Решение о предоставлении жилого помещения



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Сазыкина А.А.,при секретаре Мордвинцевой С.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 01.12.2010г.гражданское дело по иску Михеева ФИО8 к Кемеровскому открытому акционерному обществу «Азот» о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ:

Михеев А.Н. обратился в суд с иском к Кемеровскому открытому акционерному обществу «Азот» (далее сокращенно КОАО «Азот») о предоставлении благоустроенного жилого помещения в <адрес>, жилой площадью не менее <данные изъяты>., состоящего не менее чем из одной комнаты, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Требования мотивированы тем, что он проживает и является собственником квартиры по <адрес> в <адрес>. Ему стало известно, что <адрес> относится к санитарно-защитной зоне, в связи с чем жильцы подлежат переселению. Санитарно-защитная зона закреплена за КОАО «Азот», в связи с чем полагает, что именно КОАО «Азот» должен заниматься вопросом переселения. Указанный дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ответчик не выполняет возложенные на него обязанности по переселению граждан и сносу жилых домов, находящихся в санитарно-защитной зоне. Он проживает в условиях неблагоприятной окружающей среды, в связи с чем, может быть подвержен ряду заболеваний. Обязанность по переселению жителей из санитарно-защитной зоны у КОАО «Азот» возникла в ДД.ММ.ГГГГ и была конкретизирована Решением Кемеровского городского ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О плане сноса жилых домов и переселения жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий». Согласно ст.92 ЖК РСФСР обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд возлагается на предприятие, учреждение, либо организацию, которым отводится земельный участок, т.е. КОАО «Азот». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане сноса жилых домов и переселения жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий» на КОАО «Азот» возложена обязанность, предоставить жилые помещения и переселить из санитарно-защитных зон проживающих там граждан. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ЖК РФ, в связи с чем, при определении размера предоставляемого жилого помещения следует руководствоваться жилищным законодательством, действующим на момент рассмотрения дела в суде. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Кемерово установлена в размере <данные изъяты> общей площади на одного человека, в связи с чем ответчик обязан предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> поскольку он является собственником жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.Кемерово, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УФРС по КО (л.д.91).

Истец Михеев А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика КОАО «Азот» - ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск Михеева А.Н. не признал, поддержал доводы письменных возражений, представленных ранее, в которых указаны следующие доводы:

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизации подлежат только жилые помещения. При этом согласно п.2 ст.15 ЖК РФ, «жилым помещением» признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Следовательно, если помещение не отвечает требованиям, установленным в п.2 ст.15 ЖК РФ, оно не признается жилым помещением, а, следовательно, не подлежит приватизации.

Согласно п.35 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 жилые дома, расположенные в санитарно-защитных зонах, признаются непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого риска.

Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (имеется в материалах дела), «жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, расположено в границах санитарно-защитной зоны КОАО «Азот». Согласно требованиям САНПИН 2.2.1./2.1.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» п.2.30 в санитарно-защитных зонах не допускается размещение объектов для проживания людей».

Факт непригодности для проживания помещений, расположенных по адресу <адрес>, подтвержден и постановлением Кемеровского горсовета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому данное строение подлежит сносу.

В рамках дела по заявлению ФИО9. и членов ее семьи (дело Заводского районного суда <адрес> №) также было установлено, что занимаемое ею и членами ее семьи помещение является непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В соответствии с п.2 ст.23 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии...» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается. Кроме того, поскольку признанное непригодным для проживания жилое помещение прекращает свое существование в качестве жилого, оно не может быть ни приватизировано, ни тем более продано в качестве жилья.

ФИО3 ФИО10 и члены ее семьи обращались в суд с заявлением об обязании предоставить ей и членам ее семьи жилого помещения в связи с проживанием в санитарно-защитной зоне и сносом помещения, в котором они проживают. Решением суда ее требования были удовлетворены, а последующим определением был изменен способ исполнения решения суда – взыскана стоимость жилья. Тем самым, ФИО3 и члены ее семьи утратили права на помещение, в котором они проживали. Следовательно, спорное помещение не могло передаваться ей в порядке приватизации и по этому основанию.

В связи с указанным, договор на передачу квартир в собственность граждан, а равно договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ являются ничтожными сделками (ст.168 ГК РФ – сделка, не соответствующая закону или иным правовым актам).

Представители ответчика – Администрации г.Кемерово и третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела №, суд полагает исковые требования Михеева А.Н. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.92 ЖК РСФСР, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд, либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).

В соответствии со ст.137 ЖК РСФСР, в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда.

В соответствии со ст.ст.92, 137 ГК РСФСР, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд возлагается на предприятие, учреждение, либо организацию, которым отводится земельный участок.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16.08.1984г. № 17 «О применении законодательства при разрешении судами споров, связанных со сносом принадлежащих гражданам домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд», при разрешении споров о выселении граждан из самовольно построенных домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков для государственных или общественных нужд, судам следует иметь в виду, что если исполкомом районного, городского Совета народных депутатов до отвода земельного участка для государственных или общественных нужд не было принято решение о сносе такого дома, указанные граждане, если они не имеют иного жилого помещения, с учетом конкретных обстоятельств, могут быть выселены с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Решением исполнительного комитета Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы санитарно-защитных зон Заводского промышленного узла (л.д.39-40).

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план сноса жилых домов и переселения граждан из санитарно-защитных зон промышленных предприятий города, в соответствии с которым жилой дом по <адрес>, подлежит сносу, а жители данных домов переселению в течение ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.23).

В соответствии с Постановлением администрации г. Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ границы санитарно-защитных зон Заводского и Ленинского промышленных узлов, в том числе предприятия КОАО «Азот», принимаются в пределах ранее разработанных и согласованных.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец Михеев ФИО11 приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты> (л.д.76-77).

Продавцом по указанному договору выступила ФИО3, которой спорная квартира принадлежала на праве собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75).

Право собственности истца на приобретенную квартиру было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117).

По данным архива Производственной службы ГП КО «ЦТИ КО» имеются сведения о наличии права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> у истца Михеева А.Н., что подтверждается сообщением ГП КО «ЦТИ КО» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86).

Судом установлено, что <адрес> расположен в границах санитарно-защитной зоны КОАО «Азот», что подтверждается справкой отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области (л.д.57).

Истец постоянно проживает в спорном жилом помещении и зарегистрирован в нем по месту жительства (л.д.88).

Учитывая, что дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, расположен в границах санитарно-защитной зоны КОАО «Азот», истец полагает, что в соответствии со ст.92 ЖК РСФСР, а также в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане сноса жилых домов и переселения жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий» обязанность по предоставлению ему жилого помещения и переселении его из санитарно-защитной зоны, должна быть возложена именно на КОАО «Азот».

Суд не может согласиться с данным доводом истца, поскольку в данном случае у истца отсутствует право на предоставление ему жилого помещения, в связи с переселением из санитарно-защитной зоны КОАО «Азот». Данный вывод суда основан на следующем.

Как установлено выше, спорная квартира по <адрес> до приобретения ее истцом принадлежала ФИО3

Еще в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 ФИО12 и члены ее семьи обращались в суд с заявлением об обязании предоставить ей и членам ее семьи жилого помещения в связи с проживанием в санитарно-защитной зоне и сносом помещения, в котором они проживают, то есть в <адрес> в <адрес>. Решением суда по делу № требования ФИО3 были удовлетворены (само решение в связи с истечением сроков хранения в канцелярии суда не сохранилось), в дальнейшем определением суда был изменен способ исполнения решения суда – взыскана денежная сумма эквивалентная стоимости подлежащего предоставлению жилого помещения. В рамках указанного гражданского дела было установлено, что занимаемое ФИО3 и членами ее семьи помещение является непригодным для проживания и подлежит сносу.

В связи с вынесением указанного решения суда ФИО3 и члены ее семьи утратили права на помещение, в котором они проживали. Следовательно, спорное помещение не могло передаваться ей в порядке приватизации. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизации подлежат только жилые помещения.

При этом, согласно п.2 ст.15 ЖК РФ, «жилым помещением» признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Следовательно, если помещение не отвечает требованиям, установленным в п.2 ст.15 ЖК РФ, оно не признается жилым помещением, а, следовательно, не подлежит приватизации.

Согласно п.35 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, жилые дома, расположенные в санитарно-защитных зонах, признаются непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого риска.

Согласно требованиям САНПИН 2.2.1./2.1.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п.2.30), в санитарно-защитных зонах не допускается размещение объектов для проживания людей.

Факт непригодности для проживания помещений, расположенных по адресу: <адрес>, подтвержден и постановлением Кемеровского горсовета народных депутатов № 202 от 07.08.1986г., согласно которому данное строение подлежит сносу.

В соответствии с п.2 ст.23 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии...» заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается.

Кроме того, поскольку признанное непригодным для проживания жилое помещение прекращает свое существование в качестве жилого, оно не может быть ни приватизировано, ни продано в качестве жилья.

В связи с изложенным, договор на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ являются ничтожными сделками с момента их совершения, в силу несоответствия их закону.

Кроме того, суд полагает, что у истца не возникло права на предоставление ему жилого помещения, в связи с переселением граждан из санитарно-защитной зоны КОАО «Азот». Истец в своем исковом заявлении основывает свои требования на Решении Кемеровского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ «О плане сноса жилых домов и переселении жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятия». Данным решением был утвержден план переселения проживавших на тот момент в санитарно-защитной зоне и в доме по <адрес> граждан. Истец на день вынесения решения № от ДД.ММ.ГГГГ в данном доме не проживал и данным решением его права и интересы не затрагивались. В связи с невыполнением «Азотом» этого плана защита прав граждан, в ряде случаев, осуществлялась путем вынесения судом решений о предоставлении им жилья за счет ответчика. КОАО «Азот» в связи со вступлением в силу решении суда о предоставлении жилья ФИО3 и членам её семьи и последовавшим изменением способа исполнения этого решения выполнил свою обязанность по предоставлению жилья лицам, проживающим именно в указанном жилом помещении. Истец осознанно приобрел право на данное жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть уже после выполнения КОАО «Азот» обязанности по предоставлению жилья гражданам, проживавшим в квартире по <адрес>. У «Азота» отсутствует такая обязанность перед лицами, приобретшими право на данное жилое помещение после вынесения решения суда о предоставлении другого жилого помещения взамен подлежащей сносу квартиры по <адрес>. Сам по себе факт невыполнения ответчиком обязанности по сносу всего дома по <адрес>, равно как и результаты выполнения решения и определения суда, вынесенных по заявлениям ФИО3, не имеют для разрешения данного дела существенного значения.

Считая исковые требования не обоснованными суд, вместе с тем, не может согласится с доводами представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Начало течение данного годичного срока следует исчислять со дня приобретения истцом права в отношении данного жилого помещения по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Истец же впервые обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Михеева ФИО13 к Кемеровскому открытому акционерному обществу «Азот» о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда составлено 06.12.2010г.

Председательствующий А.А. Сазыкин