Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области В составе: Председательствующего судьи Сучковой И.А., При секретаре Исаченко Ю.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово 06 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги» о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги»,в котором просит суд понудить Муниципальное автономное учреждение «Кемеровские автодороги» подготовить в соответствии с пунктами 9, 10, 11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844, пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта - реки Томь, реки Большая Камышная, реки Куро-Искитим, озера Красное для сброса сточных вод, и представить их до ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Требования мотивирует тем, что муниципальное автономное учреждение «Кемеровские автодороги», деятельность которого связана с организацией содержания автомобильных дорог, использует поверхностные водные объекты -реки Томь, Большая Камышная, Куро-Искитим, ручей Суховский, озеро Красное, находящиеся в федеральной собственности, для сброса сточных вод из городской сети ливневой канализации. Сети ливневой канализации города Кемерово закреплены за МАУ «Кемдор» на праве оперативного управления на основании Решения комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ №. Распоряжением Администрации г. Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении задания муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги» ответчику установлено задание на организацию работ по текущему содержанию, ремонту сетей ливневой канализации и взимание платы за услуги сетей ливневой канализации. На основании заключаемых с юридическими лицами договоров МАУ «Кемдор» обеспечивает отвод стоков с территории «абонентов» и дальнейшую их транспортировку до мест выпусков. Химический анализ сточных вод на выпусках ливневой канализации и анализ воды водных объектов выполняется ООО «Санитарно-экологическая лаборатория» по договору с МАУ «Кемдор». Осуществление ответчиком водопользования в целях сброса сточных вод подтверждается информацией Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, письмом директора МАУ «Кемдор» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес природоохранной прокуратуры, формами государственного статистического наблюдения №-ТП (водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ. Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим Водным кодексом. В силу ст.9, п.2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ использование водных объектов для указанной цели допускается только на основании решения уполномоченного органа. Часть 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относит, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы). В соответствии с п. 19 ст. 1 ВК РФ сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Из анализа вышеуказанных норм следует, что при осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти (ч.4 ст. 11 ВК РФ). Российской Федерацией на основании ст. 26 ВК РФ полномочия по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ. переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.23 ВК РФ юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта РФ, в пользование в целях сброса сточных вод, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением с обоснованием цели и срока водопользования. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п. 10, 11 вышеназванных Правил, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод. Исполнительный орган рассматривает представленные заявителем документы, в т.ч., на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, а также определяет условия использования водного объекта (п.20 Правил). Решение органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать наряду со сведениями, перечисленными в ч.1 ст. 22 ВК РФ, указания на объем допустимых сбросов сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод (ч.2 ст.22 Кодекса). Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (ч.5 ст.23 ВК РФ). На территории Кемеровской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, является Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в силу п.11 ст. 4 Закона КО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов», п. 4.3.9 Положения о Департаменте. В нарушение требований действующего ВК РФ МАУ «Кемдор» с 2009 года использует водные объекты для сброса сточных вод в отсутствие Решения органа исполнительной власти - законного основания возникновения права пользования поверхностным водным объектом. С заявлением о предоставлении в пользование р.Томь, р.Большая Камышная, ручья Суховский, р.Куро-Искитим, озера Красное в целях сброса сточных вод МАУ «Кемдор» в исполнительный орган государственной власти не обращалось. По решению Заводского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Кемдор» уже понуждалось к оформлению права пользования ручьем Суховский в целях сброса сточных вод. Водные объекты в соответствии со ст.8 ВК РФ находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому прокурор вправе, руководствуясь ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций о защите нарушенных прав, по спорам, возникающим из экологических правоотношений - отношений, связанных с воздействием хозяйствующего субъекта на природную среду, осуществлением общего или специального природопользования. В судебном заседании Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Не возражала против продления срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика МАУ «Кемеровские автодороги» - ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), исковые требования Прокурора признал в полном объеме, просил предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения требований в полном объеме. Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Судом установлено, что Муниципальное автономное учреждение «Кемеровские автодороги», деятельность которого связана с организацией содержания автомобильных дорог, использует поверхностные водные объекты -реки Томь, Большая Камышная, Куро-Искитим, ручей Суховский, озеро Красное, находящиеся в федеральной собственности, для сброса сточных вод из городской сети ливневой канализации. Сети ливневой канализации города Кемерово закреплены за МАУ «Кемдор» на праве оперативного управления на основании Решения комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.. №). Распоряжением Администрации г. Кемерово № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении задания муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги» ответчику установлено задание на организацию работ по текущему содержанию, ремонту сетей ливневой канализации и взимание платы за услуги сетей ливневой канализации (л.д. №). На основании заключаемых с юридическими лицами договоров МАУ «Кемдор» обеспечивает отвод стоков с территории «абонентов» и дальнейшую их транспортировку до мест выпусков. Химический анализ сточных вод на выпусках ливневой канализации и анализ воды водных объектов выполняется ООО «Санитарно-экологическая лаборатория» по договору с МАУ «Кемдор». Осуществление ответчиком водопользования в целях сброса сточных вод подтверждается информацией Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, письмом директора МАУ «Кемдор» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес природоохранной прокуратуры(л.д. №), формами государственного статистического наблюдения №-ТП (водхоз) за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №. Статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) определено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных действующим Водным кодексом. В силу ст.9, п.2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ использование водных объектов для указанной цели допускается только на основании решения уполномоченного органа. Часть 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относит, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы). В соответствии с п. 19 ст. 1 ВК РФ сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Из анализа вышеуказанных норм следует, что при осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод, предприятие является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти (ч.4 ст. 11 ВК РФ). Российской Федерацией на основании ст. 26 ВК РФ полномочия по предоставлению в пользование водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.23 ВК РФ юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории субъекта РФ, в пользование в целях сброса сточных вод, обращается в исполнительный орган государственной власти с соответствующим заявлением с обоснованием цели и срока водопользования. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 утверждены «Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», в соответствии с которыми к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод юридическим лицом прилагаются документы, перечисленные в п.п. 10, 11 вышеназванных Правил, в составе которых должна присутствовать информация о намечаемых заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод. Исполнительный орган рассматривает представленные заявителем документы, в т.ч., на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, а также определяет условия использования водного объекта (п.20 Правил). Решение органа исполнительной власти о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать наряду со сведениями, перечисленными в ч. 1 ст. 22 ВК РФ, указания на объем допустимых сбросов сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод (ч.2 ст.22 Кодекса). Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре (ч.5 ст.23 ВК РФ). На территории Кемеровской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области, является Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в силу п. 11 ст. 4 Закона КО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования и охраны водных объектов», п. 4.3.9 Положения о Департаменте. В нарушение требований действующего ВК РФ МАУ «Кемдор» с ДД.ММ.ГГГГ использует водные объекты для сброса сточных вод в отсутствие Решения органа исполнительной власти - законного основания возникновения права пользования поверхностным водным объектом. С заявлением о предоставлении в пользование р.Томь, р.Большая Камышная, ручья Суховский, р.Куро-Искитим, озера Красное в целях сброса сточных вод МАУ «Кемдор» в исполнительный орган государственной власти не обращалось. По решению Заводского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Кемдор» уже понуждалось к оформлению права пользования ручьем Суховский в целях сброса сточных вод. В подтверждение признания исковых требований прокурора, представителем ответчика МАУ «Кемеровские автодороги» представлен План мероприятий по получению разрешительных документов на эксплуатацию сетей ЛК (л.д. №), из которого установлено, что ответчиком предпринимаются все необходимые меры для исполнения требований прокурора. Водные объекты в соответствии со ст.8 ВК РФ находятся в собственности Российской Федерации. Прокурор вправе, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, выступить в защиту интересов Российской Федерации, являющейся на основании ст. 7 ВК РФ участником водных отношений, право собственности которой оказалось нарушенным в результате самовольного использования водного объекта. Водное законодательство основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны водных объектов перед их использованием; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды (ст. 3 ВК РФ). В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Незаконное (неразрешенное) пользование водным объектом для сброса сточных вод, не ограниченное условиями его использования, нарушает также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением и в защиту прав неопределенного круга лиц. Таким образом, суд находит подлежащим удовлетворению требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги» о понуждении к совершению действий, при этом, срок для исполнения требования суд считает необходимым установить до ДД.ММ.ГГГГ, против чего не возражал представитель истца в судебном заседании. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, в размере 4 000 руб. На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному учреждению «Кемеровские автодороги» о понуждении к совершению действий - удовлетворить. Понудить Муниципальное автономное учреждение «Кемеровские автодороги» подготовить в соответствии с пунктами 9, 10, 11 «Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №, пакет документов, необходимых для принятия исполнительным органом государственной власти Кемеровской области решения о предоставлении в пользование водного объекта – реки Томь, реки Большая Камышная, реки Куро-Искитим, озера Красное для сброса сточных вод и представить их до ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Взыскать с Муниципального автономного учреждения «Кемеровские автодороги» государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме. Судья: И.А. Сучкова Мотивированное решение изготовлено 07.12.2011 года.