Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
В составе председательствующего Буцик Е.П.,
с участием помощника Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Овчинников Е.А.,
при секретаре Юрковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 07.10.2010г.
гражданское дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МАУ «Кемеровские автодороги» о понуждении к исполнению обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к МАУ «Кемеровские автодороги» об обязании до:
- Дата обезличенаг. разработать и согласовать в установленном порядке программу проведения измерений качества сточных вод;
- Дата обезличенаг. организовать учет объема сброса сточных вод, организовать регулярные наблюдения за водным объектом - ... обеспечить проведение контроля за качеством сточных вод, поступающих в ...
- Дата обезличенаг. разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект ...
- Дата обезличенаг. подготовить пакет необходимых документов (в соответствии с Приказом Минприроды РФ № 288 от 31.10.2008г.) и представить в уполномоченный орган исполнительной власти (Управление Ростехнадзора по КО) для получения разрешения на осуществление сброса сточных (дренажных) вод в поверхностный водный объект - ...
- Дата обезличенаг. подготовить пакет необходимых документов, предусмотренных п.п.10, 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 844 и представить в уполномоченный орган исполнительной власти (Департамент природных ресурсов и экологии КО) для получения решения на право пользования поверхностным водным объектом - ... с целью осуществления сброса сточных (дренажных) вод.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства в деятельности МАУ «Кемеровские автодороги» (далее – МАУ «Кемдор»).
Проверкой установлено, что МАУ «Кемдор» использует поверхностный водный объект – ... с целью сброса сточных вод без разрешительных документов – решения уполномоченного органа государственной власти на право пользования поверхностным водным объектом с целью сброса сточных вод, а также без наличия специального разрешения на право сброса загрязняющих веществ в водный объект, выдаваемого уполномоченным государственным органом. Факт осуществления сброса сточных вод в ... подтверждается статистическим отчетом ... за 2009г., из которого следует, что в 2009г. МАУ «Кемдор» осуществлен сброс сточных вод в количестве Номер обезличен тыс. куб. метров без очистки. Также у предприятия отсутствует программа проведения измерений качества сточных вод, не осуществляется учет объема сброса, не организовано наблюдение за водным объектом. Действия МАУ «Кемдор» противоречат требованиям водного законодательства. Водные объекты в соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ находятся в собственности Российской Федерации, в связи с чем, прокурор вправе, руководствуясь ст.45 ГПК РФ выступить в защиту интересов Российской Федерации, являющейся на основании ст.7 Водного кодекса РФ, участником водных отношений, право собственности которой оказалось нарушенным в результате самовольного использования водного объекта. Осуществление сброса сточных вод без разрешительных документов и тем самым не ограниченное условиями его использования, отсутствие программы наблюдения за водным объектом, качеством и количеством сбрасываемых вод нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 07.10.2010г. принят отказ прокурора от исковых требований в части обязания МАУ «Кемеровские автодороги» в срок до 31.10.2010г. разработать и согласовать в установленном порядке программу проведения измерений качества сточных вод. Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Овчинников Е.А. оставшиеся исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – МАУ «Кемеровские автодороги» - FIO3, действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг. л.д.21), в судебном заседании против исковых требований не возражала.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны, согласно п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.2 ст.3 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ, одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Статьей 44 Водного кодекса РФ определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, использование водных объектов в целях сброса сточных вод допускается на основании решения уполномоченного органа.
Полномочия Российской Федерации по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, на основании статьи 26 Кодекса, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.23 Водного кодекса РФ, юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта РФ, в пользование в случаях, указанных в ч.2 ст.11 Кодекса, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением и обоснованием цели и срока водопользования.
Согласно п.п.4.3.8 и 4.3.9 Постановления коллегии Администрации Кемеровской области № 262 от 25.12.2006г. (ред. от 21.11.2008г.), исполнительным органом государственной власти по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и собственности Кемеровской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации является Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п.10, 11 вышеназванных Правил.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (далее Закон), юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Осуществление сброса химических веществ и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы, допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч.4 ст.23 Закона).
Согласно п.5.3.3.5 Постановления Правительства Российской Федерации № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 27.01.2009г.) и п.6 Приказа Минприроды РФ №288 от 31.10.2008г. «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет полномочия по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Пунктом 8.2 Приказа Минприроды РФ №288 от 31.10.2008г. «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду» установлен перечень документов, необходимых для представления в органы Ростехнадзора для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Согласно п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, водопользователи обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Обязанность по ведению регулярных наблюдений также закреплена и в п.16 Постановления Правительства Российской Федерации №219 от 10.04.2007г. «Об утверждении Положения о государственном мониторинге водных объектов» согласно которому, водопользователи ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды РФ №205 от 08.07.2009г. утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и/или дренажных вод, их качества. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 30-дневный срок (п.13 Приказа).
Осуществление сброса сточных вод в поверхностный водный объект в отсутствие решения уполномоченного органа указывает на нарушение требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
Судом установлено, что ответчик МАУ «Кемеровские автодороги» использует поверхностный водный объект – ... с целью сброса сточных вод без разрешительных документов – решения уполномоченного органа государственной власти на право пользования поверхностным водным объектом с целью сброса сточных вод, а также без наличия специального разрешения на право сброса загрязняющих веществ в водный объект, выдаваемого уполномоченным государственным органом.
Факт осуществления сброса сточных вод в ... подтверждается статистическим отчетом Номер обезличен за 2009г., из которого следует, что в 2009г. МАУ «Кемеровские автодороги» осуществлен сброс сточных вод в количестве Номер обезличен тыс. куб. метров без очистки. Также у предприятия отсутствует программа проведения измерений качества сточных вод, не осуществляется учет объема сброса, не организовано наблюдение за водным объектом. Наличие указанных нарушений подтверждается Актом проверки от Дата обезличенаг. Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области л.д.15-17).
В связи с выявленными нарушениями МАУ «Кемеровские автодороги» было дано предписание Номер обезличен от Дата обезличенаг. об устранении нарушений водного законодательства л.д.18).
Наличие указанных выше нарушений водного законодательства со стороны МАУ «Кемеровские автодороги» подтверждается объяснением начальника юридического отдела МАУ «Кемеровские автодороги» FIO3 от Дата обезличенаг. л.д.14).
Кроме того, представитель ответчика FIO3 в судебном заседании против требований прокурора не возражала.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд полагает удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МАУ «Кемеровские автодороги» о понуждении к исполнению обязанности удовлетворить.
Обязать МАУ «Кемеровские автодороги» в срок до:
- Дата обезличенаг. организовать учет объема сброса сточных вод, организовать регулярные наблюдения за водным объектом – ..., обеспечить проведение контроля за качеством сточных вод, поступающих в ...;
- Дата обезличенаг. разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект ...;
- Дата обезличенаг. подготовить пакет необходимых документов (в соответствии с Приказом Минприроды РФ № 288 от 31.10.2008г.) и представить в уполномоченный орган исполнительной власти (Управление Ростехнадзора по КО) для получения разрешения на осуществление сброса сточных (дренажных) вод в поверхностный водный объект – ...;
- Дата обезличенаг. подготовить пакет необходимых документов, предусмотренных п.п.10, 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 844 и представить в уполномоченный орган исполнительной власти (Департамент природных ресурсов и экологии КО) для получения решения на право пользования поверхностным водным объектом – ... с целью осуществления сброса сточных (дренажных) вод.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Буцик Е.П.