Дело №2-2539/2012 Решение Именем Российской Федерации 13 сентября 2012 года город Саратов Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Галкина А.В., при секретаре судебного заседания Березкиной Ю.В., с участием помощника прокурора Заводского района города Саратова Лепешкина Р.О., истцов Обухова А.Г., Обуховой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района города Саратова в интересах Обухова А. Г., Обуховой О. А., Обуховой И. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма, установил: Заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах Обухова А. Г., Обуховой О. А., Обуховой И. А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивированы тем, что Обухов А.Г., проживает совместно Обуховой О.А. и своей несовершеннолетней дочерью Обуховой И.А. и является нанимателем отдельной двухкомнатной квартиры <№>, площадью 51 квадратных метров, расположенной по адресу: город Саратов, <адрес>. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что жилой <адрес> города Саратова в установленном законом порядке признан непригодными для дальнейшего проживания в соответствии с постановлением администрации Заводского района города Саратова № 493 от 03.06.1999 года. До настоящего времени отселение Обухова А.Г. и его семьи не произведено, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами. Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. В соответствии со статьёй 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилые помещения на условиях социального найма предоставлялись гражданам, жилое помещение которых грозит обвалом. Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям домов в связи с признанием жилых домов непригодными для проживания, имеются и по ранее действующему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу Российской Федерации, действующему с 01 марта 2005 года. Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент - жилище. Неотъемлимое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища, в том числе из муниципального жилищного фонда малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении жилищных условий. До рассмотрения дела по существу в порядке статьи 39 ГПК РФ помощник прокурора Заводского района г. Саратова Лепешкин Р.О. уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Обухову А. Г. с составом семьи три человека: он, Обухова О. А. (бывшая супруга), несовершеннолетняя Обухова И. А. (дочь) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,1 квадратных метров, отвечающее установленным требованиям, в черте города Саратова. В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Саратова Лепешкин Р.О. и истцы Обухов А.Г. и Обухова О.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Обуховой И.А. заявленные уточненные исковые требования поддержали, дали суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В судебное заседание не явились представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов», представитель ответчика администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом города Саратов, представитель сектора по обеспечению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, возражений на иск не представили. Ранее представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения заявленных требования, указывая, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий, а также факт отнесения их к категории малоимущих. Представитель сектора по обеспечению переданных государственных полномочий по опеке и попечительству Администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» ранее просил вынести решения в соответствии с действующим законодательством с учетом прав несовершеннолетнего. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно договору социального найма и справке с места жительства Обухов А.Г. проживает совместно Обуховой О.А. и своей несовершеннолетней дочерью Обуховой И.А. и является нанимателем отдельной двухкомнатной квартиры <№>, площадью 48,1 квадратных метров, расположенной по адресу: город Саратов, <адрес>. В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Постановлением администрации Заводского района города Саратова от 03.06.1999 года №493 признан непригодным к дальнейшему проживанию жилой <адрес> города Саратова. Как следует из постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года №10 к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания является по своей сути юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением. Правовым последствием прекращения такого рода правоотношений является выселение - принудительная мера государственно-правового воздействия. В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на основании полученного заключения (межведомственной комиссии) соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение предоставляется организацией, которой отводится земельный участок. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из жилого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления. Если дом (жилое помещение) признан непригодным, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению органа местного самоуправления за счет его жилищного фонда, либо за счет соответствующей организации. Из изложенного выше следует, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма, в том числе в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления как наймодателя жилого помещения. В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Судом установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления вопрос о расселении истцов не разрешен. Как следует из статьи 93 Жилищного кодекса РСФСР, если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов, либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. В силу статьи 96 Жилищного кодекса РСФСР предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должны быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. В соответствии со статьёй 5 Федерального Закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Как указано выше, жилой дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и непригодным для дальнейшего проживания. Суду представлены сведения о размере приходящейся на каждого из истцов общей площади в занимаемых ими жилых помещениях. Так, согласно представленной экспликации помещения Обухов А.Г. вместе с Обуховой О.А. и несовершеннолетней Обуховой И.А. занимает отдельную двухкомнатную квартиру <№>, площадью 48,1 квадратных метров, расположенную по адресу: город Саратов, <адрес>, в связи с чем суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ему равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,1 квадратных метров, отвечающее установленным требованиям, в черте города Саратова и после предоставления жилого помещения считать расторгнутым заключенный с ним договор социального найма по <адрес> города Саратова. Доводы администрации муниципального образования «Город Саратов» в той части, что в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие нуждаемость истцов в улучшении жилищных условий и несоблюдение порядка признания домов аварийными, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких - либо иных её положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учёте в момент возникновения обязательств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представленные суду постановления администрации Заводского района города Саратова о признании дома не пригодным для проживания не оспорены в ходе рассмотрения дела. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Обухову А. Г. с составом семьи три человека: он, Обухова О. А., несовершеннолетняя Обухова И. А. (дочь) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,1 квадратных метров, отвечающее установленным требованиям, в черте города Саратова. После предоставления жилого помещения считать расторгнутым договор социального найма, заключенный с Обуховым А. Г. по квартире <№> расположенной по адресу: город Саратов, <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 18 сентября 2012 года. Судья: (подпись) Галкин А.В.