2-1336/2012 о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность.



Дело N 2-1336/2012

Решение

Именем Российской Федерации

      

10 мая 2012 года                                                                                              г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Сластунин С.В., Милешкина Е.А. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность,

     Установил:

    Первый заместитель прокурора Заводского района обратился в суд в интересах Сластунин С.В., Милешкина Е.А. с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность. В обоснование заявленных требований прокурор указала, что Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. проживают в комнате в коммунальной квартире № 8 дома № 41 по ул. Заречной г. Саратова, площадью 12,6 кв. м и являются собственниками по 1/2 доли в праве на указанную квартиру. Данный жилой дом признан непригодным для проживания в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 29.06.2010г. № 7/з. До настоящего времени отселение истцов из данного жилого дома не произведено, несмотря на признание его непригодным для проживания.

    Прокурор полагает, что права граждан нарушены, поскольку они проживают в доме, непригодном для проживания и подлежащем сносу, что противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ и Конституции РФ.

    Прокурор просит суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в общую долевую собственность Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. по 1/2 доли в праве равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 19 кв. м, состоящее из одной жилой комнаты, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. жилого помещения прекратить право собственности Сластунин С.В. на 1/2 долю и Милешкина Е.А. на 1/2 долю в праве собственности на квартиру № 8 в доме № 41 по ул. Заречной г. Саратова.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Заводского района г. Саратова Заграничный И.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Сластунин С.В.исковые требования прокурора поддержал по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

    Милешкина Е.А. находит исковые требования прокурора обоснованными, пояснила, что помимо наличия у нее на праве собственности указанной квартиры, истец имеет в собственности квартиру, полученную в наследство, по адресу: г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, 31, кв. 19. Однако истец полагает, что независимо от наличия у нее иного жилого помещения, она вправе получить в возмещение непригодного для проживания жилья другое благоустроенное жилое помещение.

Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С. исковые требования не признал, пояснил, что суд не вправе обязать органы государственной власти обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон. В соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома.

    Представитель Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в суд не явился, извещен судом о слушании дела, возражений и ходатайств не представил. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя.

    Представитель третьего лица - Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.

    Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

    Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, которые не явились в судебное заседание.

    Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Установлено, что Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. проживают в комнате № 8 дома № 41 по ул. Заречной г. Саратова, площадью 12,6 кв. м г. Саратова и являются собственниками по 1/2 доли в праве на указанную квартиру. Данные обстоятельства подтверждены сведениями, представленными Управлением Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 23.08.2011г. № 7/з дом № 41 по ул. Заречной признан непригодным для проживания. Ранее, постановлением Администрации Заводского района г. Саратова от 22.06.1998г. № 442 утверждены акты постоянно действующей комиссии Администрации Заводского района о признании жилых домов, в том числе дома № 41 по ул. Заречной г. Саратова, непригодными для проживания. До настоящего времени граждане продолжают проживать в жилом доме, который непригоден для проживания, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища, в том числе из муниципального жилищного фонда малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктами 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике по применению Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Поскольку истцы приобрели занимаемые ими жилые помещения в собственность на основании договоров приватизации, то предоставление квартир по договору социального найма нарушит их права и представляется нецелесообразным.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года №10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо непригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан.

Из чего следует, что решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей сути юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия.

В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления.

Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым их этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда, либо за счет соответствующей организации.

Из изложенного выше следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилые помещения, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с трактовкой, указанной в пунктах 20, 22 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

При рассмотрении дела истцы не заявили о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления вопрос о расселении истцов не разрешен.

Как указано выше, жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания.

Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. являются собственниками по 1/2 доле в праве на комнату в коммунальной квартире. Площадь, приходящаяся на истцов в коммунальной квартире, составляет 19 кв. м.

Истцам должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, как по количеству комнат, так и по общей площади жилых помещений, в черте г. Саратова. Поэтому суд считает возможным обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность истцов равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19 кв. м, состоящее из одной жилой комнаты, в черте г. Саратова ( по 1/2 доле).

При этом, после фактического предоставления в собственность истцов жилых помещений подлежит прекращению право собственности истцов на ранее занимаемое жилое помещение.

Несмотря на наличие у Милешкина Е.А. в собственности другого пригодного для проживания жилого помещения, суд с учетом вышеназванных положений закона считает, что у Милешкина Е.А. также имеется право на внеочередное получение в собственность жилого помещения взамен признанного непригодным. При этом следует отметить, что собственником квартиры № 8 дома № 41 по ул. Заречной г. Саратова, кроме Милешкина Е.А., является Сластунин С.В., у которого в собственности отсутствует какое-либо иное пригодное для проживания жилое помещение. Поскольку в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, оснований для предоставления истцам в собственность жилого помещения меньшего по размеру в связи с наличием у Милешкина Е.А. другого жилого помещения, не имеется. Поэтому тот факт, что истец Милешкина Е.А. имеет в собственности иное жилое помещение по адресу: г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, 31, кв. 19, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку повлечет нарушение прав сособственника Сластунин С.В., который не имеет в собственности иного жилья.

       Суд не соглашается с доводами представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что отношения между истцами и ответчиком по поводу предоставления жилого помещения должны регулироваться статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения указанной нормы закона регулируют обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Судом установлено, что занимаемые истцами жилье признано в установленном законом порядке аварийным, непригодным для проживания, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность по предоставлению им жилых помещений.

    Доводы о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

    Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», поскольку как указано выше, в силу действующих норм закона именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в общую долевую собственность Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. по 1/2 доли в праве равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 19 кв. м, состоящее из одной жилой комнаты, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. жилого помещения прекратить право собственности Сластунин С.В. на 1/2 долю и Милешкина Е.А. на 1/2 долю в праве собственности на квартиру № 8 в доме № 41 по ул. Заречной г. Саратова.

В удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в интересах Сластунин С.В. и Милешкина Е.А. к Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                   Каширина Т.Г.