2-578/12 о признании права на пенсию



Дело №2-578/2012

Решение

Именем Российской Федерации

29 февраля 2012 года                                                                                               г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Донина Н.Н.,

с участием истца Аргачевой М.Н. и ее представителя по доверенности Кленина Д.А., представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова Авдеевой А.А., действующей на основании доверенности <№> от <Дата>,

при секретаре Давидович Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аргачевой М. Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании права на досрочное назначение пенсии,

Установил:

Согласно протоколу <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова и решению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) <№> от <Дата> Аргачевой М. Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии. При этом, в специальный стаж работы истицы ответчик не включил период работы в должности * с <Дата> по <Дата> по тем основаниям, что документально не подтверждается занятость заявителя в качестве *, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

Кроме того, данный период не может быть засчитан в трудовой стаж и по разделу ХХХI «Связь» Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, так как документально не подтверждена занятость заявителя на работах, предусмотренных вышеуказанным списком.

Также в стаж работы истицы ответчиком не включен период работы в качестве * с <Дата> по <Дата>, поскольку РНИПЧИ «*» не являлся учреждением здравоохранения.

Считая указанные протокол и решение комиссии УПФ незаконными, Аргачева М.Н. обратилась в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением, уточненным при рассмотрении гражданского дела, к Государственному учреждению -Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о восстановлении нарушенного права на пенсию. Просила признать незаконными протокол <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ и решение <№> от <Дата> об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить спорные периоды работы в ее специальный стаж работы, обязать УПФ назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента достижения возраста 50-ти лет с <Дата>, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителем в размере 10.000 рублей и оплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Аргачева М.Н. и представляющий ее интересы по доверенности Кленин Д.А. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, включить в стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в должности *. Обязать УПФ назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с момента достижения возраста 50-ти лет с <Дата>, взыскать расходы по оплате услуг представителем в размере 10.000 рублей и оплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 200 рублей. Дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. От заявленных исковых требований в части признания незаконными действий УПФ и не включении в специальный стаж ее работы периода работы в ФКУЗ «*» с <Дата> по <Дата> истец Аргачева М.Н. отказалась.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Заводскому району г.Саратова Авдеева А.А. возражала против заявленных исковых требований, находит протокол и решение комиссии правильными. Пояснила, что период работы истицы в должности * с <Дата> по <Дата> не может быть включен не может быть засчитан в ее стаж работы в связи с тяжелыми условиями труда по тем основаниям, что документально не подтверждается занятость заявителя в качестве *, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием. Кроме того, данный период не может быть засчитан в трудовой стаж и по разделу ХХХI «Связь» Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года №1173, так как документально не подтверждена занятость заявителя на работах, предусмотренных вышеуказанным списком. Заявленную истцом к взысканию сумму по оплате услуг представителя в размере 10.000 рублей считает завышенной и не соответствующей требованиям разумности и справедливости

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Аргачевой М.Н. <№> за <Дата>, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.

Социальное обеспечение - это участие общества в содержании своих членов, которые своим трудом заработали такое содержание.

Часть 1 ст.39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. При рассматриваемой ситуации это определенный период в жизни истицы, связанный с возрастом и наличием определенного стажа работы, в том числе и во вредных условиях труда.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Федеральный Закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (с последующими изменениями) устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со ст.7 указанного Федерального Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Однако, указанный Федеральный Закон содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Аналогичное положение было закреплено в п.6 ст.12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей», согласно которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», подлежит применению Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.

Указанным Списком №2 от 26.01.1991 года, раздел XXIX "Связь", код позиции 23100000-19093, правом на льготную пенсию наделены *, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

Согласно данному Списку телефонистам необходимо подтверждение двух условий: постоянная работа с микротелефонной гарнитурой (устройством) и работа на междугородных коммутаторах с круглосуточным действием и городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше.

В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 24.07.2005 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются.. . справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Истцом в обоснование своих требований представлена трудовая книжка <№>, являющаяся основным документом, подтверждающим трудовую деятельность.

Согласно трудовой книжке Аргачева М.Н. с <Дата> по <Дата> работала в * с должности * (л.д.7-9).

Представителем ответчика данное обстоятельство не оспаривается.

Исключая указанные периоды из специального стажа работы Аргачевой М.Н., УПФ указывает, что они не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по тем основаниям, что истцом документально не подтверждена занятость заявителя в качестве телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.

Однако в судебном заседании истцом были представлены достаточные доказательства, подтверждающие выполнение ею в спорные периоды указанных выше работ.

Согласно справки Отделения Пенсионного фонда РФ по *, в том числе 1 по станции *, на которых работают *, непосредственно занятые на работах с микротелефонной гарнитурой, с круглосуточным действием, 24 междугородных линий, 8 заказных линий. Осуществляются соединения по станциям Самара, Ульяновск, Уфа, круглое Поле, Набережные Челны, Москва и т.д. по ведомству железной дороги, по осуществлению междугородных разговоров, а также справочных и заказных столов предприятий железнодорожного транспорта. Согласно «Нормативов расчета численности №0-1257 от 28.10.1997 года» нагрузка на одного работника соответствует нормативной - 6160 соединений в месяц. Местной телефонной станции в дистанции нет. Обслуживание абонентов осуществляется по станции УАТСК-100/2000, установленной в 1974 году (л.д.36).

Как следует из выданной * <№> от <Дата>, Аргачева М.Н. работала в * в должности * с <Дата> (приказ от <Дата> <№>) по <Дата> (приказ от <Дата> <№>). Эту работу выполняла постоянно в течение полного рабочего дня, постоянно работала с микротелефонной гарнитурой на междугородних, заказных и справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием. Это дает право на пенсионное обеспечение согласно списку №РР.29п. производств, работ, профессий, должностей и 23100000-19093, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 и введенному на территории Российской Федерации с 01.01.1992 года, Постановление Совета Министров от 02.10.1991 года №517. Основанием для выдачи справки явилась личная карточка Аргачевой Т.Н. Т-2, приказы о приеме, переводе, должностная инструкция, ТКС, лицевые счета с <Дата> по <Дата>. (л.д.10).

При этом суд учитывает, что в справке имеется указание на то, что организация несет ответственность за достоверность представленных сведений (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), при выдаче данной справки с указанием соответствующих сведений работодатель включил спорный период работы Аргачевой М.Н. в ее льготный трудовой стаж и не отрицает соблюдение истицей необходимого объема работы в должности телефонистки междугородной телефонной связи.

Указанные обстоятельства подтверждены документально и нашли отражение в составленном по поручению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Заводскому району г.Саратова акте специалистом Отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда РФ по в * от <Дата> (л.д.12).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает, что работа Аргачевой М.Н. в должности * с <Дата> по <Дата> осуществлялась истцом как постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием, что служит основанием для назначения ей трудовой пенсии по старости в соответствие с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно исследованному в судебном заседании пенсионному делу Аргачевой М.Н. <№><Дата> год, на момент обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости - <Дата>, Аргачева М.Г., <Дата> года рождения, достигла возраста 50 лет <Дата>, имела страхового стажа 30 лет 04 месяца 07 дней и при включении спорных периодов ее работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, он превышает требуемые10 лет.

Следовательно, за Аргачевой М.Н. должно быть признано право на досрочное назначение пенсии по старости с момента достижения возраста 50 лет, т.е. с <Дата>.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из представленных истцом и ее представителем документов следует, что Аргачевой М.Н. произведена оплата за оказание услуг представителем суммы 10.000 рублей и заявлено письменное ходатайство о взыскании данной суммы с ответчика.

Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая требования разумности и справедливости, время, затраченное представителем истца Клениным Д.А. на подготовку искового заявления и участие в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела и мнение представителя ответчика Авдеевой А.А., суд считает правильным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов 2.000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

1. Признать незаконным протокол и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> (протокол) и <№> (решение) от <Дата> в части отказа Аргачевой М. Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда и не включении в стаж ее работы, дающий право на назначение пенсии, периода работы с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в должности *.

2. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить в стаж работы Аргачевой М. Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в должности *.

3. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова назначить Аргачевой М. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>.

4. Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова в пользу Аргачевой М. Н. расходы на оплату услуг представителя в размере 2.000 (две тысячи) рублей и оплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей, а всего 2.200 (две тысячи двести рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья            Н.Н.Донин

Мотивированное решение изготовлено 05.03.2012 года.

Судья            Н.Н.Донин