Дело № 2-1349/12 Решение Именем Российской Федерации 27 апреля 2012 года г. Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Галицкой Е.Ю., с участием представителя истца по доверенности старшего помощника прокурора Заводского района г. Саратов Рыбаковой Н.Н., представителя ответчика - директора МОУ ООШ № 91 Голяновой О.В., представителя третьего лица управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Мележик О.А. при секретаре Баранове С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №91» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности, установил: Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №91» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 класса опасности. Мотивируя свои исковые требования тем, что в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которые не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иных негативных изменениям окружающей среды. В настоящее время существует необходимость надлежащей организации работы по сбору люминесцентных ламп (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные), которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом МНР РФ от 02.12.2002 г. № 786) относятся к отходам 1-го класса опасности. В марте 2012 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Заводского района муниципального образования «Город Саратов», в ходе которой установлено, что МОУ «Основная общеобразовательная школа № 91» в своей деятельности использует люминесцентные ртутьсодержащие лампы, при этом, в учреждении отсутствует паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, кроме того, лица, допущенные к обращению с отходами 1 класса опасности (ртутные, люминесцентные ртутьсодержащие лампы) не прошли профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности Таким образом, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством. Определением суда от 27 апреля 2012 года производство по делу в части обязания муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №91» по осуществлению профессиональной подготовки сотрудников на право работы с отходами 1 класса прекращено в связи с отказам представителя истца от иска. Представитель ответчика директор муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 91» Голянова О.В. в судебном заседании исковые требования по обязанию разработки паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы признала в полном объеме, указала, что в настоящее время все необходимые документы подготовлены и в конце мая 2012 года указанный паспорт отходов будет разработан и утвержден. Представитель третьего лица управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Мележик О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, указала на необходимость разработать муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 91» паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы. Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗюридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и утилизации продукции; разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение ютников. Пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" предусмотрены условия сбора и накопления промотходов, которые определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте с учетом агрегатного состояния и надежности тары. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Согласно п. 14.5 Санитарных правил при работе со ртутыо, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 4 апреля 1988 г. N4607-88) не подлежащие повторному использованию изделия и бой вместе с другими ртутьсодержащими отходами, не соответствующими требованиям ГОСТ 1639-78, должны складироваться на специальных площадках в соответствии с нормативным документом "Предельное количество накопления токсических промышленных отходов на территории предприятия (организации)" N 3090-85 от 01.02.85 г. и подвергаться захоронению согласно санитарным правилам "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов" N 3193-84 от 29.12.84 г. В соответствии с ч. 8-9 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально- технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года. Таким образом, в настоящее время существует необходимость надлежащей организации работы по сбору люминесцентных ламп (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные), которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом МНР РФ от 02.12.2002 г. № 786) относятся к отходам 1-го класса опасности. В судебном заседании установлено, что Голянова О.В. является директором муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 91», что подтверждается приказом от 02 сентября 2002 года № 636-к (л.д.11). Проведенной проверкой от 21 марта 2012 года установлено, что МОУ «Основная общеобразовательная школа № 91» в своей деятельности использует люминесцентные ртутьсодержащие лампы, при этом, в учреждении отсутствует паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы (л.д.9). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которые не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иных негативных изменениям окружающей среды. Таким образом, в судебном заседании установлено, что муниципальным образовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа № 91» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и гарантированные государством. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком. При таких обстоятельствах суд находит, что признание иска ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом, а требования истца подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, решил: исковые первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №91» о понуждении к исполнению обязанности по разработке паспорта отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы, осуществлению профессиональной подготовки сотрудников удовлетворить Обязать муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №91 разработать паспорт отходов на ртутные и люминесцентные ртутьсодержащие лампы срок исполнения до 01 июня 2012 года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Ю. Галицкая