2-2389/2012 - о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма,



Дело N 2-2389/12

Решение

Именем Российской Федерации

    

29 августа 2012 года                                                                                    Город Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., с участием представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупикова В.С., прокурора Лепешкина Р.О., истцов Евдокимова Н.А., Евдокимовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района в интересах Евдокимова Н.А., Евдокимовой Н.И., Евдокимова Е.Н., Евдокимова Д.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма и расторжении договора социального найма,

Установил:

    Заместитель прокурора Заводского района г. Саратова обратился в суд в интересах Евдокимова Н. А., Евдокимова Е. Н., Евдокимова Д. Н., Евдокимовой Н. И. к А. муниципального образования «Город Саратов» и Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» с вышеуказанным иском. В обоснование процессуальный истец указал, что Евдокимов Н.А. является нанимателем квартиры № 10 в доме № 29 по ул. 4 Нагорной г. Саратова, где зарегистрирован и проживает со своей семьей: супругой Евдокимовой Н.И., сыновьями Евдокимовым Е.Н., Евдокимовым Д.Н. Указанный жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания. Однако решения об отселении данного дома не имеется, сроки отселения не определены. Вместе с тем техническое состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Истцы проживают в квартире № 10 дома № 29 по ул. 4-я Нагорная г. Саратова, где занимают двухкомнатную квартиру общей площадью 41,1 кв. м.

    В судебном заседании помощник прокурора Заводского района Лепешкин Р.О. исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные доводам искового заявления. Евдокимов Н.А. и Евдокимова Н.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель А. муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С. исковые требования А. муниципального образования «Город Саратов» не признал, полагает, что решения о сносе данного дома не принималось. Установленная законом процедура признания указанного дома непригодным для проживания также соблюдена не была. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, а каких-либо доказательств того, что истцы были в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в суд не представлено.

    Представитель Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в суд не явился, извещен судом о слушании дела, возражений и ходатайств не представил.

    Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом г. Саратова - в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных представителей.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными.

    В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В силу ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

    Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

    В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

    Согласно ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения,организации.

    Аналогичные положения содержатся и в нормах ЖК РФ, в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

    В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    В соответствии с ч. 1 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 года № 67-649 структуру органов местного самоуправления города составляют:

    - Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган;

    - глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования";

    - Администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно- распорядительный орган;

    - контрольно-счетная палата - контрольный орган.

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

    В судебном заседании установлено и следует из представленных материалов дела, что Евдокимов Н.А. является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры № 10 в доме № 29 по ул. 4 Нагорная г. Саратова на основании ордера серии ООП № 1226 от 18.12.86г. ( л.д. 9). Согласно справке ТСЖ «Энергия-1» № 3352 от 08.06.2012г. в квартире зарегистрированы Евдокимов Н.А., его супруга Евдокимова Н.И., сыновья Евдокимов Е.Н., Евдокимов Д.Н. (л.д. 8).

    Постановлением администрации Заводского района г. Саратова от 19.03.1998 г. № 174 были утверждены акты постоянно действующей комиссии администрации Заводского района по обследованию зданий и сооружений о признании жилых домов, в том числе жилого дома № 29 по ул. 4 Нагорной г. Саратова, непригодными для дальнейшего проживания (л.д. 6).

Суд пришел к выводу о том, что данный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени, при этом повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не требуется.

    Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени, сроки отселения семьи Евдокимовых не известны.

    Согласно сведений, представленных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Евдокимов Н.А. и члены его семьи иного жилья не имеют.

Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, суд пришел к выводу, что условия предоставления жилого помещения Евдокимову Н.А. его семьи в связи с признанием их дома непригодным для проживания, имелись и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с 01.03.2005 года.

    При решении вопроса о размере предоставляемого Евдокимову Н.А. и членам его семьи жилого помещения суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, так как после признания указанного жилого дома аварийным и непригодным для проживания в период действия ЖК РСФСР жильем граждане обеспечены не были до настоящего времени.

    Согласно положений данных норм закона предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.

     Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

     В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

     В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.

    В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

    В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 марта 1997 года N 12-ЗСО вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.

    Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

    На основании п. 1.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

    С учетом данных о площади жилых помещений, находящихся в пользовании Евдокимова Н.А. и членов его семьи, суд пришел к выводу о том, что Евдокимову Н.А. и членам его семьи должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 41,1 кв.м, состоящее из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова. Данную обязанность по предоставлению жилых помещений следует возложить на А. муниципального образования «Город Саратов», на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.

    Доводы представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупикова В.С. о том, что жилой дом в установленном порядке не был признан непригодным для проживания, а процедура, предусмотренная Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не была соблюдена, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, суд находит несостоятельными, так как ранее дом № 29 по ул. 4 Нагорная г. Саратова уже признавался непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени.

    Доводы представителя ответчика о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости Евдокимова Н.А. и членов ее семьи в улучшении жилищных условий и отнесения их к категории малоимущих граждан, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

    Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

    Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

    При таких обстоятельствах, исковые требования заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в интересах Евдокимова Н. А., Евдокимова Е. Н., Евдокимова Д. Н., Евдокимовой Н. И. подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Евдокимову Н. А. на состав семьи 4 человека (Евдокимова Н.И., Евдокимов Е.Н., Евдокимов Д.Н.) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 41,1 квадратных метров, состоящее из двух комнат, в черте г. Саратова. Считать расторгнутым договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. 4 Нагорная, 29, кв. 10, после предоставления жилого помещения Евдокимову Н.А.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья          Каширина Т.Г.