Дело № 2-2746/12 Решение Именем Российской Федерации 8 октября 2012 года Город Саратов Заводской районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кашириной Т.Г., при секретаре Вешняовой А.С., с участием истца Ежовой О.Б., представителя ответчика по доверенности Авдеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ежовой О. Б. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова о признании незаконным протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, включении в стаж периода работы, признании права на пенсию, Установил: Ежова О.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова (далее УПФ) о признании незаконным протокола и решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, включении в стаж периода работы, признании права на пенсию, указав, что решением УПФ № 517 от 30.08.2012г. (протокол комиссии №2104) ей отказано в назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом в стаж работы для назначения пенсии не включен период с 01.07.1985г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Согласно решению УПФ данный период не включен в стаж в связи с тем, что истец работала в детском комбинате № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Наименование учреждения «детский комбинат» не поименовано в Списке № 463 от 06.09.1991г. Истец находит отказ комиссии незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, работа в детском дошкольном учреждении должна быть засчитана в стаж для назначения досрочной пенсии, независимо от наименования учреждения. В судебном заседании Ежова О.Б. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - УПФ в Заводском районе г. Саратова - Авдеева А.А. исковые требования не признала, полагает, что спорные периоды работы истицы не могут быть засчитаны в стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку детское учреждение «детский комбинат» не поименовано Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственная пенсия устанавливается законом. В силу п. 7 ст. 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде. Судом установлено, что в спорный период, а именно с 01.07.1985г. по 31.05.1991г. Ежова О.Б. работала в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Факт работы истца в соответствующей должности и выполнение работы воспитателя ответчиком не оспаривается. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. При оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного выше Федерального Закона (п. 9 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности ( в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовой пенсии в соответствии со ст. 27, 28, 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Советом Министров РСФСР от 06.09.91г. № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1991 года № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанный Список в разделе «Наименование учреждений» предусматривает «Детские дошкольные учреждения всех типов». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ УПФ в Заводском районе включить в стаж истицы период работы с 01.07.1985г. по 31.05.1991г. следует признать незаконным. При таких обстоятельствах, доводы представителя УПФ, а также выводы оспариваемого решения (л.д.8-12), о том, что детский комбинат не поименован соответствующим Списком № 463, следует признать несостоятельными. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к настоящему спору это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав педагогического состава образовательных (государственных, муниципальных, негосударственных) учреждений независимо от того, в чьей собственности они находятся. Это означает, что работники негосударственных организаций, в т.ч. педагогические работники учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Поэтому при переходе на новую систему пенсионного обеспечения истица не может ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в т.ч. в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет в зависимости от принадлежности или наименования учебного заведения. Ежова О.Б. в установленном порядке обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, ей в этом было необоснованно отказано. Поэтому суд вправе обязать пенсионный орган назначить истице пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 21.08.2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда России по Заводскому району г. Саратова от 30.08.2012г. № 517 и протокол № 2104 в части отказа Ежовой О. Б. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 01.07.1985г. по 31.05.1991г. в должности воспитателя детского комбината № 249 Саратовского завода тяжелых зуборезных станков. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова при назначении пенсии Ежовой О. Б. включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, указанный период работы. Признать за Ежовой О. Б. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 21.08.2012г. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Каширина Т.Г.