2-2437/2012 о предоставлении жилого помещения



                                                                                                          Дело N 2-2437/2012

Решение

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012 года                                                                                              г.Саратов

Заводской районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняковой А.С., с участием представителя прокуратуры Заводского района Дремлюга А.М., истца Автономовой А.Д., представителя истца Бобылевой М.Ю., представителя ответчика Абушаевой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Кондратьевой Р. И., Автономовой А. Д., Абрамовой Н. К. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность,

Установил:

    Заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Кондратьевой Р.И. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность (дело № 2-2437/12), указав, что Кондратьева Р.И. проживает в коммунальной <адрес> г. Саратова общей площадью 49,7 кв. м, занимает комнату площадью 12,2 кв. м и является собственником 40/100 доли в праве на указанную квартиру. Заместитель прокурора Заводского района города Саратова также обратился в суд с иском в интересах Автономовой А.Д. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность (дело № 2-2436/12), указав, что Автономова А.Д. проживает в коммунальной <адрес> г. Саратова общей площадью 49,7 кв. м, занимает комнату площадью18,6 кв. м и является собственником 60/100 доли в праве на указанную квартиру. Кроме того, прокурором предъявлен иск в интересах Абрамовой Н.К. (дело № 2-2435/12) к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность указав, что Абрамова Н.К. проживает в коммунальной <адрес> г. Саратова, в которой занимает комнату площадью 12,9 кв. м и является собственником 41/100 доли в праве на указанную квартиру.

    Данный жилой дом признан непригодным для проживания, однако, до настоящего времени отселение граждан Кондратьевой Р.И., Автономовой А.Л. и Абрамовой Н.К. из данного жилого дома не произведено, несмотря на признание его непригодным для проживания.

    Прокурор полагает, что права граждан нарушены, поскольку они проживают в доме, непригодном для проживания и подлежащем сносу, что противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ и Конституции РФ.

    Определением суда от 3 сентября 2012 года вышеназванные гражданские дела объединены в одно производство.

    Помощник прокурора Заводского района Дремлюга А.М., с учетом сделанных им в судебном заседании уточнений, просит суд обязать ответчиков предоставить в собственность Кондратьевой Р. И. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 19,7 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Кондратьевой Р. И. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>. Обязать ответчиков предоставить в собственность Автономовой А. Д. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 29,9 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Автономовой А. Д. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>. А также обязать ответчиков предоставить в собственность Абрамовой Н. К. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 25,8 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Абрамовой Н. К. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>.

    Кондратьева Р.И. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Представитель Кондратьевой Р.И. по доверенности Бобылева М.Ю., истец Автономова А.Д. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Истец Абрамова Н.К. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся истцов.

    Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Абушаева А.Г. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что суд не вправе обязать органы государственной власти обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон. В соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома.

    Представитель Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в суд не явился, извещен судом о слушании дела, возражений и ходатайств не представил. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного представителя.

    Представители третьих лиц - Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитета по управлению имуществом г. Саратова - в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.

    Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Установлено, что Кондратьева Р.И. проживает в коммунальной <адрес> г. Саратова общей площадью 49,7 кв. м, занимает комнату площадью 12,2 кв. м и является собственником 40/100 доли в праве на указанную квартиру. Данные обстоятельства подтверждены сообщениями УФРС по Саратовской области, МУП «Городское бюро технической инвентаризации», планом и экспликацией жилого помещения.

    Так, доля Кондратьевой Р.И. в указанном жилом помещении составляет 40/100 доли в праве. Площадь, приходящаяся на ее долю в коммунальной квартире с учетом мест общего пользования, составляет 19,7 кв. м (49,7 - 30,8=18,9 площадь мест общего пользования х 40: 100=7,56 площадь в местах общего пользования + 12,2). Кондратьева Р.И. является собственником комнаты в коммунальной квартире на основании договора на приватизацию жилого помещения от 17.06.2005г. № 8736-05.

    Автономова А.Д. занимает комнату в указанной коммунальной квартире площадью18,6 кв. м и является собственником 60/100 доли в праве на указанную квартиру. Площадь, приходящаяся на ее долю в коммунальной квартире с учетом мест общего пользования, составляет 29,9 кв. м (49,7 - 30,8=18,9 площадь мест общего пользования х 60: 100=11,34 площадь в местах общего пользования + 18,6). Автономова А.Д.является собственником комнаты в коммунальной квартире на основании договора на приватизацию жилого помещения от 10.01.1999г. № 6799.

    Абрамова Н.К. занимает комнату площадью 12,9 кв. м в квартире <№> указанного дома и является собственником 41/100 доли в праве на указанную квартиру. Площадь, приходящаяся на ее долю в коммунальной квартире с учетом мест общего пользования, составляет 25,8 кв. м (50,7 - 19,1= 31,6 площадь мест общего пользования х 41: 100=12,9 площадь истца в местах общего пользования + 12,9). Абрамова Н.К. является собственником жилого помещения на основании договора на приватизацию от 02.02.2006г. № 1186-06.

    Жилой <адрес> г. Саратова признан непригодным для проживания постановлением Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 247 от 15.04.1998 года, а также распоряжения № 1734-р от 21.09.2010г. о внесении изменений в постановление Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» № 247 от 15.04.1998 года. В деле имеется Акт от 07.04.1998г. межведомственной комиссии о признании жилого <адрес> г. Саратова непригодным для проживания.

    В материалах дела имеются предоставленные по запросу суда выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах истцов на имеющиеся объекты недвижимости, согласно которым Кондратьева Р.И., Автономова А.Д. и Абрамова Н.К. не имеют в собственности иных жилых помещений, проживают по месту регистрации в <адрес> г. Саратова.

    Согласно ст. 8 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

    В соответствие со ст. 93 ЖК РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов, либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. Распоряжением Правительства Саратовской области от 17.02.2004 года «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года №552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» была создана межведомственная комиссия по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области. Распоряжением Правительства Саратовской области от 17.02.2004 года №31-Пр (в редакции от 14.12.2004 года) «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» утверждено Положение, устанавливающее порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.

    Согласно п. 13 указанного положения в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

    Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо непригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан.

    Из чего следует, что решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей сути юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия.

    Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, что <адрес> в г. Саратове является непригодным для проживания, а также иные доказательства, свидетельствующие о возможности реконструкции данного жилого дома или проведение в нем ремонтно-восстановительных работ, ответчиками не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

    В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действующего на момент разрешения дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

    В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    Исходя разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

    Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).

     Однако доводы, приведенные представителем Администрации муниципального образования «Город Саратов» свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ, что противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

     Суд не мое согласиться и с доводами представителя ответчика о том, что при разрешении возникшего спора следовало руководствоваться ст. 32 ЖК РФ.

     Статьей 32 ЖК РФ, озаглавленной «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд», регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

     Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

     Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо соблюдение совокупности обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

      В связи с тем, что ответчиком данные условия выполнены не были, суд, с учетом позиции истцов, изъявивших желание на получение жилья в собственность, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о предоставлении им другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.

       К тому же, исходя из системного толкования ст.ст. 49.3, 93, 130, 137 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, непригодном для проживания, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.

    Поскольку истцы приобрели занимаемые ими жилые помещения в собственность на основании договоров приватизации, то предоставление квартир по договору социального найма нарушит их права и представляется нецелесообразным.

    Доводы о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

    В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

    Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», поскольку в силу действующих норм закона именно на Администрацию муниципального образования «Город Саратов» возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Кондратьевой Р. И. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 19,7 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Кондратьевой Р. И. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Автономовой А. Д. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 29,9 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Автономовой А. Д. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Абрамовой Н. К. равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью не менее 25,8 кв. м, в черте г. Саратова. После фактического предоставления в собственность Абрамовой Н. К. жилого помещения прекратить у нее право собственности на квартиру по адресу: Саратов, <адрес>.

         В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Заводского района г.Саратова в интересах Кондратьевой Р. И., Автономовой А. Д., Абрамовой Н. К. к Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                   Каширина Т.Г.         

-32300: transport error - HTTP status code was not 200