Решение Именем Российской Федерации 03 мая 2012 года г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Зюбиной О.В., при секретаре Яковлевой А.П., с участием прокурора Дремлюга А.М., представителя ответчика Губановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 90» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, Установил: Прокурор Заводского района г.Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 90» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности, указав, что прокуратурой Заводского района г. Саратова в марте 2012 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Заводского района муниципального образования «Город Саратов». Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 4, 39 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст. 8, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.), накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV класс навалом, насыпью, в виде гряд. Согласно п. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы и V класс - практически неопасные отходы. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I- V класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-1V класса опасности. Согласно ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. В соответствии с ч. 8-9 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет нa оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально - технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года. Таким образом, в настоящее время существует необходимость надлежащей организации работы по сбору люминесцентных ламп (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные), которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 786) относятся к отходам 1-го класса опасности. Проведенной проверкой установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 90» в своей деятельности использует люминесцентные ртутьсодержащие лампы, при этом, в учреждении отсутствует паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы. Кроме того, лица допущенные к обращению с отходами 1 класса опасности (ртутные, люминесцентные ртутьсодержащие лампы) не прошли профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности. Таким образом, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством. В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 90» в части понуждения к осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности. Определением суда производства по делу в этой части прекращено. В судебном заседании прокурор Дремлюга А.М. оставшиеся исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные, изложенным в иске. Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Саратовской области в г.Саратове, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика Губанова М.Е. исковые требования признала. Признание иска занесено в протокол судебного заседания. Судом ответчику разъяснены положения ст. 39, 173 ГПК РФ и последствия признания иска. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит требованиям закона и не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, в связи с чем исковые требования прокурора Заводского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 90» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, Решил: Исковые требования прокурора Заводского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 90» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 90» в срок до 01 июня 2012г. разработать паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Судья: