Дело № 2-1902/2012 Решение Именем Российской Федерации 10 августа 2012 года г.Саратов Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Галкина А.В., при секретаре судебного заседания Ткачевой Н.В., с участием представителя истца Гриценко М.В. - Гаврилюка В.В., действующего на основании доверенности № 440 от 07.06.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко М. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов, Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность, установил: Гриценко М.В. обратился в Заводской районный суд г.Саратова с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность. Как следует из содержания заявленных требований установлено, что в <адрес> проживает Гриценко М.В., он же является собственником комнаты площадью 16,7 кв. м., что составляет 35/100 доли в праве общей долевой собственности в указанной выше коммунальной квартире общей площадью 73,9 кв. м.. Совместно с собственником проживают члены его семьи Л., Л1., Л2. Постановлением администрации Заводского района № 493 от 03.06.1999 года <адрес> г.Саратова признан непригодным для проживания. До настоящего времени отселение Гриценко М.В. из <адрес> г.Саратова не состоялось, снос дома не произведен. В связи с чем, Гриценко М.В. просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ему на праве собственности благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной жилой комнаты общей площадью 16.7 кв.м. в черте г.Саратова. До рассмотрения дела по существу в порядке статьи 39 ГПК РФ представитель истца - Гаврилюк В.В. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Гриценко М.В., на семью из четырех человек, благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью не менее 25,73 кв. метра, отвечающее установленным требованиям и в черте г.Саратова. Истец Гриценко М.В., третьи лица Л., Л1., Л2. извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, поддержали требования, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик администрации муниципального образования «Город Саратов» извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, в своих возражениях просил в удовлетворении иска отказать указывая, что отношения между истцом и ответчиком по поводу предоставления жилого помещения должны регулироваться ст. 32 ЖК РФ и на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома. Представитель ответчика администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известил, возражений по иску не представил. Представитель ответчик Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя Представитель третьего лица сектора по исполнению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Колесникова Е.Г. не явилась, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просила вынести решение с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Судом установлено, что Гриценко М.В. являются собственником комнаты в коммунальной квартире общей площадь 73,9 кв. м., что составляет 35/100 долей в праве общей долевой собственности в <адрес> города Саратова. Жилое помещение состоит из одной комнаты общей площадью 17,6 кв.м. В указанной квартире проживают Гриценко М.В., Л., Л1., Л2. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями истцов и не оспариваются ответчиками. В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Как следует из Постановлением администрации Заводского района № 493 от 03.06.1999 года <адрес> г.Саратова признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Как следует из Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года №10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо непригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан. Из чего следует, что решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей сути юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия. В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления. Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым их этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда, либо за счет соответствующей организации. Из изложенного выше следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения. В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с трактовкой, указанной в пунктах 20, 22 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения). При рассмотрении дела установлено, что истец заявил о предоставлении ему жилого помещения на праве собственности. Судом установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления вопрос об отселении истца не разрешен. Суду представлены сведения о размере приходящейся на истца общей площади в занимаемого им жилого помещения. Гриценко М.В. занимает комнату площадью 17,6 квадратных метров, что составляет 35/100 долей в праве общей долевой собственности коммунальной квартиры - 25,73 квадратных метров. В связи с чем, суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Гриценко М.В. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 25,73 квадратных метров, состоящего из одной комнаты, с последующим прекращением права собственности на жилое помещение - комнату в коммунальной квартире <№>, расположенное по адресу: город Саратов, <адрес>. Судом также установлено, что у Л., Л1., Л2., кроме спорного жилого помещения по адресу: город Саратов, <адрес>, имеется в собственности трехкомнатная <адрес> города Саратова, в которой они проживают. Указанное жилое помещение принадлежит Л. и Л1. на праве общей совместной собственности, на основании договора купли-продажи от 21.12.2010 года. Л., Л1., Л2. проживают отдельно от истца Гриценко М.В., выписались из спорного жилого помещения 07.08.2012 года, оплачивают коммунальные платежи по своему месту жительства. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором на оказании коммунальных услуг, копией квитанции об оплате коммунальных услуг, копиями их паспортов, справкой с места жительства, свидетельством о рождении Л2. Кроме того, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имущества муниципального образования «Город Саратов», поскольку как указано выше, в силу действующих норм закона именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Гриценко М. В. в собственности равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25,73 квадратных метров, состоящее из одной комнаты, в черте города Саратова. После фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в собственность Гриценко М. В. благоустроенного жилого помещения, состоящего из одной комнаты, площадью не менее 25,73 кв.м., в черте г. Саратова прекратить право собственности Гриценко М. В. на жилое помещение по адресу: г. Саратов, <адрес>. В удовлетворении исковых требований Гриценко М.В. к администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имущества муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения,- отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд с течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья: (подпись) А.В.Галкин