Дело № 2-2536/12 Именем Российской Федерации 28 сентября 2012 г. г. Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Слободской Т.Н., при секретаре Гиткис О.А., с участием истца Костериной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костериной Н. С. к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» и Комитету по управлению имуществом г. Саратова о возложении обязанности предоставить жилое помещение, Установил: Костерина Н.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» и Комитету по управлению имуществом г. Саратова о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 31,5 кв.м. на семью из двух человек, себя, Костерину Н.С., и сестру Савельеву О.С., по договору социального найма в черте г. Саратова. Кроме того, истец просила после фактического предоставления жилого помещения расторгнуть прежний договор социального найма. Обосновывая исковые требования, истец Костерина Н.С. указала, что более 15 лет проживает в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: г. Саратов, <адрес>, где занимает две комнаты <№> Вместе с ней проживает ее сестра Савельева О.С. Жилой дом по вышеуказанному адресу в установленном порядке был признан непригодным для дальнейшего проживания и подлежит сносу, что подтверждает постановление администрации Заводского района г. Саратова № 423 от 03.06.1999 г. До настоящего времени их отселение не произведено, при этом состояние жилого дома создает реальную угрозу их жизни и здоровью. В ходе судебного разбирательства истец Костерина Н.С., в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования и просила суд предоставить на ее семью благоустроенное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 50,23 кв.м. по договору социального найма в черте г. Саратова. В судебном заседании истец Костерина Н.С. поддержала уточненные исковые требования и настаивала на их удовлетворении, при этом дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель истца по доверенности Гаврилюк В.В. в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Савельева О.С. в суд не явилась, надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представители ответчиков -администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом г. Саратова в суд не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известили. Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С. просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилых помещений. В материалах дела отсутствуют сведения о том, является ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий, и подтверждение факта того, что Костерина Н.С. отнесена к категории малоимущих граждан. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего. Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Судом установлено, что истец Костерина Н.С. и член ее семьи Савельева Н.С. зарегистрированы и проживают в жилом помещении - коммунальной <адрес> по адресу: г.Саратов, <адрес>, где занимают две комнаты за <№>, и за <№>. С Костериной Н.С. заключен договор социального найма жилого помещения № 485 от 16.07.2012г. (л.д. 29). Вышеуказанное жилое помещение было предоставлено Костериной Н.С. по обменному ордеру № 1892 от 03.11.1997г. (л.д. 39). Согласно сообщению Муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», коммунальная <адрес> по адресу: г.Саратов, <адрес>, имеет следующие технические характеристики: общая площадь 73,1 кв.м., жилая площадь 47,7 кв.м., жилая комната <№> - площадь 15,0 кв.м., что составляет 31/100 доли; жилая комната <№> - площадь 16,3 кв.м., что составляет 34/100 доли; жилая комната <№>- площадь 16,4 кв.м., что составляет 35/100 доли. Жилой многоквартирный <адрес>у в г. Саратове признан непригодным для проживания на основании постановления администрации Заводского района г.Саратова от 03.06.1999г. № 423. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10.08.2011г. № 322-р администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» предписано осуществить мероприятии по предоставлению гражданам, проживающим в указанном жилом доме на условиях социального найма жилых помещений, жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемых (л.д. 40). Судом также установлено, что Костерина Н.С. не имеет в собственности какого - либо жилого помещения. Член семьи Костериной Н.ВС. - Савельева О.С. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: г. Саратов, <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию от 14.10.2010г. (л.д. 43,48). В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. Судом также установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам и членам их семьи не решен до настоящего времени, что не оспаривалось участниками судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства. В силу статьи 51 Жилищного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставить истцу и члену его семьи благоустроенное жилое помещение, возникло в 1999г., когда жилой дом в установленном на тот период времени порядке были признан аварийным, непригодным для проживания. Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года, поскольку обязательство перед истцом и членом его семьи о предоставлении им жилого помещения возникло в 1999 году, суд приходит к выводу о необходимости регулирования данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от 24.06.1983 года. В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом. В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда органа местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива. В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» от 12 марта 1997 года N 12-ЗСО, действовавшего на момент признания вышеуказанного жилого дома аварийным, вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом. Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. На основании п. 1.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО (в ред. от 03.08.2011 N 84-ЗСО, от 27.09.2011 N 119-ЗСО), действующего на момент рассмотрения настоящего спора, гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, в соответствии со статьями 85 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются иные благоустроенные жилые помещения государственного жилищного фонда области по договорам социального найма в случае если дом, в котором находится занимаемое жилое помещение, подлежит сносу; занимаемое жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома занимаемое жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец Костерина Н.С. и член ее семьи Савельева О.С. имеют право на предоставление им в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилых помещений, находящихся в их пользовании, аварийными и непригодными для проживания в 1999г. и 2011г., до настоящего времени они не обеспечены жилым помещением. При этом суд учитывает то обстоятельство, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истца жилым помещением возложена на данного ответчика на основании требований ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ. Положения ст. 32 ЖК РФ не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате аварийного состояния, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что жилой дом непригоден для проживания, а истец и член его семьи в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса РСФСР и Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить нанимателя изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. При решении вопроса о размерах предоставляемого истцу Костериной Н.С. и члену ее семьи Савельевой О.С. жилого помещения суд исходит из следующего. Истец Костерина Н.С. является нанимателем двух комнат в коммунальной квартире № 7, общей площадью 73,1 кв.м., жилой площадью 47,7 кв.м. Жилые комнаты, занимаемые истцом. имеют технические характеристики: жилая комната № 7/2 - площадь 16,3 кв.м., что составляет 34/100 доли; жилая комната № 7/3- площадь 16,4 кв.м., что составляет 35/100 доли. В связи с чем Костериной на семью из двух человек должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 50,23 кв.м. (16,3 кв.м. + 16,4 кв.м.) + 69/100 от мест общего пользования (25,4кв.м.), что составляет 17,53 кв.м.), состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова. Кроме того, после фактического предоставления жилого помещения суд считает правильным считать договор социального найма, заключенный с Костериной Н.С. на жилое помещение по адресу: г. Саратов, <адрес>,<адрес> расторгнутым. На основании изложенного и с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Костериной Н.С. о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Костериной Н. С. на семью из двух человек (Костерину Н. С., Савельеву О. С.) благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 50,23 кв.м., в черте г. Саратова. После фактического предоставления жилого помещения считать договор социального найма, заключенный с Костериной Н. С. на жилое помещение по адресу: г. Саратов, <адрес>,7/3, расторгнутым. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Заводской районный суд г. Саратова после изготовления мотивированного решения. Судья