Решение об обязании заключить договор на приватизацию квартиры



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

В составе:

Председательствующего Костиной Н.Н.

При секретаре Юрковой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

19 ноября 2010 года

дело по иску Охапкиной ФИО6 к Администрации города Кемерово об обязании заключить договор на приватизацию квартиры,

У С Т А Н О В И Л :

Охапкина Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации города Кемерово, просит суд признать отказ Администрации города Кемерово в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> незаконным. Обязать Администрацию города Кемерово заключить с ней договор на передачу в собственность жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> Взыскать с Администрации города Кемерово в ее пользу расходы в сумме <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей- на составление искового заявления, <данные изъяты> рулей- юридическая консультация, <данные изъяты> рублей- представительство интересов в суде. Свои требования мотивирует следующим. Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ней Администрацией г. Кемерово, ей было передано в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в администрацию г. Кемерово с заявлением на приватизацию спорного жилого помещения, но в приватизации ей было отказано, по тем основаниям, что данное жилое помещение имеет статус общежития. Однако в соответствии со ст. 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и, переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и, переданных в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Кроме того, решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в <данные изъяты> срок, со дня подачи документов. Закрепляя в законе это положение, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником. Таким образом, администрация г. Кемерово после заключения с ним договора социального найма обязана была в последующем также заключить с ней договор приватизации спорного жилого помещения в течении двух месяцев с момента когда она обратилась к ним с соответствующим заявлением. В связи с тем, что администрация г. Кемерово незаконно отказала ей в заключении договора приватизации, ей пришлось обратиться в суд для восстановления своих нарушенных прав, в результате чего она понесла убытки в размере <данные изъяты> рублей- оплата услуг юриста.

Истица Охапкина Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом и своевременно была извещена о дате судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствии с участием представителя.

В судебном заседании представитель истицы Охапкиной Ю.Ю.- Баглюк О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кемерово- ФИО7., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, просила в иске отказать. Суду пояснил, что строение, расположенное по адресу <адрес>, имеет статус общежития. Статус дома и его назначение, до настоящего времени не изменились. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации, в связи с чем администрация г. Кемерово не имеет законных оснований на приватизацию указанного жилья.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истица Охапкина Ю.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждается данными поквартирной карточки (л.д. 17,18).

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ за Охапкиной Ю.Ю. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> на Администрацию г. Кемерово возложена обязанность заключить с Охапкиной Ю.Ю. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Кемерово и Охапкиной Ю.Ю. был заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которого Охапкиной Ю.Ю. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, общей площадью <данные изъяты> в том числе жилой площадью <данные изъяты> по адресу <адрес> для проживания в нем. (л.д. 4-5).

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Следовательно, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и, переданных в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Кроме того, решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в 2-х месячный срок, со дня подачи документов. Закрепляя в законе это положение, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником.

В судебном заседании установлено, что Охапкина Ю.Ю. обратилась с заявление в Администрацию г. Кемерово о приватизации квартиры, однако ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что строение, расположенное по адресу <адрес> имеет статус общежития. Статус дома и его назначение до настоящего времени не изменились. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации, поэтому администрация города не имеет законных оснований на приватизацию вышеуказанного жилья. (л.д. 12).

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 2 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года,( в ред. От 11.06.2008 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 6 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года ( в ред. От 11.06.2008 г.) предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно ст. 7 Закона РФ № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 8 Закона РФ № 1541-1, в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 18, ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права собственности определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Судом установлено, что истица Охапкина Ю.Ю. зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> однако, по независящим от нее обстоятельствам не имеет возможности приватизировать данное жилое помещение. Если жилые помещения фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке, и оно должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Охапкиной Ю.Ю. подлежащими удовлетворению.

Истицей Охапкиной Ю.Ю. заявлены требования о взыскании с администрации города Кемерово расходов связанных с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 8, 9, 10).

В соответствии со ст. 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется, таким образом, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу.

Суд считает необходимым взыскать с Администрации г. Кемерово в пользу Охапкиной Ю.Ю. расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию города Кемерово заключить с Охапкиной ФИО8 договор на передачу в собственность жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.

Взыскать с Администрации города Кемерово в пользу Охапкиной ФИО9 судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: