Решение о признании незаконным бездействия предприятия



Дело №


РешениеИменем Российской Федерации

Федеральный суд Заводского района города Кемерово, Кемеровской области

в составе:

председательствующего Михайленко И.В.,

при секретаре Зверевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«29» октября 2010 года

гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному обществу «Кузбасс-пригород» о признании незаконным бездействия предприятия, обязании выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу и о наличии вакантных мест,

Установил:

Кемеровский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Кузбасс-пригород» о признании незаконным бездействия предприятия, обязании выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу и о наличии вакантных мест. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокурором проверки было установлено, что ООО «Кузбасс-пригород» не выделяет квоты для трудоустройства инвалидов, по собственной инициативе трудоустройство инвалидов не осуществляет. Проверкой также установлено, что списочная численность предприятия согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты>, при этом рабочие места для трудоустройства инвалидов, исходя из расчета 3% от штатной численности работников, не выделены, по собственной инициативе предприятия инвалиды в установленных законом нормативах не трудоустроены. Считает, что тем самым, предприятие нарушило законодательство и права инвалидов, проживающих в г. Кемерово и Кемеровской области на трудовую занятость. Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Кузбасс-пригород», выразившегося в не предоставлении квот для трудоустройства инвалидов; обязать ООО «Кузбасс-пригород» выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников данного предприятия; обязать ООО «Кузбасс-пригород» предоставить в ГУ «Центр занятости населения г. Кемерово» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кемеровского транспортного прокурора ФИО1, заявил ходатайство об уточнении искровых требований, просил суд обязать ОАО «Кузбасс-пригород» предоставлять информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии рабочих мест. В остальной части на исковых требованиях настаивал в полном объеме. Кроме того пояснил, что работодатели обязаны создавать или выделять необходимое количество рабочих мест. При освобождении рабочих мест работодатель обязан их зарезервировать, то есть установить квоту и сообщить об этом в центр занятости. Вместе с тем работодатель может создать дополнительные рабочие места, о чем также сообщить в цент занятости. Обязанность по созданию рабочих мест лежит на работодателе. Таким образом, законодатель предоставляет работодателю альтернативу: создать либо выделить рабочие места. Однако ответчик рабочие места не создает и не выделяет, в связи с чем полагает необходимым обязать ответчика выделять рабочие места для инвалидов.

Представитель ответчика ОАО «Кузбасс-пригород» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что ст. 12 ГК РФ. На сегодняшний день деятельность предприятия является убыточной, в связи с чем имеет место массовое сокращение рабочих мест. По этим причинам квоты для инвалидов не установлены. Кроме того, деятельность предприятия связана с вредными и опасными условиями труда в связи с чем предусмотрено медицинское освидетельствование принимаемых на работу лиц. Предоставление рабочих мест ответчиком инвалидам повлечет за собой нарушения санитарных правил в отношении условий труда для инвалидов. Более того, закон не предусматривает обязанность работодателя создавать рабочие места за свой счет.

Представитель третьего лица – ГУ «Центр Занятости населения г. Кемерово» в судебное заседание не явился, суду представил письменное заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.3, 4 ГПК РФ, статьей 12 ГК РФ право выбора способа и форм защиты принадлежит лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

По смыслу ст. 254 ГПК РФ суд общей юрисдикции может рассмотреть требование о признании незаконными действий (бездействий) органов или должностных лиц, если они вытекают из публичных отношений.

Статья 12 ГК РФ не предусматривает возможности предъявления требования о признании незаконным бездействия юридического лица, связанного с не исполнением обязанностей, предусмотренных законом. Способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Между тем, истец просит признать незаконным бездействие ответчика ОАО «Кузбасс-пригород», выразившегося в не предоставлении квот для трудоустройства инвалидов, что публичным законодательством не регулируется.

Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, прокурор, обратившийся в суд в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов), вправе требовать защиты прав и законных интересов инвалидов путем предъявления требований о понуждении ответчика совершить определенные действия.

Таким образом, в части исковых требований транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «Кузбасс-пригород» по не предоставлению квот для трудоустройства инвалидов следует отказать, поскольку в данном случае истцом выбран ненадлежащий способ защиты гражданских прав.

Разрешая исковые требования в части возложения на ответчика обязанностей: выделять за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников данного предприятия и предоставлять в центр занятости населения информацию о выполнении квоты для приема на работу и о наличии рабочих мест (должностей), суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Судом установлено, что на основании штатного расписания руководителей и специалистов ОАО «Кузбасс-пригород» на 2010 год количество штатных единиц составляет <данные изъяты> 3 из которых являются вакантными (л.д. 6-8).

Согласно сведениям, предоставленным ОАО «Кузбасс-пригород» (л.д. 12) средняя численность работников организации составляет – <данные изъяты> численность работающих – <данные изъяты>

Согласно сообщению ГУ «Центр Занятости Населения г. Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9-10) ОАО «Кузбасс-пригород» представило в центр занятости населения г. Кемерово в 2010 г. сведения о среднесписочной численности работников, численности работников из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Согласно ответу ОАО «Кузбасс-пригород» от ДД.ММ.ГГГГ № в 2010 г. в ОАО «Кузбасс-пригород» не устанавливались квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы; численность работающих из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы на квотируемые рабочие места составляет <данные изъяты>, что составляет 8% от общей численности работников общества; в органы службы занятости в 2010 г. сведения о среднесписочной численности работников, численности граждан, трудоустроенных на квотируемые рабочие места, наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения, квоты подавались на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Согласно информации, предоставленной генеральным директором ОАО «Кузбасс-пригород» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), ОАО «Кузбасс-пригород» осуществляет пригородные железнодорожные перевозки на территории Кемеровской и Томской областей. Работа в ОАО «Кузбасс-пригород» связана с источником повышенной опасности. В соответствии с действующим законодательством предусмотрено обязательное прохождение мед.комиссии и соответствующие требования к состоянию здоровья, что исключает трудоустройство инвалидов.

Однако, п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"предусмотрено, что государственная политика в области занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу ст. 15 указанного Закона осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения возложено на государственную службу занятости населения.

Пунктом 1 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 предусмотрено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 20 Закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст. 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Пунктом 2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 г. № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» предусмотрено, что организациям расположенным и осуществляющим свою деятельность на территории Кемеровской области, численность работников в которых более 100 человек, квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности - инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 г. № 106-ОЗ под квотой понимается количество рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. В квоту включается количество рабочих мест, на которых уже работают лица, указанные в ст. 1 Закона.

В соответствии со ст. 3 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 г. № 106-ОЗ работодатели в соответствии с установленной квотой создают или выделяют необходимое количество рабочих мест; представляют в соответствующие центры занятости населения по их требованию следующие сведения: среднесписочную численность работников; численность граждан, трудоустроенных на квотируемые рабочие места, в данной организации; наличие вакантных рабочих мест, созданных или выделенных в счет выполнения квоты.

Статьей 24 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Из п. 3 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 следует, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом N 1032-1 организация численностью более 100 человек, обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Доводы представителя ответчика о том, что деятельность ОАО «Кузбасс-пригород» является убыточной, и как следствие, на предприятии происходит массовое сокращение работников, о чем свидетельствуют представленные представителем ответчика отчеты о прибылях и убытках предприятия, приказы о сокращении, суд находит несостоятельными, поскольку норма закона о квотировании работодателем рабочих мест для инвалидов и о предоставлении в службу занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, является императивной, и не ставит выполнение таких обязанностей в зависимость от финансового положения предприятия.

Вместе с тем, как следует из ст. 24 Закона N 181-ФЗ, ст. 3 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 г. № 106-ОЗ законодатель предоставляет работодателю право создавать или выделять необходимое количество рабочих мест для инвалидов.

Однако как установлено материалами дела, и не оспаривалось представителем ответчика, ОАО «Кузбасс-пригород» в нарушение указанных норм необходимое количество рабочих мест для инвалидов не создавал и не выделял, обязанности по ежемесячному предоставлению информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в службу занятости не исполнял.

Доводы представителя ответчика о том, что деятельность предприятия связана с вредными и опасными условиями труда, что делает невозможным трудоустроить на рабочие места инвалидов, суд находит также несостоятельными, поскольку действующим законодательством не предусмотрены в качестве оснований для освобождения организации численностью более 100 человек от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов, вредные и опасные условия деятельности организации. Таким образом, требования указанных выше норм являются обязательными для исполнения организациями, численность работников которых составляет более 100 человек, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организации, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, перечисленных в п. 2 ст. 21 Закона N 181-ФЗ.

Следовательно, неисполнение перечисленных обязанностей нарушает права инвалидов, проживающих в г. Кемерово, Кемеровской области, на трудовую занятость, гарантии обеспечения которой установленные ст. 7 Конституции РФ, Федеральным законом N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», что дает право транспортному прокурору в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов инвалидов.

Таким образом, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности о квотировании работодателем рабочих мест для инвалидов и о предоставлении в службу занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также о наличии вакантных рабочих мест (должностей), следует удовлетворить.

Как указано в п. 1 ст. 22 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, являются расходными обязательствами РФ.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п.3 ст. 22 Закона).

В соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 г. № 106-ОЗ рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, могут создаваться за счет средств работодателей, областного бюджета, местных бюджетов, а также за счет иных не запрещенных действующим законодательством источников.

Учитывая, что истец просит обязать ответчика выделять необходимое количество рабочих мест в пределах квоты, из числа единиц, которые уже имеются в организации ответчика согласно штатному расписанию, суд полагает правомерным обязанность профинансировать выделение рабочих мест возложить на ответчика - ОАО «Кузбасс-пригород», как на работодателя.

При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, исходя из требований неимущественного характера.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 -198, ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Открытое Акционерное общество «Кузбасс-пригород» выделять за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников данного предприятия.

Обязать Открытое Акционерное общество «Кузбасс-пригород» ОАО «Кузбасс-пригород» ежемесячно предоставлять в ГУ «Центр занятости населения г. Кемерово» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

В остальной части исковых требований Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому Акционерному обществу «Кузбасс-пригород» отказать.

Взыскать с Открытого Акционерного общества «Кузбасс-пригород» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Председательствующий: (И.В. Михайленко)


Мотивированное решение изготовлено 01.11.2010 г.