о признании недействительным постановления



    Дело № 2-158/12

Решение

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 г.                                                                                             г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова

в составе: председательствующего судьи Слободской Т.Н.

при секретаре Левошиной О.А.,

с участием представителя истца Борисовой Е.Г.,

представителя ответчика Тупикова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усанова М.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления, возложении обязанности утверждения акта выбора земельного участка и согласования места размещения гаражного кооператива боксового типа,

Установил:

Усанов М.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2011 г. № 2105 и возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» утверждения акта о выборе земельного участка общей площадью 1845 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, около дома № 5 в Заводском районе, и согласования места размещения гаражного кооператива боксового типа.

         Обосновывая исковые требования, истец Усанов М.Н. указал, что 18.05.2011г. он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, около дома № 5 в Заводском районе, для строительства и предварительном согласовании места размещения гаражного кооператива боксового типа. 24.06.2011 г. из Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» поступил ответ о том, что согласно представленному материалу минимальное расстояние до границы формируемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, что меньше установленного минимального расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок вместимостью 51-100 машино-мест до стен жилых домов с окнами, которое составляет 25 метров.

14.10.2011 г. администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление № 2105, которым истцу отказано в размещении гаражного кооператива боксового типа на земельном участке по адресу: <адрес>, около дома № 5 в Заводском районе, общей площадью 1845 кв. м., в связи с тем, что минимальное расстояние до границ рассматриваемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, что меньше установленного минимального расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок, вместимостью 5 - 100 машино - мест до стен жилых домов с окнами, которое составляет 25 метров.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (таблица 7.1.1.) и постановления Правительства Саратовской области от 14.06.2007 г. № 230-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» расстояние между фасадами жилых домов и торцов с окнами до открытых автостоянок и паркингов вместимостью 51-100 машино-мест должно быть не менее 25 метров.

При обращении с заявлением о выборе земельного участка истец указал цель использования - для строительства мест размещения гаражного кооператива боксового типа. Гаражный кооператив боксового типа не является автостоянкой или паркингом открытого типа. Более того, Усанов М.Н. не указывал, что вместимость боксов будет составлять более 51 машино-места. В связи с чем истец полагает, что вышеуказанное требование СанПиН не распространяется на гаражные боксы закрытого типа вместимостью не более 50 машино-мест.

Кроме того, гаражный кооператив закрытого типа не является объектом 1-V класса опасности, для которых предусмотрены иные, более строгие требования относительно требований по автостоянкам открытого типа.

Согласно п. 1 к таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.

В соответствии с п. 2.2 указанного СанПиНа ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.) установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствии с п. 2.6 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы) Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследован к измерений.

Однако ни администрацией муниципального образования «Город Саратов», ни Комитетом по землепользованию и градостроительству муниципального образования «Город Саратов» не были произведены расчёты рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровня физического воздействия, что подтверждается отсутствием ссылок на данные расчёты в ответе Комитета по землепользованию и градостроительству и в постановлении администрации муниципального образования «Город Саратов». Более того, согласно вышеуказанному СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и постановлению Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» расстояние между фасадами жилых домов и торцов с окнам открытых автостоянок и паркингов, вместимостью 11-50 машино-мест, согласно таблице 7.1.1., должно быть не менее 16 метров, что имеет место в действительности.

В связи с изложенным истец полагает, что постановление № 2105 от 14.10.2011г. администрации муниципального образования «Город Саратов» об отказе в предоставлении земельного участка является недействительным в связи с тем, что минимальное расстояние от границы формируемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, что меньше установленного минимального расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок открытого типа, вместимостью 51-100 машино-мест до стен жилых домов с окнами, которое составляет 25 метров, поскольку вышеизложенные нормативы не распространяются на гаражные боксы закрытого типа вместимостью не более 50 машино-мест.

         Истец Усанов М.Н. в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил заявление.

         В судебном заседании представитель Усанова М.Н. по доверенности Борисова Е.Г. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении, при этом дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Тупиков В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что постановлением № 2105 от 14.10.2201г. Усанову М.Н. обоснованно было отказано в размещении гаражного кооператива боксового типа на земельном участке общей площадью 1845 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, около <адрес>, по тем основаниям, что минимальное расстояние от границ рассматриваемого земельного участка до многоквартирного жилого дома меньше установленного требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и региональным нормативам градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области». Согласно п. 5.44 данных нормативов гаражи - стоянки и приобъектные стоянки на территории жилого района следует размещать в соответствии с разделом 9, таблицами 9.21, 9.23. Согласно таблице 9.21, расстояние от автостоянок и наземных гаражи - стоянки вместимостью 51-100 машино - мест до стен жилых домов с окнами должно составлять 25 метров. Размер земельных участков гаражей - стоянок и автостоянок в зависимости от их этажности следует принимать для одноэтажных гаражей - 30 кв.м. на одно машино - место. Исходя из площади испрашиваемого земельного участка равной 1845 кв.м., на данном земельном участке возможно разместить гаражей стоянок вместимостью 51-100 машино - мест. В связи с тем, что согласно представленному на рассмотрение материалу расстояние от границ рассматриваемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, оснований для принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не имелось.

         Представитель ответчика Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, ранее просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признал, указав, что согласно требованиям п. 18 таблицы 4.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и п. 9.165 таблицы 9.21 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области», расстояние от автостоянок и наземных гаражей - стоянок вместимостью 51-100 машино - мест до стен жилых домов с окнами должно составлять 25 метров, что не соответствует представленному на рассмотрению материалу, из которого следует, что минимальное расстояние от границы формируемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, о чем истец Усанов М.Н. был уведомлен.

         Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает иск неподлежащим удовлетворением, исходя из следующего.

         Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч. 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур с случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительств. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта (ч.6). Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч. 7).

         В соответствии со ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

         В силу ст. 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развитии, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

         Согласно ст. 12 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ при выборе земельных участков под строительство … должны соблюдаться санитарные правила (ч.2). Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам (ч.3).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

         Материалами дела установлено, что 18.05.2011г. Усанов М.Н., не имеющий статуса индивидуального предпринимателя или главы крестьянско-фермерского хозяйства, в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением № 37054 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта - земельного участка, предполагаемой площадью 1845 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, около <адрес>, в котором просил согласовать место размещения объекта: гаражные кооперативы боксового типа.     

         Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2011г. № 2105 Усанову М.Н. отказано в размещении гаражного кооператива боксового типа на земельном участке площадью 1845 кв.м., расположенном по адресу: г. Саратов, <адрес> в связи с тем, что минимальное расстояние от границ рассматриваемого земельного участка до многоквартирного жилого дома составляет 16 метров, что меньше установленного минимального расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок вместимостью 51-100 машино-мест до стен жилых домов с окнами, которое составляет 25 метров (л.д. 8).

         Согласно п. 5.44 постановления Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П (в редакции от 01.04.2009г.) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» гаражи - стоянки и приобъектные стоянки на территории жилого района следует размещать в соответствии с разделом 9, таблицами 9.21, 9.23.

         Согласно таблице 9.21 вышеназванного постановления, расстояние от автостоянок и наземных гаражей - стоянок вместимостью 51-100 машино - мест до стен жилых домов с окнами должно составлять 25 метров.

         Как следует из п. 9.166 постановления Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П (в редакции от 01.04.2009г.) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» расстояния от автостоянок и наземных гаражей - стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в таблице 9.21.

         В соответствии с п. 9.167 названного постановления размер земельных участков гаражей - стоянок и автостоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать (кв.м. на одно машино -место): одноэтажных - 30 кв.м.

         Поскольку истцом при подаче заявления о выборе земельного участка не было указано количество подлежащих размещению гаражей - стоянок на испрашиваемом земельном участке, ответчиками, исходя из площади земельного участка, составляющей 1845 кв.м., произведен расчет вместимости гаражей -стоянок на данном земельном участке, что составило 51-100 машино - мест.

         Доказательства, свидетельствующие о том, что на испрашиваемом земельном участке под строительство будут размещены гаражи - стоянки меньшей вместимости, чем та, которая получена расчетным путем, истцом в суд не представлены.

         Поскольку площадь испрашиваемого земельного участка предполагает размещение гаражей - стоянок вместимостью 51-100 машино - мест, доводы представителя истца Борисовой Е.Г. о том, что при размещении гаражей - стоянок с вместимостью до 50 машино - мест расстояние до стен жилых домов с окнами составит 16 метров, что будет соответствовать требованиям действующего законодательства, суд не принимает во внимание.

         Доводы представителя истца Усанова М.Н. - Борисовой Е.Г. о том, чтов соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа должен приниматься на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия суд находит несостоятельными и не принимает во внимание

         Суд считает, что расчеты рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия могут быть применены при определении расстояния от открытых автостоянок и паркингов до территории лечебных учреждений стационарного типа, открытых спортивных сооружений общего пользования и мест отдыха населения (сады, скверы и парки), что следует из таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Кроме того, в указанной таблице, как и в таблице 9.21 постановление Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П (в редакции от 01.04.2009г.) «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» расстояние от автостоянок и наземных гаражей - стоянок вместимостью 51-100 машино - мест до стен жилых домов с окнами строго определено и составляет 25 метров, что более того расстояния, которое может иметь место в действительности при размещении истцом гаражей - стоянок на испрашиваемом земельном участке.

         Иные доводы представителя истца Усанова М.Н. - Борисовой Е.Г. не имеют правового значения для удовлетворения исковых требований.

         В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его недействительным не имеется.

         При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований Усанову М.Н. следует отказать.

         Руководствуясь ст.ст.194- 199ГПК РФ, суд

Решил:

         В удовлетворении искового заявления Усанова М.Н. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления, возложении обязанности утверждения акта выбора земельного участка и согласования места размещения гаражного кооператива боксового типа отказать.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Заводской районный суд г. Саратова с момента вынесения мотивированного решения.

         Судья                                                                                             Т.Н. Слободская