2-282/2012 о предоставлении жилого помещения



              Дело № 2-282/12

Решение

Именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года                     Город Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.., при секретаре Вешняковой А.С., с участием прокурора Заграничного И.М., истца Мамончевой О.П., представителя ответчика Тупикова В.С., рассмотрев в открытом судебном заедании дело по иску заместителя прокурора Заводского района в интересах Мамончевой Р. П. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, расторжении договора найма,

Установил:

    Первый заместитель прокурора Заводского района обратился в суд с иском в интересах Мамончевой Р.П. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, расторжении договора найма. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной по заявлению Мамончевой Р.П. проверки установлен факт проживания истицы в жилом помещении, находящемся в жилом <адрес>, признанном непригодным для проживания. Истец занимает квартиру <№> указанного дома. Дом признан непригодным для проживания в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, признанию домов аварийными и подлежащими сносу от 23.08.2011г. № 15ж. До настоящего времени отселение Мамончевой Р.П. не состоялось, что обуславливает наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным, первый заместитель прокурора Заводского района г.Саратова уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Мамончевой Р. П. на семью из 3 человек, в том числе Мамончева И. В., Мамончева В. Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из 3 комнат, общей площадью не менее 65,4 квадратных метров в черте г. Саратова.

    Обязать Администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с Мамончевой Р. П. на <адрес>.

    В судебном заседании прокурор Заграничный И.М. поддержал уточненные исковые требования по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

    Мамончева Р.П. поддержала исковые требования в полном объеме.

    Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Тупиков В.С. исковые требования не признал, пояснил, что пояснил, что признанный непригодным для проживания жилые дома не обязательно должны были подлежать сносу. Не исключен тот факт, что указанные дома могли подлежать капитальному ремонту, модернизации и реконструкции, либо переоборудованию для использования в других целях. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилых помещений.

Представитель ответчика администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представители комитета по управлению имуществом г. Саратова, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Третьи лица Мамончев В.Г., Мамончев И.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Судом установлено, что Мамончева Р.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

6 апреля 2011 года между администрацией Заводского района муниципальным образованием «Город Саратов» и Мамончевой Р.П. заключен договор социального найма жилого помещения <№>, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилое помещение представляет собой отдельную квартиру, состоящую из 3 комнат, общей площадью 65,4 кв. м.. Совместно с Мамончевой Р.П. проживают и зарегистрированы Мамончев В. Г., <Дата> - сын, Мамончев И. В., <Дата> - внук.

Согласно протоколу <№> заседания межведомственной комиссии от 23 августа 2011 года многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Судом также установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу и членам ее семьи не решен до настоящего времени, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

    Из указанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

    Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.

    Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

    В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

На основании п. 1.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец и члены ее семьи имеют право на предоставление в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в их пользовании, аварийным и непригодным для проживания, они не обеспечены до настоящего времени жильем.

На основании п. 1.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

    Из материалов дела следует не оспаривается истцом, что <адрес> имеет общую площадь 65,4 кв. м, состоит из трех жилых комнат. Поэтому ответчик должен предоставить истице благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из 3 комнат, общей площадью не менее 65,4 квадратных метров в черте г. Саратова.

    Поскольку требования истца о предоставлении жилого помещения разрешаются в судебном порядке, суд считает подлежащим удовлетворению и требование о возложении обязанности на администрацию Заводского района г. Саратова после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с Мамончевой Р.П., что не противоречит положениями Жилищного кодекса РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

    Обязать Администрацию муниципального образования г. Саратов предоставить Мамончевой Р. П. на семью из 3 человек, в том числе Мамончева И. В., Мамончева В. Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из 3 комнат, общей площадью не менее 65,4 квадратных метров в черте г. Саратова.

    Обязать Администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» после предоставления жилого помещения расторгнуть договор социального найма с Мамончевой Р. П. на <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через районный суд.

Судья      Т.Г. Каширина