Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Заводский районный суд г. Кемерово В составе судьи Изотовой О.В. При секретаре Панкрушиной П.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово «22» июля 2011 года Гражданское дело по заявлению Майтакова ФИО7 об оспаривании решения органа государственной власти, У с т а н о в и л: Майтаков В.Р. обратился в суд с учетом уточненных требований об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области. Свои требования мотивирует тем, что он обратился в КУГИ по КО с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> КУГИ КО приняло решение его просьбу удовлетворить. Методика подсчета выкупной цены земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости. Кадастровую стоимость выше указанного участка ФГУ Земельная кадастровая палата по КО определила в <данные изъяты>. Он не согласился с такой оценкой и обратился в Кемеровскую торгово-промышленную палату с просьбой провести оценку рыночной стоимости участка. Такая оценка была проведена, стоимость участка определена в <данные изъяты> рублей. В соответствии со ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка определяется равной его рыночной стоимости. Исходя из этого, он обратился ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КО с заявлением о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка. Однако указанную стоимость не учли. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение №, согласно которому ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КО приостановило кадастровый учет объекта недвижимости, в связи с тем, что он не оформил документы в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Однако глава 2 ФЗ «Об оценочной деятельности» упоминает только отчет об оценке объекта, такой отчет был составлен с соблюдением норм законодательства. При таких обстоятельствах, заявитель просит признать незаконными действия Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, выразившиеся в неправильном формировании сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере <данные изъяты>, и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме <данные изъяты> (л.д.№). Заявитель Майтаков В.Р. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.№). Его представитель ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, сроком действия на 3 года (л.д.№), в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления в полном объеме. Дал в суде пояснения аналогичные по содержанию тексту искового заявления. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КО ФИО4, действующая на основании доверенности №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), предъявленные требования не признала. Суду пояснила, что им не передавались полномочия от Росреестра по оценке земель, в связи с чем, они не могут быть надлежащими ответчиками. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования при уточнении площади земельного участка, утвержденными Приказом Миэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, путем умножения значения площади земельного участка, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № (акт определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный и.о. начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Кемеровской области ФИО5). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО (л.д.№), представитель которого надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания в суд не явился. Об уважительности причин неявки в суд суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему: Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости). Согласно части 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3). Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (часть 4). В соответствии со статьей 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2). При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством. В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель. Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель. Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи. Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. В силу пункта 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда), цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда), информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленных в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний предусмотрено что, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом: - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка. Как следует из материалов дела решением КУГИ по КО от ДД.ММ.ГГГГ за № Майтакову В.Р. было решено предоставить в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование: занятого гаражом стоянкой со складскими помещениями и зданием, принадлежащим заявителю на праве собственности. Распоряжением Администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю была утверждена схема расположения выше названного земельного участка (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Майтаков В.Р. обратился с заявлением о постановке названного участка на кадастровый учет (л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по КО было принято решение о постановке названного земельного участка на кадастровый учет. Согласно Уставу ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, утвержденному Приказом Роснедвижимости от 28.12.04 года № П/115, учреждение осуществляет полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости… В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.10 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области наделена полномочиями органа кадастрового учета с 15.09.10 года. Согласно п.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее Методических указаний), утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.06 года за № 222, кадастровая стоимость земельных участков, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту РФ, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту РФ, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Акт определения кадастровой стоимости земельных участков оформляется для земельных участков в пределах одного кадастрового квартала (п.1.4 и 1.5. названных указаний). В силу п. 2.1.3 названных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Судом также установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования при уточнении площади земельного участка, утвержденными Приказом Миэкономразвития РФ от 12.08.06 года № 222, путем умножения значения площади земельного участка на удельный показатель, установленный с учетом вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Об этих обстоятельствах свидетельствует акт определения кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный и.о. начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Кемеровской области ФИО5-л.д.№, из которого следует, что площадь земельного участка № кв.м., значение удельного показателя с учетом вида разрешенного использования <данные изъяты> за 1 кв.м., кадастровая стоимость всего участка <данные изъяты> Указанный расчет соответствует требованиям действующего законодательства. Заявитель не согласился с такой оценкой и обратился в Кемеровскую торгово-промышленную палату с просьбой провести оценку рыночной стоимости участка. Такая оценка была проведена, стоимость участка определена в <данные изъяты> рублей (л.д№). Представленный заявителем отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> данный Кузбасской торгово-промышленной палатой, не может служить доказательством обоснованности заявленных требований, поскольку действующим законодательством не установлено тождество кадастровой и рыночной стоимости земельного участка. Кадастровая и рыночная стоимость объектов недвижимости являются двумя разными видами стоимости и применяются для различных целей. Ссылка заявителя на отчет о рыночной стоимости земельного участка - как доказательство недостоверности результата оценки кадастровой стоимости указанного земельного участка - ввиду изложенного является необоснованной. Кроме того, названный отчет не позволяет определить удельный показатель стоимости земельного участка. При постановлении решения, суд также учитывает, что заявителем не оспаривается акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№). В соответствии ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 пояснил, что просит рассмотреть заявленные требования с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись в протоколе судебного заседания. Поскольку заявителем названные требования об оспаривании акта оценки от ДД.ММ.ГГГГ не заявлялись, то они не могут являться предметом судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу, что оспариваемые действия совершены уполномоченным органом, соответствовали Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, Административному регламенту исполнения государственной кадастровой оценке земель и не нарушают права и законные интересы заявителя. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Требования Майтакова ФИО8 об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области выразившиеся в неправильном формировании сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты>, и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме <данные изъяты>, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме. В мотивированной форме решение суда изготовлено 29.07.11 года. Судья: