Решение о признании незаконными действий



РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииФедеральный суд Заводского района города Кемерово, Кемеровской области

в составе судьи Изотовой О.В.,

при секретаре Зверевой Н.В.,

с участием прокурора Кемеровского района Афицеровой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«23» августа 2011 года

Гражданское дело по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района,

Установил:

Прокурор Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района. В своем заявлении указывает, что Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства при передачи специализированного муниципального имущества Кемеровского муниципального района <данные изъяты> установлено, что Комитетом принято решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ в настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Ч.3.ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установленные Конституцией РФ и настоящим ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения, как установлено п.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа обладают органы местного самоуправления муниципальных районов.

При этом, ч. 1 ст. 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ установлено, что одним из способов размещения муниципального заказа является аукцион.

Более того, в соответствии со ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления и как следствие не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по распоряжению муниципальным имуществом.

Таким образом, принимая решение о <данные изъяты> Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не только вышел за пределы своей компетенции, но и нарушил права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ и ст. 1 ГК РФ основаниями для принятия Решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.

При этом, в соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, течение срока для обращения прокурора в суд о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ начинается с даты поступления ответа в прокуратуру района об отказе в удовлетворении протеста на данное решение, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

Просит признать действие Комитета, выразившегося в принятии решения «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконном, возложить на комитет обязанность отменить указанное решение, а также установить срок для совершения указанных действий 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Прокурор Кемеровского района Афицерова Ю.И. представившая удостоверение , сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком <данные изъяты>, она же представитель Администрации Кемеровского муниципального района, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в судебном заседании пояснила, что со стороны комитета по управлению муниципальным имуществом нарушений не было, так как Комитету были переданы полномочия, по принятию решения о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договора аренды. Решение комитета от ДД.ММ.ГГГГ было принято в рамках компетенции комитета, основания для его отмены отсутствуют.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Судом установлено, что Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства при передачи специализированного муниципального имущества Кемеровского муниципального района <данные изъяты>» установлено, что Комитетом принято решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

В соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ в настоящим ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Ч.3.ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установленные Конституцией РФ и настоящим ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения, как установлено п.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа обладают органы местного самоуправления муниципальных районов.

При этом, ч. 1 ст. 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ установлено, что одним из способов размещения муниципального заказа является аукцион.

Более того, в соответствии со ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления и как следствие не наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по распоряжению муниципальным имуществом.

Таким образом, принимая решение <данные изъяты> Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не только вышел за пределы своей компетенции, но и нарушил права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым, в том числе, отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ и ст. 1 ГК РФ основаниями для принятия Решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц.

При этом, в соответствии с п.13 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, течение срока для обращения прокурора в суд о признании недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ начинается с даты поступления ответа в прокуратуру района об отказе в удовлетворении протеста на данное решение, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

На основании вышеизложенных требований закона, суд считает необходимым заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий КУМИ Кемеровского муниципального района подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь с.ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> незаконным и обязать устранить допущенное нарушение в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в мотивированной форме.

Судья: Изотова О.В.

Решение в мотивированной форме изготовлено 29.08.2011 года.