Решение о понуждению к совершению действий



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд города Кемерово

В составе председательствующего Сазыкина А.А.,

при секретаре Светличной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

18.07.2011г.

гражданское дело по иску Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Международный Аэропорт Кемерово» о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Международный Аэропорт Кемерово» о признании незаконным бездействия ООО «Международный аэропорт Кемерово» по разработке санитарно-защитной зоны, обязании ООО «Международный Аэропорт Кемерово» разработать проект санитарно-защитной зоны, в котором определить размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Требования мотивированы тем, что Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ООО «Международный Аэропорт Кемерово». По результатам проверки установлено, что Предприятие не в полной мере осуществляет исполнение требований действующего федерального законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Предприятие расположено в черте <адрес>, осуществляет прием и отправку воздушных судов, обслуживание воздушных перевозок по внутренним и международным воздушным перевозкам. На объектах Предприятия осуществляется взлет, посадка и стоянка воздушных судов, их заправка топливом и обслуживание, функционирует необходимое для этих целей оборудование и транспорт. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, проект санитарно-защитной зоны на авиапредприятии не разработан, в установленном порядке с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области не согласован.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» - Кемеровский Центр (г.Кемерово, Аэропорт), ЗАО «Ростэк - Кемерово» (<адрес>), ГУВД по Кемеровской области, ГУ Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (<адрес>, <адрес> Филиал Акционерной Компании с ограниченной ответственностью «Планум Лимитед (Кипр)» в Кемеровской области (г.<данные изъяты>) (<данные изъяты>).

В судебном заседании помощник Кемеровского транспортного прокурора ФИО2 заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Также пояснил, что обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны возможно возложить только на одно ООО «Международный Аэропорт Кемерово», поскольку нормы СанПин предусматривают совершение таких действий как совместно с другими организациями, так и самостоятельно. К остальным лицам. привлеченным судом в качестве соответчиков, прокурор требований не предъявляет. В проекте, который ответчик должен разработать, следует указать размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействий вредных выбросов в атмосферу и физического воздействия, функциональное зонирование территории СЗЗ и режим её использования.

Представитель ответчика ООО «Международный Аэропорт Кемерово» - ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против требований прокурора возражал. Пояснил, что не доказано того обстоятельства, что ООО «Международный Аэропорт Кемерово» не сообщило о нормативах выбросов в окружающую среду, и они ими не соблюдены. В настоящее время реконструкция не ведется, хотя и предусмотрена планом. Таким образом, не существует нормативно-правовой обязанности по созданию ответчиком в настоящее время проекта санитарно-защитной зоны. Кроме того, ответчик не может разработать проект санитарно-защитной зоны без участия других лиц, владеющих земельными участками по тому же адресу и осуществляющих там свою деятельность. Часть объектов аэропорту находится в федеральной собственности и вне зоны юрисдикции ООО «Международный Аэропорт Кемерово»

Представитель ответчика ГУ «Кемеровский ЦГМС» - ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против требований прокурора возражала, пояснила, что деятельностью учреждения является наблюдение за окружающей средой, что не связано с неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Земельный участок площадью <данные изъяты> Учреждению принадлежит на основании <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен по государственным актам на право пользования землей в постоянное (бессрочное) пользование.

Представитель ответчика ЗАО «Ростэк-Кемерово» - ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, в судебном заседании против требований прокурора возражал, пояснил, что деятельность организации не связана с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ и созданием шумов. ЗАО «Ростэк-Кемерово» не является вновь строящимся объектом, площади занимают на праве аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ. на срок <данные изъяты> года на здание летного отряда и склада. На земельный участок отдельного договора нет.

Представитель ответчика АКОО «Планум (Кипр) Лимитед» - ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что территория Компании расположена на расстоянии нескольких сотен метров от территории аэропорта. Компания занимается строительной деятельностью, в результате которой образуются отходы, на данные отходы имеются проекты, паспорта на опасные отходы, вносятся все необходимые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель ответчика ГУВД по КО – ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснил, что ГУВД по КО не проводит строительство и реконструкцию объектов, оно арендует административное здание и пользуется авиаполосой на основании Постановления Правительства РФ.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО – ФИО8, действующий на основании доверенности , требования прокурора поддержал, суду пояснил, что результаты мониторинга подтверждают негативное воздействие на окружающую среду и на здоровье жителей от деятельности аэропорта. Санитарно-защитная зона не разработана, а действия по ее установлению необходимы. Считает, что ООО «Международный Аэропорт Кемерово» может осуществить указанные мероприятия, при необходимости с привлечением других лиц.

Представитель ответчика ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны, согласно п.2 ст.15 Конституции РФ, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом согласно ч.4 ст.27.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ст.ст.41, 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Реализация указанного конституционного принципа воспроизведена в положениях ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.1 ст.11 указанного ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п.1 ст.34 названного ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п.1 ст.35 указанного ФЗ, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 3 ст.44 указанного ФЗ предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии с п.2 ст.52 названного ФЗ, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно ст.ст.16, 30 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.1 ст.20 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны согласно п.4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Согласно ст.11 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.п.2.1, 2.6, 2.10, 2.11 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

Согласно п.2.9 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Согласно п.3.10 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Согласно письму Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологической обстановке в зонах расположения аэропортов Российской Федерации», при рассмотрении проектов санитарно-защитной зоны следует обратить внимание, что в соответствии с новой редакцией СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна быть обоснована санитарно-защитная зона для объектов наземного базирования аэропортов, а также санитарные разрывы от трассы пролета воздушных судов.

В составе проектов санитарно-защитной зоны аэропортов должны быть учтены авиационные компании, арендующие территорию аэропорта (парковка воздушных судов, режим взлет-посадка, техническое обслуживание), иные объекты, базирующиеся на территории аэропортов.

Из письма Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О действующих нормативных и методических документах по гигиене и эпидемиологии на транспорте», методика санитарно-гигиенической оценки состояния окружающей среды на предприятиях гражданской авиации от ДД.ММ.ГГГГ МСУ МГА СССР является действующим нормативным и методическим документом по гигиене и эпидемиологии на транспорте.

Таким образом, из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом для функционирования предприятия, которое является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Деятельность предприятия без определения и организации санитарно-защитной зоны противоречит требованиям федерального законодательства.

Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ООО «Международный Аэропорт Кемерово», которой установлено, что Предприятие расположено в черте <адрес>, осуществляет прием и отправку воздушных судов, обслуживание воздушных перевозок по внутренним и международным воздушным перевозкам. На объектах Предприятия осуществляется взлет, посадка и стоянка воздушных судов, их заправка топливом и обслуживание, функционирует необходимое для этих целей оборудование и транспорт. В результате указанной деятельности ООО «Международный Аэропорт Кемерово» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, проект санитарно-защитной зоны на авиапредприятии не разработан, в установленном порядке с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области не согласован. В результате отсутствия проекта санитарно-защитной зоны авиапредприятие не в полной мере осуществляет исполнение требований действующего федерального законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Факт отсутствия проекта санитарно-защитной зоны представителем ответчика ООО «Международный Аэропорт Кемерово» ФИО3 в судебном заседании не оспаривался. Довод ответчика о том, что разработка такого проекта не обязательна, поскольку их объекты не подвергаются реконструкции, является необоснованным. Так, нормами СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, предусмотрено, что санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

Довод представителя ответчика ООО «Международный Аэропорт Кемерово» ФИО3 о том, что в удовлетворении требований прокурора необходимо отказать по тому основанию, что разработка проекта санитарно-защитной зоны невозможная без участия других организаций, расположенных на территории аэропорта, также является несостоятельным, потому как разработка такого проекта из смысла положений СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможна как ООО «Международный Аэропорт Кемерово» самостоятельно, так и совместно с другими организациями. Прокурором требование о разработке проекта санитарно-защитной зоны предъявлено только к ООО «Международный Аэропорт Кемерово». В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд не усматривает оснований для выхода в данном случае за пределы предъявленных исковых требований.

Приходя к выводу об обоснованности требований прокурора, предъявляемых к ООО «Международный Аэропорт Кемерово», суд учитывает, что сам данный ответчик не имеет полномочий и необходимых квалифицированных работников для составления проекта санитарно-защитной зоны. Поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению в виде возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на разработку проекта санитарно-защитной зоны путем обращения в соответствующую сертифицированную проектную организацию. Принимая во внимание, что прокурором не предъявлено требований об установлении срока совершения таких действий, суд считает возможным, по своей инициативе определить ответчику <данные изъяты> срок для совершения данных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Международный Аэропорт Кемерово» удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Международный аэропорт Кемерово» по разработке проекта санитарно-защитной зоны незаконным.

Обязать ООО «Международный Аэропорт Кемерово» исполнить требования Сан Пин 2.2.1\2.1.1.1200-03 и в <данные изъяты> срок по вступлении решения суда в законную силу совершить действия, направленные на разработку проекта санитарно – защитной зоны, в котором должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение суда составлено 25.07.2011г.

Председательствующий А.А. Сазыкин