О предоставлении жилого помещения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 02 февраля 2012 года

Заводский районный суд г. Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Михеевой С.Н.

при секретаре Зверевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баевой ФИО19, Кравцовой ФИО20, Баева ФИО21 к КОАО «Азот» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Баева Е.О., Кравцова А.И., Баев Д.И. обратились в суд с иском к КОАО «Азот» и просят обязать ответчика предоставить им благоустроенное жилое помещение в черте г. Кемерово, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м. с числом комнат не менее двух. Свои требования мотивируют тем, что они на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в санитарно-защитной зоне КОАО «Азот». Решением Исполнительного комитета Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся №72 от 08.02.1961 года утверждены границы санитарно-защитных зон Заводского промышленного узла. В соответствии с постановлением администрации г. Кемерово №85 от 17.07.2001г. границы санитарно-защитных зон Заводского и Ленинского промышленных узлов, в том числе предприятия КОАО «Азот», принимаются в пределах ранее разработанных и согласованных. Согласно данным инвентаризации жилого фонда жилой дом по <адрес> расположен в границах санитарно-защитной зоны КОАО «Азот». Решением Кемеровского горсовета №202 от 07.08.1986г. был утвержден план сноса жилых домов и переселения жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий г. Кемерово, в соответствии с которым жилой дом, в котором они проживают, подлежит сносу, а жители данного дома переселению в течение 1987г. В соответствии с решением Кемеровского горсовета №176 от 14.04.1989г. жители включены в новый график переселения из домов санитарно-защитных зон на 1989г. Однако до настоящего времени обязанность КОАО «Азот» по их переселению из санитарно-защитной зоны предприятия не выполнена. Указанный жилой дом является для них единственным постоянным местом жительства, и поскольку дом расположен в санитарно-защитной зоне КОАО «Азот», обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения возлагается на ответчика. Указанные решения Исполкома Кемеровского горсовета свидетельствуют об отводе земельного участка, на котором расположен жилой дом, в пользу КОАО «Азот» в границах утвержденных санитарно-защитных зон предприятия, и о принятии решения о сносе указанного дома и переселении проживающих в нем жильцов. Считают, что в соответствии с нормами Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений (ст.ст. 96,40,41 ЖК РСФСР), им должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в черте г. Кемерово, состоящее из того же числа комнат, размером не менее ранее занимаемого в пределах нормы жилой площади. В соответствии со ст. 50 ч.2 ЖК РФ Постановлением Кемеровского горсовета №274 от 28.10.2005г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово установлена в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.

Истцы Баева Е.О., Кравцова А.И., Баев Д.И. своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истицы Баевой Е.О. – Очередько Р.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил, на требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика КОАО «Азот» Политко О.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования истцов не признал, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель 3-его лица Администрации г. Кемерово своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя 3-его лица Администрации г. Кемерово.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

В соответствии со ст. 92 ЖК РСФСР если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).

В соответствии со ст. 137 ЖК РСФСР в случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда.

В соответствии со ст.ст. 92, 137 ЖК РСФСР, обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд возлагается на предприятие, учреждение, либо организацию, которым отводится земельный участок.

В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16.08.1984г. № 17 «О применении законодательства при разрешении судами споров, связанных со сносом принадлежащих гражданам домов в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд», при разрешение споров о выселении граждан из самовольно построенных домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков для государственных или общественных нужд, судам следует иметь в виду, что если исполкомом районного, городского Совета народных депутатов до отвода земельного участка для государственных или общественных нужд не было принято решение о сносе такого дома, указанные граждане, если они не имеют иного жилого помещения, с учетом конкретных обстоятельств, могут быть выселены с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между ФИО1 и ФИО27., после заключения брака ФИО1 сменила фамилию на «Баева», что также подтверждается справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), данный брак был прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), при этом Баева Е.О. (ФИО1) и ФИО28. имеют совместных детей Баева Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. ), ФИО29., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. ), которая в свою очередь после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ смерила фамилию на «Кравцова» (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании списка и фонда п/о Азот по ордеру была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> (л.д. ).

Как следует из поквартирной карточки, справки ООО «Наш Дом» от ДД.ММ.ГГГГ и копий паспортов истцов в данной квартире зарегистрированы и проживают Баева Е.О. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО31 (ныне Кравцова) – с ДД.ММ.ГГГГ, Баев Д.И. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Помимо этого из материалов дела следует, что Баев Д.И. состоит в браке с ФИО12 (после брака ФИО16) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), которая зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес> (л.д. ), указанная квартира принадлежит на праве собственности её отцу ФИО12 (л.д. ).

Из сообщения МП «Городское бюро недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архиве Комитета по управлению имуществом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося на территории г. Кемерово, принадлежащее на праве собственности Баевой Е.О., Кравцовой А.И., Баеву Д.И. Также указано, что за информацией о государственной регистрации прав на недвижимое имущество после ДД.ММ.ГГГГ необходимо обращаться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. ).

Из уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ - , от ДД.ММ.ГГГГ - следует, что за Баевой Е.О., Баевым Д.И., Кравцовой А.И.ФИО10, ФИО13 в ЕГРП права не зарегистрированы (л.д. ).

Вместе с тем согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО14. имеется квартира по адресу: <адрес> (л.д. ).

Кроме того согласно сообщению ГП КО «ЦТИ КО» от ДД.ММ.ГГГГ по данным архива ГП КО «ЦТИ КО» сведений о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения в <адрес> за Баевой Е.О., Кравцовой А.И., Баевым Д.И. отсутствуют (л.д. ).

Тогда как согласно справке ГП КО «ЦТИ КО» №75/12 от 23.01.2012 года по данным архива ГП КО «ЦТИ КО» сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на жилые помещения в <адрес> за ФИО10 отсутствуют, однако имеются сведения о регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за ФИО14 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный 5ГНК, также о регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за ФИО14 на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО15, кроме того имеются сведения о регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Вместе с тем, в силу указанных норм Жилищного Кодекса РСФСР (ст.ст. 92,137), действовавшего с 01.01.1984 года по 01.03.2005 года и подлежащего применению к спорным правоотношениям, благоустроенное жилое помещение в случае сноса домов, находящихся в личной собственности граждан, предоставляется гражданам и членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, и только в случае если указанные граждане не имеют иного жилого помещения.

Таким образом квартира по адресу: <адрес> не является для Кравцовой А.И. единственным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, в связи с чем заявленные исковые требования в отношении Кравцовой А.И. подлежат оставлению без удовлетворения.

Решением Исполнительного комитета Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся №72 от 08.02.1961 года утверждены границы санитарно-защитных зон Заводского промышленного узла.

В соответствии с постановлением администрации г. Кемерово №85 от 17.07.2001 года границы санитарно-защитных зон Заводского и Ленинского промышленных узлов, в том числе предприятия КОАО «Азот», принимаются в пределах ранее разработанных и согласованных.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов №202 от 07.08.1986 года утвержден план сноса жилых домов и переселения граждан из санитарно-защитных зон промышленных предприятий города, в соответствии с которым жилые дома № расположенные по <адрес>, подлежат сносу, а жители данных домов переселению в течение 1987 года.

Помимо этого сведения о том, что жилой дом адресу: <адрес> расположен в границах санитарно-защитной зоны КОАО «Азот» подтверждаются сообщением отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), из которого также следует, что границы санитарно-защитной зоны КОАО «Азот», утвержденные решением Исполнительного комитета Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся №72 от 08.02.1961 года, до настоящего времени не изменялись.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы Баева Е.О., Баев Д.И., проживающие в квартире по адресу: <адрес>, расположенной в санитарно-защитной зоне КОАО «Азот», имеют право на переселение с предоставлением благоустроенного жилого помещения.

Однако до настоящего времени обязанность КОАО «Азот» по переселению истцов Баевой Е.О., Баева Д.И., проживающих в санитарно-защитной зоне предприятия, не выполнена.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования Баевой Е.О., Баева Д.И. об обязании КОАО «Азот» предоставить им благоустроенное жилое помещение обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с нормами Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, - ст. 96: предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат.

Согласно ст. 41 ЖК РСФСР при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

В соответствии со ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.

Учитывая, что обязанность по предоставлению жилого помещения ответчиком до настоящего времени не выполнена, при определении размера предоставляемого жилого помещения, следует руководствоваться жилищным законодательством, действующим на момент вынесения решения судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов №274 от 28.10.2005 года, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Кемерово установлена в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.

С учетом изложенного, в соответствии с указанными требованиями жилищного законодательства Баевой Е.О., Баеву Д.И. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м. с числом комнат не менее одной.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Баевой ФИО22, Кравцовой ФИО23, Баева ФИО24 к КОАО «Азот» о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Кемеровское открытое акционерное общество «Азот» предоставить Баевой ФИО25, Баеву ФИО26 благоустроенное жилое помещение в черте г. Кемерово, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м., с числом комнат не менее одной.

В остальной части в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Михеева

Решение изготовлено в окончательной форме 06.02.2012 года.