2-2008/12 о признании права на пенсию



Дело № 2-2008/2012

Решение

Именем Российской Федерации

06 июля 2012 года                                                                                                 г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Донина Н.Н.,

с участием истца Гузеевой М.Н. и ее представителя Беляевой Н.В. по доверенности от <Дата>,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова Авдеевой А.А., действующей на основании доверенности <№> от <Дата>,

при секретаре Давидович Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гузеевой М. Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о признании права на досрочное назначение пенсии,

Установил:

Согласно протоколу <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова и решению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова (далее по тексту УПФ) <№> от <Дата> Гузеевой М. Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом, в специальный стаж ее работы были засчитаны только 16 лет 5 месяцев 2 дня стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, и 18 лет 7 месяцев 20 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П.

При этом, в специальный стаж работы Гузеевой М.Н. ответчик не включил периоды ее работы с <Дата> по <Дата> - период отпуска по беременности и родам; с <Дата> по <Дата> - период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с <Дата> по <Дата> - период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет - в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. С <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты> с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении.

Считая указанные протокол и решение комиссии УПФ незаконными, Гузеева М.Н. обратилась в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением, уточненным при рассмотрении дела, к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова о восстановлении нарушенного права на пенсию. Просила признать незаконным протокол <№> от <Дата> Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ и решение УПФ <№> от <Дата> об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить спорные периоды работы в ее специальный стаж лечебной деятельности и обязать УПФ назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с <Дата>.

В судебном заседании истец Гузеева М.Н. и ее представитель Беляева Н.В. заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их и включить в специальный стаж работы истицы периоды работы с <Дата> по <Дата> - период отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев; с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты> - в календарном исчислении; с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты> - в календарном исчислении; с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении и взыскать расходы по оплате государственной пошлины. Дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также суду пояснили, что во время работы с <Дата> по <Дата> в должности <данные изъяты> истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы с <Дата> и с 28.03. по <Дата>. Согласны, что данные дни нахождения в отпуске не подлежат включению в специальный стаж работы истца.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Авдеева А.А. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, находит протокол и решение комиссии правильными. Пояснила, что спорные периоды работы истицы с <Дата> по <Дата> - период отпуска по беременности и родам; с <Дата> по <Дата> - период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с <Дата> по <Дата> - период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет обоснованно не включены в стаж, дающий право на пенсию в связи с лечебной деятельностью как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №469, льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы, а у заявительницы отсутствует факт работы в эти периоды. Период работы с <Дата> по <Дата> в должности <данные изъяты> также не может быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, так как должность <данные изъяты> не поименована Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года №464 в совокупности с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года №395.

Период работы в должности <данные изъяты> с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> обоснованно не включены в стаж, дающий право на пенсию в связи с лечебной деятельностью, поскольку <данные изъяты> являлся структурным подразделением <данные изъяты> и не обладал статусом юридического лица. Также <данные изъяты> не поименовано списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, не предусмотрен диспансер и в числе структурных подразделений учреждения. Периоды курсов повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> также не могут быть засчитаны в стаж работы истицы, так как их включение в стаж не предусмотрено Правилами от 22.09.1999 года №1066, разъяснением от 22.05.1996 года №5, Правилами от 29.12.2002 года №781 и Правилами от 11.07.2002 года №516.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и материалы пенсионного дела Гузеевой М.Н. <№><Дата> год, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом.

Федеральный Закон РФ №173-ФЗ « трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (с последующими изменениями) устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В соответствии со ст.7 указанного Федерального Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Однако, указанный Федеральный Закон содержит перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, поскольку это непосредственно связано с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001г. №173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - п.п. 11 п.1 ст. 28) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), и правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ - ст. 28), определяющие порядок назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью периодов работы после 11.11.2002 года.

Ранее действовали Списки, утвержденные Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года, для периодов работы до 01.11.1999 года и Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, для периодов работы после 01.11.1999 года.

Согласно Спискам, утвержденным Постановлением Правительства Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, включается время работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, в том числе среднему медицинскому персоналу операционных отделений.

Согласно Перечню соответствия специального среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, к Приказу Минздрава РФ от 19.01.1999 года № 18 наименованию специальности «Операционное дело» соответствовали должности «старшая операционная медицинская сестра, операционная медицинская сестра», специальности «Сестринское дело» соответствуют должности «старшая медицинская сестра, медицинская сестра, в том числе палатная».

Из приведенноговышезаконодательства следует, что право на льготную пенсию медицинским работникам возникает при наличии одновременно двух условий - работа в определенных должностях и определенных лечебных учреждениях.

Как следует из записей в трудовой книжке <№> (л.д.41-50) и выданной <данные изъяты> справке <№> от <Дата> (л.д.23), Гузеева М.Н. работала в должности <данные изъяты> с <Дата> (приказ <№> от <Дата>) по <Дата> (приказ <№> от <Дата>). К работе неполного рабочего дня и неполной рабочей недели не привлекалась.

Работая в указанной должности, Гузеева М.Н. находилась в декретном отпуске с <Дата> по <Дата>, в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата>.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 года N 13-6 (в редакции от 15.04.1992года), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.1996 года, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и данный период подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, в период использования Гузеевой М.Н. отпуска по уходу за ребенком действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, согласно которой время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Изменение положения о зачете в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, произведено Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992 года, поэтому периоды до 06.10.1992 года (т.е. до вступления в действие вышеуказанного Закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии (разъяснение Министерства труда РФ, утвержденное постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 29). Время отпуска засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (льготном исчислении).

В связи с вышеизложенным и учитывая, что Гузеева М.Н. в указанный период работала в должности <данные изъяты>

<данные изъяты>суд приходит к выводу о необходимости включения в стаж лечебной деятельности Гузеевой М.Н. периода ее отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период с <Дата> по <Дата> в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.

Согласно записей в трудовой книжке <№> (л.д.41-50) и выданной <данные изъяты> справке <№> от <Дата> (л.д.29), Гузеева М.Н. работала в <данные изъяты> полный рабочий день в качестве <данные изъяты> с <Дата> (приказ <№> от <Дата>) по <Дата> (приказ <№> от <Дата>).

Во время работы истицы в данный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года (в редакции от 22.09.1993 года), согласно которому назначение пенсии за выслугу лет производилось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. В указанной редакции данная норма действовала до 01.11.1999 года.

Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 года №3948/1-17, пенсионного Фонда РФ от 29.09.2000 года №06-25/8625 (об исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 года №340 «О государственных пенсиях в РФ») при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 года №340 «О государственных пенсиях в РФ» применяется номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 года №377. Данный нормативный правовой акт применяется при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 01.11.1999 года, а также при оценке права на выплату таких пенсий работающим пенсионерам.

Согласно приложению 3 «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» к положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденному приказом Минздрава России от 15.10.1999 года №377, в графе средний медицинский персонал указана медицинская сестра диетическая.

Как следует из выданной <данные изъяты> справке <№> от <Дата> (л.д.29) Гузеева М.Н. во время работы в должности <данные изъяты> находилась в отпуске без сохранения заработной платы с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>.

С учетом вышеизложенного период работы Гузеевой М.Н. в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, (за вычетом дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>.

Период работы Гузеевой М.Н. в должности <данные изъяты> с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> ответчиком не включен в стаж, дающий право на пенсию в связи с лечебной деятельностью, по тем основаниям, что <данные изъяты> являлся структурным подразделением <данные изъяты> и не обладал статусом юридического лица. Также <данные изъяты> не поименовано списком, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, не предусмотрен диспансер и в числе структурных подразделений учреждения.

Согласно записей в трудовой книжке <№> (л.д.41-50) и выданной <данные изъяты> справке <№> от <Дата> (л.д.31), Гузеева М.Н. работала в <данные изъяты> с <Дата> (приказ <№>-к п.6 от <Дата>) по <Дата> (приказ <№>-л/с от <Дата>).

Во время работы истицы в период с <Дата> по <Дата> действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года (в редакции от 22.09.1993 года), согласно которому назначение пенсии за выслугу лет производилось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. В указанной редакции данная норма действовала до 01.11.1999 года.

Для периодов работы после 01.11.1999 года и до 11.11.2002 года действовали Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года. Согласно указанным спискам в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью, подлежат зачислению периоды работы в должности медицинской сестры в противотуберкулезном диспансере.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их медицинского стажа стаж работы в должности «медицинской сестры в противотуберкулезном диспансере».

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» также дал разъяснение в п. 9 о том, что необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

Согласно Уставу Муниципальное медицинское учреждение «Городское противотуберкулезное объединение» создано на основании приказа Саратовского городского отдела здравоохранения от 24.12.1991 года №160, объединение является самостоятельным юридическим лицом. Основным направлением деятельности объединения является оказание квалифицированной медицинской помощи и специализированной медицинской помощи, а также проведение мероприятий по профилактике заболеваний. Таким образом, направление деятельности объединения исключительно -лечебное. Согласно п. 3 Устава в структуре лечебного учреждения находится 4-я городская противотуберкулезная больница на 195 коек, то есть стационар.

Как следует из учредительных документов с момента создание и по настоящее время медицинское объединение является муниципальным учреждением здравоохранения.

Приказом от <Дата> <№> Комитета здравоохранения администрации г. Саратова <данные изъяты>, при этом ни профиль деятельности учреждения, ни профиль самой работы до настоящего времени не изменен.

Как следует из выданной Государственным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>» справке <№> от 04.2011 года (л.д.31) медицинской сестры стерилизационной находилась на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>.

С учетом требований указанных выше норм права и изложенных обстоятельств период работы Гузеевой М.Н. в должности <данные изъяты> подлежит включению в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, (за вычетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>) с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> в календарном исчислении.

В судебном заседании подтверждено документально и не оспаривается сторонами то, что работая в должности <данные изъяты> Гузеева М.Н. с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> находилась на курсах повышения квалификации. Работая в должности <данные изъяты> Гузеева М.Н. с <Дата> по <Дата> также находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы (л.д.31, 40, 53-56).

В вышеуказанные периоды истец работала в лечебных учреждениях и занимала должности, соответствующие требованиям Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства от 29.10. 2002 года № 781.

         В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 медицинские работники не вправе осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

         В силу ст.184 КЗоТ РФи ст. 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных условий осуществления работниками определенных видов деятельности.

         Согласно ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и производятся соответствующие выплаты, что является для работника, повышающего свою квалификацию, основной гарантией, обеспечивающей защиту не только трудовых, но и пенсионных прав.

         В соответствии с п.4 действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пении по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительством РФ от 11.07.2002 года № 516), среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации (курсах усовершенствования). При этом, и в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года), и в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года) отсутствует прямой запрет на включение названных периодов в стаж лечебной деятельности.

В связи с вышеизложенным, суд считает правильным включить в стаж лечебной деятельности истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в календарном исчислении.

При включении спорных периодов работы в стаж работы Гузеевой М.Н. как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, специальный стаж ее работы превышает требуемые 30 лет, а поэтому в силу п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» истице должна быть назначена досрочная трудовая пенсия.

В соответствии с толкованием, данным в п.23 Постановлением Пленума Верховного Суда от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Гузеева М.Н. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд считает правильным обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с <Дата>.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

1. Исковые требования Гузеевой М. Н. удовлетворить частично.

2. Признать незаконным протокол и решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> (протокол) и <№> (решение) от <Дата> в части не включении в стаж работы Гузеевой М. Н. периодов работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на назначение пенсии:

- с <Дата> по <Дата> - период отпуска по беременности и родам; с <Дата> по <Дата> - период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; с <Дата> по <Дата> - период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет - в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты>

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты>

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации.

3. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова включить в стаж лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы Гузеевой М. Н.:

- с <Дата> по <Дата> - период отпуска по беременности и родам, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты>

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - в должности <данные изъяты> - в календарном исчислении;

- с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> - нахождение на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении.

4. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова назначить Гузеевой М. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с <Дата>.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова в пользу Гузеевой М. Н. государственную пошлину в размере 200 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных Гузеевой М.Н. исковых требований отказать

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья            Н.Н.Донин

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2012 года.

Судья            Н.Н.Донин