Дело №2-360/2012 Решение Именем Российской Федерации 20 января 2012 года г.Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Донина Н.Н., с участием адвоката Удот Е.А., с участием истца Черняк Г.И. и представляющей ее интересы адвоката Удот Е.А. на основании ордера <№> от <Дата>, представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова Авдеевой А.А., действующей на основании доверенности <№> от <Дата>, при секретаре Давидович Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черняк Г. И. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании права на досрочное назначение пенсии, Установил: Согласно протоколу <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова и решению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) <№> от <Дата> Черняк Г. И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом, в специальный стаж ее работы были засчитаны только 29 лет 8 месяцев 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, и 29 лет 8 месяцев 8 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П. В специальный стаж работы Черняк Г.И. ответчик не включил периоды ее работы: - с <Дата> по <Дата> в должности * в *»; - с <Дата> по <Дата> - нахождение в отпуске по беременности и родам; - с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации. Считая указанные протокол и решение комиссии УПФ незаконными, Черняк Г.И. обратилась в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о восстановлении нарушенного права на пенсию. Просила признать незаконными протокол <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ и решение УПФ <№> от <Дата> об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить спорные периоды работы в ее специальный стаж и обязать УПФ назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с <Дата>. В судебном заседании истец Черняк Г.И. и представляющая ее интересы адвокат Удот Е.А. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, включить в специальный стаж работы истца периоды нахождение на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в календарном исчислении. Обязать УПФ назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с <Дата>. От остальной части заявленных исковых требований истец Черняк Г.И. отказалась. Дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Заводскому району г.Саратова Авдеева А.А. возражала против заявленных исковых требований, находит протокол и решение комиссии правильными. Пояснила, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данные периоды не относятся к периодам повышенной профессиональной нагрузки и включение указанных периодов в специальный стаж работы не предусмотрено Правилами от 29.10.2002 года № 781 и Правилами от 11.07.2002 года № 516. Кроме того, включение указанных периодов также не предусмотрено Правилами от 22.09.1999 года №1066 и разъяснением от 22.05.1996 года №5. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Черняк Г.И. <№> за <Дата>, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Всеобщая декларация прав человека 1948 года в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Социальное обеспечение - это участие общества в содержании своих членов, которые своим трудом заработали такое содержание. Часть 1 ст.39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. При рассматриваемой ситуации это определенный период в жизни истицы, связанный с возрастом и наличием определенного стажа работы, в том числе и во вредных условиях труда. Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Федеральный Закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (с последующими изменениями) устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со ст.7 указанного Федерального Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Однако, указанный Федеральный Закон содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда. Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - п.п. 11 п.1 ст. 28) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), и правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), определяющие порядок назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периодов работы после 11.11.2002 года. Ранее действовали Списки, утвержденные Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года, для периодов работы до 01.11.1999 года и Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, для периодов работы после 01.11.1999 года. Согласно Спискам, утвержденным Постановлением Правительства СМ РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью, подлежат зачислению периоды работы в должности акушерки, включая старших, в следующих отделениях родильных домов: акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности. В соответствии с приложением №2 к приказу Минздрава СССР от 9.01.1986 года №55 «Об организации работы родильных домов (отделений)» стационар родильных домов в любом случае включает в себя родовое физиологическое отделение (помещение родильного блока), отделение (палата) патологии беременных, послеродовое физиологическое, обсервационное, гинекологическое отделение и отделение новорожденных. Из приведенноговышезаконодательства следует, что право на льготную пенсию медицинским работникам возникает при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях. Как следует из записей в трудовой книжке <№> и выданной Муниципальным учреждением Здравоохранения «*» справке от <Дата>, Черняк Г.И. с <Дата> по <Дата> работала в должности *. В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях предусмотренных Федеральным законом, иными нормативными актами работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Согласно выданной Муниципальным учреждением Здравоохранения «1*» справке от <Дата>, Черняк Г.И., в период работы в должности * в * Черняк Г.И. находилась на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> с отрывом от производства с сохранением заработной платы. В данные периоды Черняк Г.И. работала в учреждениях и занимала должности, соответствующие требованиям Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464), Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066), Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что представителем ответчика не оспаривается. Таким образом, прохождение курсов повышения квалификации является одним из обязательных условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников, а истец постоянно совершенствовал уровень своей профессиональной подготовки. В связи с изложенным, указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и решение комиссии об отказе во включении указанных периодов в льготный стаж является необоснованным. При включении спорных периодов работы в стаж работы Черняк Г.И. как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, специальный стаж ее работы превышает требуемые 30 лет, а поэтому в силу п.п 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия. В соответствии с толкованием, данным в п.23 Постановлением Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган. Черняк Г.И. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд считает правильным обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с <Дата>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Решил: 1. Признать незаконным протокол и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> (протокол) и <№> (решение) от <Дата> в части отказа Черняк Г. И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и не включении в стаж ее работы, дающий право на назначение пенсии, периодов работы: - с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации. 2. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить в стаж лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы Черняк Г. И.: - с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении. 3. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова назначить Черняк Г. И. досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Н.Н.Донин Мотивированное решение изготовлено 25.01.2012 года. Судья Н.Н.Донин