об оспаривании решения КУМИ



Дело РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Заводский районный суд города Кемерово

В составе председательствующего Иванова С.В.

При секретаре Мещеряковой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 14.07.2011 года гражданское дело по заявлению Арыковой ФИО7 об оспаривании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Арыкова Т.П. обратилась в суд с заявлением (жалобой) в порядке Главы 25 ГПК РФ об оспаривании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа.

Заявление мотивирует тем, что является собственником недвижимого имущества: одноэтажного отдельно стоящего здания турбазы общей площадью 194,9 кв. м.; семи отдельно стоящих зданий (гостевых домиков) общей площадью по 14,4 кв. м. каждый; отдельно стоящего здания (гостевого домика) общей площадью 13,3 кв. м.; отдельно стоящего здания (насосной) общей площадью 6,0 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> Данное имущество было приобретено ею у ООО «<данные изъяты>» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке в УФРС по Кемеровской области.

Земельный участок, на котором расположено приобретенное имущество с кадастровым номером: , площадью 17 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежал ООО «<данные изъяты>» на праве постоянного бессрочного пользования на основании государственного акта, находится на кадастровом учете, и согласно кадастровой карты, определяющей фактические границы землепользования ООО «<данные изъяты>», его площадь соответствует 17 012,54 +/- 91,3 кв. метров.

Указывает, что к ней, как к покупателю объектов недвижимости, перешло право бессрочного пользования на указанный участок, в порядке ст. ст. 268, 270 и 271 ГК РФ, ст.35 ЗК РФ от ООО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление о намерении приобрести в собственность данный земельный участок, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, приложив к заявлению все необходимые документы, согласно перечню, утвержденному Министерством экономического развития и торговли РФ в Приказе № 370 от 30.10.2007 года.

Письмом КУМИ Кемеровского района от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ею ДД.ММ.ГГГГ, ей было предложено донести в срок до ДД.ММ.ГГГГ дополнительные документы, не предусмотренные вышеуказанным перечнем. В нарушение установленного законодательством 30-ти дневного срока рассмотрения данного заявления, и порядка рассмотрения, оно не было рассмотрено по существу вплоть до настоящего времени. Таким бездействием КУМИ Кемеровского района на протяжении полутора лет ущемлялись ее права, как собственника объектов недвижимости, на оформление прав на земельный участок и на распоряжение принадлежащим ей недвижимым имуществом. Решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по делу бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района Кемеровской области, выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный законом срок ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении в собственность земельного участка, с кадастровым номером площадью 17 000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> - признано незаконным. Также незаконным признано требование КУМИ о предоставлении документов, не предусмотренных перечнем действующего законодательства, для приобретения в собственность земельного участка. Суд обязал Комитет устранить указанные нарушения.

Указывает, что только в ходе исполнительного производства, возбужденного по решению суда, КУМИ Кемеровского района был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, который получен ею только ДД.ММ.ГГГГ у судебного пристава-исполнителя вместе с постановлением об окончании исполнительного производства.

Отказ КУМИ Кемеровского района основан на том, что по мнению Комитета ей причитается меньшая площадь земельного участка, чем та, которую участок имеет на сегодняшний день, поскольку, площадь принадлежащих ей объектов недвижимости меньше площади испрашиваемого земельного участка, что согласно п. ст. 35 и п.3 ст. 33 Земельного Кодекса РФ дает основания КУМИ предложить ей самой себе уменьшить размер участка путем формирования нового участка с меньшей площадью. Таким образом, ей фактически предложено осуществить дополнительные действия и представить дополнительные документы, что противоречит вступившему в законную силу решению суда, которым установлено и согласно п.2 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании, что все необходимые документы для приобретения права собственности ею были представлены вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, и КУМИ не вправе требовать с нее иных документов.

Земельный участок сформирован в установленном порядке и находится на государственном кадастровом учете. База отдыха приобретена по договору купли-продажи у ООО «<данные изъяты>», которому земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования, и согласно ст.ст. 271, 552 Гражданского Кодекса РФ, ст.35 Земельного Кодекса РФ данное право на земельный участок перешло к ней по закону в том же объеме, в каком было у ООО «<данные изъяты>». Считает отказ Комитета незаконным, необоснованным, ущемляющим ее права и охраняемые законом интересы, нарушающим один из главных принципов действующего законодательства - судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Кроме того, указывает, что ей стало известно, что КУМИ Кемеровского района без достаточных правовых оснований проводит мероприятия по разделению указанного земельного участка с кадастровым номером , площадью 17 012,54 +/- 91,3 кв. м, на котором расположены принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости, на два участка с меньшей площадью. По заявке КУГИ МП «АТиЗ» Кемеровского района выполняет кадастровые и межевые работы, в результате чего, на кадастровый учет будут поставлены два новых участка с присвоением им новых кадастровых номеров, что сделает не исполнимым решение суда по настоящему заявлению. Постановление судебного пристава-исполнителя о запрете КУМИ Кемеровского района осуществлять в отношении спорного земельного участка действия, которые влекут или могут повлечь изменение характеристик данного земельного участка, а также о его аресте, было отменено в связи с окончанием исполнительного производства. В настоящее время ничто не препятствует КУМИ осуществлять вышеуказанные действия с земельным участком.

Просит признать незаконным отказ КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/-91,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> обязать КУМИ устранить допущенное нарушение в полном объеме путем предоставления ей в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/- 91,3 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Также просит запретить КУМИ осуществлять в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/- 91,3 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, действия, которые влекут или могут привлечь к изменению характеристик данного земельного участка, до момента передачи его в собственность Арыковой Т.П. в установленном законом порядке.

Заявитель Арыкова Т.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель заявителя Арыковой Т.П. – ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, подтвердив доводы изложенные в заявлении, требования поддержала, настаивала на удовлетворении заявления в полном объеме. Кроме того, пояснила, что испрашиваемый Арыковой Т.П. земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, его разрешенное использование – под базу отдыха. Для использования участка в этих целях необходим именно такой размер земли, что соответствует СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, объединены общей идеей для использования под базу отдыха, как и прежним собственником – ООО «<данные изъяты>». Наличие у расположенных на земельном участке объектов недвижимости процента износа не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в заявленном размере. В настоящее время Арыкова Т.П. не оформила свои права на земельный участок и не может предпринимать каких-либо действий по реконструкции расположенных на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости.

Представитель заинтересованных лиц КУМИ Кемеровского муниципального района, администрации Кемеровского муниципального района – ФИО4, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, и от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявления Арыковой Т.П., представив суду письменные отзывы. Суду пояснила, что в соответствии с нормами ч.1 ст.36, ч.2 ст.35, ч.3 ст.33 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться в границах, занятых самим объектом, с учетом площади, необходимой для его использования. Испрашиваемый Арыковой Т.П. земельный участок площадью 17012 кв.м. был предоставлен предыдущему собственнику объектов недвижимого имущества – ООО «<данные изъяты>» на праве постоянного бессрочного пользования в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до введение в действие Земельного кодекса РФ, в связи с чем требования ч.3 ст.33 ЗК РФ о предельных размерах земельных участков не могли быть соблюдены.

Заявитель является собственником десяти отдельно стоящих зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Право собственности заявителя зарегистрировано на каждый отдельно стоящий объект недвижимости, а не на базу отдыха, как самостоятельный объект недвижимости. Из смысла норм ч.2 ст.8, ч.1 ст.131 ГК РФ право на приобретение в собственность земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ распространяется на земельный участок, находящийся под объектом недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, заявитель имеет право на приобретение земельных участков, отдельно сформированных под каждым зданием. Представленный заявителем расчет нормативного размера земельного участка не может являться доказательством, подтверждающим право на выкуп земельного участка площадью 17 012 кв.м., поскольку заявителем принадлежащие ему на праве собственности объекты в качестве базы отдыха не используются. Кроме этого, в настоящее время эксплуатация объектов заявителем не производится по причине их разрушенного состояния, которые имеют процент износа до 57 %, что позволяет сделать вывод о невозможности их использования без предварительной реконструкции. В связи с чем, не может быть реализовано право заявителя на выкуп расположенного под ними земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Кроме этого, пояснила, что в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (п.п. 1.2, 1.5) Комитет не является органом местного самоуправления, и соответственно не обладает полномочиями по принятию решения о предоставлении в собственность земельных участков, ввиду чего его бездействие не является незаконным. В соответствии с порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным Кемеровским районным Советом народных депутатов от 24.09.2010г. № 454, Комитет осуществляет функции, связанные с приемом заявлений о предоставлении земельных участков, а решение о предоставлении принимается органом местного самоуправления, которым является Администрация. Вместе с тем, администрацией Кемеровского муниципального района права заявителя нарушены не были, и обязанность по предоставлению испрашиваемого земельного участка на нее не может быть возложена.

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление Арыковой Т.П. подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Нормами ч.1 ст. 25 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, включая право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

Как установлено статьей 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (часть 1). Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 1,2 ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Нормами ст.2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрен порядок продажи, в том числе гражданам, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Арыкова Т.П. приобрела в собственность у ООО «<данные изъяты>» недвижимое имущество – базу отдыха, состоящую из одноэтажного отдельно стоящего здания турбазы общей площадью 194,9 кв.м., семи отдельно стоящих зданий (гостевых домиков) общей площадью по 14,4 кв.м. каждый, отдельно стоящего здания (гостевого домика) общей площадью 13,3 кв.м., отдельно стоящего здания (насосной) общей площадью 6,0 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области за Арыковой Т.П. зарегистрировано право собственности на указанные объекты недвижимого имущества, что подтверждается специальными надписями на договоре и свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. ).

Являясь собственником указанного недвижимого имущества, Арыкова Т.П., в соответствии с приведенными нормами закона, приобрела право на приобретение земельного участка, на котором расположено данное недвижимое имущество, в собственность за плату в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Реализуя данное право, ДД.ММ.ГГГГ Арыкова Т.П. обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района с соответствующим заявлением (л.д.), приложив все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 в соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ.

В течение длительного времени обращение Арыковой Т.П. в установленном законом порядке по существу рассмотрено не было.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, выразившиеся в нерассмотрении по существу в установленный законом срок заявления Арыковой Т.П., поданного ДД.ММ.ГГГГ о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером , площадью 17000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Также признаны незаконными действия комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района в части истребования у Арыковой Т. П. документов, не предусмотренных перечнем действующего законодательства для рассмотрения заявления о предоставлении Арыковой Т. П. указанного земельного участка. На комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района возложена обязанность устранить в полном объеме указанные нарушения в части рассмотрения заявления о предоставлении в собственность Арыковой Т.П. земельного участка с кадастровым номером , площадью 17000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. ).

Письмом председателя КУМИ Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Арыковой Т.П. отказано в предоставлении земельного участка в испрашиваемом размере – 17012.46 кв.м. (л.д.).

В качестве оснований принятого решения, со ссылкой на нормы п.2 ст.35, п.3 ст.33 Земельного кодекса РФ, указано, что площадь запрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь расположенных на этом участке объектов недвижимости, а земельный участок меньшей площади в установленном порядке не сформирован, не прошел государственный кадастровый учет.

Арыковой Т.П. указанно на необходимость обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения и площади земельного участка, необходимой для использования принадлежащих ей объектов недвижимости. А после проведения государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка, обратиться в администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Суд считает данный отказ не обоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Нормами ч.1 ст.35 ЗК РФ предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичное положение содержит и ч. 3 ст. 552 ГК РФ в соответствии с которым при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята под этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В соответствии с ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Как следует из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, Арыкова Т.П. приобрела в собственность базу отдыха, расположенную на земельном участке общей площадью 17000 кв.м. (пункт 1.1). При этом, согласно пункту 5.3 договора, вместе с переходом прав на имущество, к покупателю Арыковой Т.П. переходит право пользования земельным участком (право постоянного бессрочного пользования), на котором оно расположено, - в размере 1.7 га на основании акта, выданного по распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), что соответствует приведенным нормам гражданского и земельного законодательства, закрепляющим объем прав покупателя в отношении земельного участка при переходе права собственности на расположенное на нем недвижимое имущество.

Распоряжением Главы администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 1,7 га был изъят у ООО «<данные изъяты>» и предоставлен ООО «<данные изъяты>» под базу отдыха в постоянное пользование (л.д. ).

В соответствии с данным распоряжением, ООО «<данные изъяты>» выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользование землей № , согласно которому ООО «<данные изъяты>» предоставлен земельный участок в размере 1.7 га с целевым назначением использования – для базы отдыха, с описанием границ земельного участка, установленных на местности (л.д. ).

При этом, согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, на котором расположены приобретенные Арыковой Т.П. вышеуказанные объекты недвижимости, поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 42, уточнена его площадь - 17012,54 +/- 91,3 кв.м., указано разрешенное использование - база отдыха (л.д. ).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что при переходе к Арыковой Т.П. права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, она приобрела право пользования земельным участком, на котором расположено отчуждаемое недвижимое имущество, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник – ООО «<данные изъяты>», т.е. право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с разрешенным использованием под базу отдыха площадью, с учетом уточнения при кадастровом учете, в размере 17012,54 +/- 91,3 кв.м.

Являясь законным землепользователем указанного земельного участка, Арыкова Т.П. вправе приобрести его в собственность за плату в указанном размере в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Учитывая указанные обстоятельства, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района в предоставлении Арыковой Т.П. земельного участка в собственность является незаконным, нарушает права заявителя, гарантированные действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о наличии таких ограничений, в силу которых не допускается предоставление спорного земельного участка в собственность заявителя, судом не установлено. Основания для отказа в предоставлении Арыковой Т.П. испрашиваемого земельного участка, указанные в письменном ответе КУМИ Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , не относятся к числу случаев, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ. Не указано таких оснований представителем КУМИ Кемеровского муниципального района и в ходе судебного разбирательства по делу.

Возражения представителя заинтересованных лиц ФИО4 о том, что Арыкова Т.П. имеет право на приобретение только земельных участков, отдельно сформированных под каждым принадлежащим ей зданием, не основаны на законе.

Как установлено судом и подтверждается указанными выше доказательствами, все объекты недвижимого имущества приобретались заявителем, как база отдыха, расположены на едином земельном участке с разрешенным использованием под базу отдыха, площадь которого определена с учетом его использования, и соответствует нормативному размеру с учетом требований СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка им застройка городских и сельских поселений» (л.д.).

То обстоятельство, что право собственности Арыковой Т.П. зарегистрировано не на базу отдыха, а на каждый отдельно стоящий объект недвижимого имущества, не является основанием для ограничения ее прав при приобретении земельного участка в собственность.

Испрашиваемый Арыковой Т.П. земельный участок полностью сформирован, поставлен на кадастровый учет, установлены его границы, определен размер и разрешенное использование – под базу отдыха, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта (л.д.). Являясь собственником объектов недвижимого имущества в совокупности составляющих базу отдыха, Арыкова Т.П. приобрела право на выкуп соответствующего земельного участка, предназначенного для использования под базу отдыха.

Как указывает представитель заинтересованных лиц ФИО4, и не отрицалось в судебном заседании представителем заявителя ФИО3, принадлежащие Арыковой Т.П. объекты недвижимого имущества имеют процент физического износа от 6 до 57%.

Вместе с тем, физический износ принадлежащих заявителю объектов недвижимости, не свидетельствует о том, что Арыкова Т.П. утратила установленное законом право на приобретение в собственность земельного участка в размере, соответствующем его разрешенному использованию. До настоящего времени Арыкова Т.П. является собственником данных объектов и не отказалась от своих прав на недвижимое имущество. Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, и в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности Арыковой Т.П. не прекращено, сам факт износа принадлежащих ей объектов недвижимости не свидетельствует о невозможности их дальнейшей эксплуатации под базу отдыха и не является основанием для отказа в приобретении в собственность земельного участка в размере, соответствующем его разрешенному использованию.

Кроме этого, отказ Комитета со ссылкой на необходимость проведения дополнительных кадастровых работ и предоставления нового кадастрового паспорта на земельный участок с меньшей площадью, противоречит вступившему в законную силу решению Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), которым КУМИ Кемеровского муниципального района обязан в полном объеме устранить допущенные нарушения при рассмотрении заявления Арыковой Т.П. о предоставлении земельного участка в части истребования документов, не предусмотренных перечнем действующего законодательства. Решение суда вступило в законную силу, и согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.

Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у КУМИ Кемеровского муниципального района отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа Арыковой Т.П. в предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/-91,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решение Комитета, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , является незаконным.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления и не наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении в собственность земельных участков, суд считает необоснованными.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11 ч.2 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.42 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, принятого решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30.10.2008 N 231 и действовавшего до 11.03.2011г., а также в редакции решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 28.01.2011 N 496, действующего с 11.03.2011г., -исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области, является Администрация муниципального района.

В целях наиболее эффективного распоряжения объектами муниципальной собственности, оперативного решения вопросов управления имуществом Кемеровского муниципального района Кемеровской области, решение Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17.03.2008 N 159 создан функциональный орган администрации Кемеровского муниципального района с правами юридического лица, организационно-правовой формы учреждение - комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, права и обязанности комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.

В соответствии с пунктами 1.2, 2.5 Положения, Комитет является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района органом Администрации Кемеровского муниципального района, одной из задач которого является эффективное управление и распоряжение, в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, земельными участками, как находящимися в муниципальной собственности района, так и в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю.

Указанные функции КУМИ Кемеровского муниципального района также определены в пунктах 1.2, 2.1.3 Положения о комитете, утвержденном Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 26.05.2011 N 518 и действующем после 10.06.2011г.

Функции КУМИ Кемеровского муниципального района по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Кемеровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, также закреплены в Порядке, утвержденном решением Кемеровского районного Совета народных депутатов №454 от 24.09.2010г. (пункт 1.5, раздел 4) (л.д. ).

Таким образом, КУМИ Кемеровского муниципального района, как на момент обращения Арыковой Т.П. в данный орган в ДД.ММ.ГГГГ., так и на сегодняшний день, являлся и является органом администрации Кемеровского муниципального района, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Кемеровского муниципального района, земельными участками, расположенными на территории Кемеровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена.

Именно КУМИ Кемеровского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. рассматривал обращение Арыковой Т.П. по вопросу предоставления в собственность испрашиваемого ею земельного участка, и ДД.ММ.ГГГГ принял решение об отказе в его предоставлении.

В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района об отказе Арыковой Т.П. в предоставлении земельного участка в собственность в испрашиваемом размере, нарушает гарантированные действующим законодательством права заявителя, как собственника недвижимого имущества расположенного на земельном участке, на приобретение земельного участка в собственность в размере, соответствующем его разрешенному использованию и необходимом для эксплуатации объектов недвижимости.

Учитывая указанные обстоятельства, заявление Арыковой Т.П. в части признания незаконным решения КУМИ Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/-91,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав путем предоставления ей в собственность путем выкупа данного земельного участка, - является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Кроме этого, Арыкова Т.П. просит запретить КУМИ Кемеровского муниципального района осуществлять в отношении испрашиваемого земельного участка действия, которые влекут или могут повлечь изменение характеристик данного земельного участка, до момента передачи участка ей в собственность.

В обоснование указанного требования Арыкова Т.П. и ее представитель указывают, что КУМИ Кемеровского муниципального района проводит мероприятия по разделению земельного участка на два участка с меньшей площадью, в результате чего будут сформированы два новых участка и это сделает неисполнимым решение суда по настоящему делу. Однако, указанные доводы не нашли подтверждения в судебном заседании. Обстоятельств, свидетельствующих о совершении КУМИ Кемеровского муниципального района указанных действий по формированию новых земельных участков на участке, испрашиваемом Арыковой Т.П., судом не установлено. В связи с чем, основания для возложения на Комитет запрета осуществлять такие действия в отношении данного земельного участка, отсутствуют. Заявление Арыковой Т.П. в указанной части необоснованно и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Арыковой ФИО8 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе Арыковой ФИО9 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 17 012,54+/-91,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Арыковой ФИО10, предоставив ей в собственность путем выкупа земельный участок с кадастровым номером площадью 17 012,54+/- 91,3 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>

В удовлетворении заявления в остальной части, - о запрете Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района осуществлять в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес> площадью 17 012,54+/- 91,3 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> действия, которые влекут или могут повлечь изменение характеристик данного земельного участка, до момента передачи его в собственность Арыковой ФИО11 в установленном законом порядке, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.07.2011г.

Председательствующий:

<данные изъяты> С.В. Иванов