в составе судьи Изотовой О.В., при секретаре Зверевой Н.В., с участием прокурора Кемеровского района Афицеровой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово «23» августа 2011 года Гражданское дело по заявлению Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, Установил: Прокурор Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района. В своем заявлении указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение № <данные изъяты> Согласно данному решению утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты>., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>. Подпунктом 4 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране. Так, в соответствии с вышеуказанной нормой Закона одним из принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. В силу требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления района. Исходя из п.п. 1.2, 1.5, 1.6, 3.3, разделов 3, 4, 6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района», Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся лишь ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица. Согласно <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в <адрес>» Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района переданы полномочия по принятию решений об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и иной землеустроительной документации. Вместе с тем, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами передача вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления не предусмотрена. Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принимая решение об утверждении схемы расположения земельного участка <данные изъяты>, вышел за пределы своей компетенции и тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/6 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц. При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Вышеуказанные обстоятельства служат достаточным основанием для обращения прокурора в суд в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Частью 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, начиная со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. О нарушении вышеуказанным решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района гражданских прав и охраняемых законом интересов прокурору кемеровского района стало известно ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной по обращению ФИО2 проверки исполнения органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района требований земельного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Просит признать действия Комитета по управлению муниципальным Прокурор Кемеровского района ФИО3 представившая удостоверение <данные изъяты> №, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком <данные изъяты>, она же представитель Администрации Кемеровского муниципального района, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в судебном заседании, пояснила что со стороны комитета по управлению муниципальным имуществом нарушений не было, так как на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в <адрес>», им были переданы полномочия, на основании чего их действия в принятии решения «Об утверждении схемы расположения земельного участка <данные изъяты> законны. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц законным и обоснованным по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение № <данные изъяты> Согласно данному решению утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>. Подпунктом 4 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране. Так, в соответствии с вышеуказанной нормой Закона одним из принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. В силу требований ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления района. Исходя из п.п. 1.2, 1.5, 1.6, 3.3, разделов 3, 4, 6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района», Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся лишь ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица. Согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в <адрес>» Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района переданы полномочия по принятию решений об утверждении схем расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории и иной землеустроительной документации. Вместе с тем, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами передача вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления не предусмотрена. Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, принимая решение об утверждении схемы расположения земельного участка <данные изъяты>, вышел за пределы своей компетенции и тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/6 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, то есть конкретных лиц. При этом в соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Вышеуказанные обстоятельства служат достаточным основанием для обращения прокурора в суд в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Частью 1 ст. 256 ГПК РФ, установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, начиная со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. О нарушении вышеуказанным решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района гражданских прав и охраняемых законом интересов прокурору кемеровского района стало известно ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной по обращению ФИО2 проверки исполнения органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района требований земельного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. На основании вышеизложенных требований закона, суд считает необходимым заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий КУМИ Кемеровского муниципального района подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь с.ст. 194-198 ГПК РФ, Решил: Заявленные требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконными решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка <данные изъяты> и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района устранить данное нарушение в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в мотивированной форме. Судья: Изотова О.В. Решение в мотивированной форме изготовлено 29.08.2011 года.
имуществом Кемеровского муниципального района, выразившиеся в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>незаконными; Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района обязанность отменить решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района срок для совершения указанных действий 10 дней момента вступления решения суда в законную силу.