской О.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Заводском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию, Установил: Сталь-Лозовская О.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Заводском районе ( далее УПФ) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, признании права на пенсию, указав, что решением комиссии ей незаконно отказано во включении в стаж для назначении пенсии периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в МОУ СОШ № 34 г. Саратова с 01.09.1991г. по 06.10.1993г., с 08.10.1993г. по 02.04.1995г., с 04.04.1995г. по 14.04. 1997г., с 18.04.1997г. по 31.08.2000г.; периода нахождения на курах повышения квалификации с 15.04.1997г. по 17.04.1997г., а также дни отпусков без сохранения заработной платы, а именно: 07.10.1993г. и 03.04.1995г. В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования просила суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда России по Заводскому району г. Саратова от 11.11.2011г. № 685 в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.09.1991г. по 06.10.1993г., с 08.10.1993г. по 02.04.1995г., с 04.04.1995г. по 14.04. 1997г., с 18.04.1997г. по 31.08.2000г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в МОУ СОШ № 34 г. Саратова; периода нахождения на курах повышения квалификации с 15.04.1997г. по 17.04.1997г., обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии указанные периоды работы и признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 07.10.2008г. В судебное заседание истец не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Федькина А.В. исковые требования поддержала согласно сделанным уточнениям, пояснила, что указанные периоды работы не были включены истцу в стаж для назначения пенсии, поскольку должность «организатор» не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы для назначения пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Решение комиссии нарушает права истца, поскольку противоречит положениям Конституции РФ. Истец работала в школе в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, при этом имела педагогическую нагрузку, т.е. осуществляла педагогическую деятельность. В трудовой книжке истца ошибочно сделана запись о работе в должности организатора, т.е. приведено сокращенное наименование, что не может повлиять на право истца на назначение пенсии. Представитель УПФ в Заводском районе Авдеева А.А. исковые требования не признала, пояснила, что согласно Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы для назначения пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, право на пенсию предоставляется педагогическим работникам при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и определенных учреждениях для детей. При определении права Сталь-Лазовской О.В. на пенсию по первому, а также по второму основанию продолжительность стажа педагогической деятельности составила 18 года 00 месяцев 01 день. Периоды работы с 01.09.1991 г. по 06.10.1993 г., 07.10.1993, с 08.10.1993 г. по 02.04.1995 г., 03.04.1995, с 04.04.1995 г. по 14.04.1997 г., с 15.04.1997 г. по 17.04.1997 г., с 18.04.1997 г. по 31.08.2000 г. в должности организатора и в качестве учителя на условиях педагогической нагрузки в средней школе № 34 не могут быть включены в стаж, дающий право на пенсию, в связи с педагогической деятельностью, так как должность «организатор» не поименована Списком от 29.10.2002 № 781, а работа в качестве учителя протекала без занятия штатной должности, на условиях педагогической нагрузки, что не предусмотрено Правилами от 29.10.2002 № 781. Указанные периоды работы в должности организатора и в качестве учителя на условиях педагогической нагрузки в средней школе № 34 не могут быть включены в стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, так как должность «организатор» не поименована Списком от 06.09.1991 № 463, а работа в качестве учителя протекала без занятия штатной должности на условиях педагогической нагрузки, что не предусмотрено постановлением от 06.09.1991 № 463. Указанные периоды не могут быть засчитаны и по п. 1 Правил от 22.09.1999 № 1067, так как в эти периоды не выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Периоды курсов повышения квалификации с 15.04.1997г. по 17.04.1997г., по мнению представителя ответчика, не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как включение указанных периодов в этот стаж не предусмотрено ни Правилами от 29.10.2002 № 781, ни Правилами от 11.07.2002 № 516. Для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы с 01 ноября 1999г. до 1 сентября 2000г. необходимо занятие штатной должности, предусмотренной Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067 (педагогическая или учебная нагрузка, преподавательская работа в должности, не предусмотренной Списком. Представитель УПФ в Заводском район просит принять решение об отказе в удовлетворении иска. Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Согласно ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом. В силу п. 7 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде. В соответствии с п.п. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О рудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Установлено, что в спорные периоды истица работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми в школе. В трудовой книжке истицы запись о работе в качестве организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми без указания на наличие педагогической нагрузки. Факт работы подтвержден справкой, уточняющей характер работы. В соответствии с пунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанная пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При определении права на данный вид пенсии подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав граждан. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия назначается независимо от их возраста. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Согласно п.3 ст. 28 Закона списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из имеющихся документов следует, что Сталь-Лозховская О.В. работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы. На основании п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшем на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в качестве таковых содержит указание на работу в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в школе. Постановлением ЦК КПСС Совета Министров СССР от 10.11.1966 года № 874 "О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы" (п. 11) в штаты средних школ была введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению. Министерство просвещения в письме от 19.06.1967 года № 52-М "Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми" также указало, что названная должность вводится во всех средних школах и школах-интернатах, в том числе и вновь открываемых, если типовыми штатами предусмотрена в них должность заместителя директора по производственному обучению. Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 года № 24 были утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, определившие, в том числе, и должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. Так, в должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми входит: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контролирование ее выполнения; организация учебы актива школьников по отдельным видам внеклассной работы; оказание методической помощи учителям, классным руководителям, пионерскому, комсомольскому и ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы; организация обмена опытом работы классных руководителей; обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы; установление связи с предприятиями и организациями, осуществляющими шефство над школой, внешкольными учреждениями, жилищно-эксплуатационными организациями в целях использования их для проведения воспитательных мероприятий; организация вовлечения учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях, поддержка связи с руководителями этих кружков и секций. Квалификационные требования к организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми: высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет. В силу п. 10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 г. Из представленной в суд справки, уточняющей характер работы, следует, что истец работала организатором внеклассной внешкольной воспитательной работы с детьми, с 1.09.2000г. - заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы Сталь-Лозовской О.В. подлежат включению в стаж, поскольку она работала в должности, которой в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Суд находит незаконным отказ УПФ в Заводском районе включить в стаж работы истца период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.04.1997г. по 17.04.1997г., поскольку согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» направление работника на курсы повышения квалификации является обязанностью, установленной условиями трудового договора и непосредственно связано с трудовой деятельностью. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы ( должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В силу ст. 184 КЗоТ РФ и ст. 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Сталь-Лозовская О.В. обратилась за назначением пенсии в УПФ 7.10.2008г., что подтверждено представителем ответчика, поэтому суд вправе обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 07.10.2008г. В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в сумме 200 руб. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда России по Заводскому району г. Саратова от 11.11.2011г. № 685 в части отказа Сталь-Лазовской О.В. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.09.1991г. по 06.10.1993г., с 08.10.1993г. по 02.04.1995г., с 04.04.1995г. по 14.04. 1997г., с 18.04.1997г. по 31.08.2000г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в МОУ СОШ № 34 г. Саратова; периода нахождения на курах повышения квалификации с 15.04.1997г. по 17.04.1997г., обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии Сталь-Лазовской О.В. включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии указанные периоды работы. Признать за Сталь-Лазовской О.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 07.10.2008г. Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного Фонда России по Заводскому району г. Саратова в пользу Сталь-Лазовской О.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Каширина Т.Г.