Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Заводский районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Сазыкина А.А.,
при секретаре Мордвинцевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 07.10.2010г.
гражданское дело по иску Аксенова ФИО9 к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ИФНС РФ по г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом за умершим, включении имущества в наследственную массу,
УСТАНОВИЛ:
Аксенов Н.Н. обратился в суд с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ИФНС РФ по г.Кемерово о признании за ФИО10, умершим ДД.ММ.ГГГГ, права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> включении указанного имущества в наследственную массу, открывшуюся после его смерти.
Требования мотивированы тем, что согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности ФИО16 ФИО17 в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (в настоящее время – <адрес> Дом на предоставленном земельном участке был возведен. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. После его смерти наследником по закону должен был быть его отец – ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ После смерти отца он, Аксенов ФИО12 является единственным наследником своего деда – ФИО1 Право собственности на указанный жилой дом в установленном законом порядке не было зарегистрировано. В настоящее время для принятия наследства после смерти деда в виде спорного жилого дома необходимо признать за дедом право собственности на него.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом приняты к производству изменения основания иска. Истец просил признать за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> как на самовольную постройку, то есть в соответствии со ст.222 ГК РФ; а также произведена замена ненадлежащего ответчика – ИФНС РФ по г.Кемерово надлежащим – Администрация г.Кемерово (л.д.28-29).
В судебное заседание истец Аксенов Н.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. В судебное заседание явился его представитель Акулич Д.И. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Аксенова Н.Н. – Акулич Д.И., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), в судебном заседании уточненные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Просила суд признать за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на самовольную постройку – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., а также включить указанное имущество в наследственную массу, открывшуюся после его смерти.
Представитель ответчика – Администрации г.Кемерово – ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против требований Аксенова Н.Н. не возражала. Пояснила, что имеются нарушения строительных норм и правил, однако есть сведения о том, что спорный дом в имеющихся размерах уже был узаконен, и его площадь не менялась со времени первоначального возведения.
Представитель ответчика – Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.
Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 01.07.1970 года, закрепил вышеуказанное положение и, предусмотрев в ст.11, что земля предоставляется в бессрочное или временное пользование, в ст.104 предписал, что земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства предоставляются в бессрочное пользование.
В соответствии со ст.222 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006г. № 93-ФЗ), самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
- Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
- Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
- Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
- Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п.1 ст.164 ГК РФ, сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
В силу п.2 ст.223, п.1 ст.131 ГК РФ, право собственности у приобретателя недвижимого имущества на него возникает с момента государственной регистрации права.
Согласно подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В силу ст.41 Кодекса землепользователи и землевладельцы осуществляют те же права.
В соответствии с п.1 ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с п.1 ст.1146 ГК РФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> (в настоящее время – <адрес>), общей площадью <данные изъяты> кв.м. был предоставлен ФИО1 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на правах личной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ Отделом коммунального хозяйства исполкома Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся в соответствии с решением исполкома совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
На выделенном земельном участке Аксеновым А.В. был возведен жилой дом, состоящий из основного строения Лит.А, размером <данные изъяты>, и <данные изъяты> размером 3<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выкопировкой №, в которой домовладельцем указан именно ФИО1 (л.д.12). Впоследствии, дом не перестраивался, его конфигурация не изменялась.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д.9).
Наследником после смерти ФИО1 являлся его сын – ФИО2, что подтверждается свидетельством о его рождении (л.д.8). Однако ДД.ММ.ГГГГ, не успев принять наследство, ФИО2 тоже умер (л.д.10).
В настоящее время единственным наследником после смерти ФИО1 является его внук – сын ФИО2 – истец Аксенов ФИО13 что подтверждается свидетельством о его рождении (л.д.7).
При жизни ФИО1 надлежащим образом не зарегистрировал свои права на возведенный жилой дом. В связи с чем, в настоящее время отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие за ФИО1 право собственности на спорный жилой дом.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на спорный жилой дом следует, что он имеет назначение – «жилое» и фактически используется по назначению; состоит из основного строения (<данные изъяты> и <данные изъяты> Основное строение <данные изъяты> имеет размер <данные изъяты> м., пристрой <данные изъяты> имеет размер <данные изъяты> м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.19-26).
Согласно градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ, реконструированный жилой дом <данные изъяты> (размером <данные изъяты> м.) и <данные изъяты> (размером <данные изъяты> м.) нарушает требования п.3 ст.31.2 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в г.Кемерово», утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно на земельных участках, находящихся в зонах инженерно-транспортного коридора, не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов.
Суд полагает, что имеющиеся нарушения строительных норм и правил, перечисленные выше, являются незначительными, в связи с чем, не могут повлечь отказ в иске.
Представителями ответчиков не представлено доказательств нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также угрозы жизни и здоровью граждан в результате сохранения указанного дома, в то время как в силу ч.2 ст.56 ГПК РФ обязанность доказать наличие таких фактов нарушений, в случае отказа ответчика в признании права собственности на самовольную постройку лежит на ответчике. Напротив, представитель ответчика Администрации г.Кемерово в судебном заседании не возражала против требований истца о признании за ФИО1 права собственности на жилой дом по <адрес> в заявленных размерах.
Кроме того, из заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, пер<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения строительных, санитарных и пожарных норм по расположению указанного строения отсутствуют, при этом не нарушаются права и законные интересы владельцев соседних строений, а строительные конструкции находятся в ограниченно работоспособном состоянии.
Поскольку у истца отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие за его дедом право собственности на спорный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., у него возникло право требовать признания за его дедом уже существующего права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к следующим выводам:
- спорный жилой дом расположен на земельном участке, который в установленном законом порядке был предоставлен под жилую застройку;
- земельный участок находился в фактическом пользовании ФИО1 до его смерти, в настоящее время находится в пользовании истца;
- нарушения требований строительных норм и правил при возведении основного строения и пристроя не являются существенными нарушениями, и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на указанные строения;
- сохранение построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст.17 ч.2 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается с его смертью. С учетом изложенного суд считает иск подлежащим удовлетворению в форме признания того, что возникшее на законных основаниях у ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> вошло в состав наследства, открывшегося с его смертью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Аксенова ФИО14 к Администрации г.Кемерово, Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о признании права собственности на жилой дом за умершим, включении имущества в наследственную массу удовлетворить.
Признать, что принадлежавшее Аксенову ФИО15, умершему ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вошло в состав наследства, открывшегося после его смерти ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение суда составлено 12.10.2010г.
Председательствующий А.А. Сазыкин