Решение о признании права собственности на самовольную постройку



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд города Кемерово

В составе председательствующего Уфимцевой Н. А.

При секретаре Карась А.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

02.03.2011 года

Гражданское дело по иску Агеенковой ФИО8 к администрации г.Кемерово о признании права собственности на самовольную постройку

УСТАНОВИЛ:

Истец Агеенкова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Кемерово. Свои требования мотивирует тем, что она ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела в собственность жилой дом, общей площадью <данные изъяты> со служебными и дворовыми постройками, расположенный по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ. истицей к жилому дому были пристроены 3 жилые комнаты <данные изъяты> и сени <данные изъяты> Жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, расположен по адресу: <адрес>. Ранее земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в безвозмездное пожизненное пользование ФИО1. Просит признать за ней право собственности (в порядке ст.222 ГК РФ) на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также надворные постройки.

В судебном заседании истица Агеенкова Н.И. подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика – администрации г.Кемерово в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в представленном отзыве против удовлетворения исковых требований не возражали, поскольку размещение спорного строения не нарушает установленный градостроительный регламент, местные нормативы градостроительного проектирования и охраняемые законом интересы муниципалитета города Кемерово.

В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 222 ч.1 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно ст.222 ч.3 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного <данные изъяты> ФИО5, зарегистрированного в реестре за №, Агеенковой ФИО9 у ФИО1 был приобретен в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.9).

Согласно технического паспорта, составленного по результатам инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> состоит из основного строения <данные изъяты>. При инвентаризации в <данные изъяты> перепланировка, площадь уточнена; на возведение постройки под <данные изъяты> разрешение не предъявлено (л.д.10-19), что свидетельствует о том, что указанный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой.

Вместе с тем, в соответствии с земельным законодательством, действующим ранее, земельный участок был предоставлен под строительство жилого дома в бессрочное пользование.

Согласно данным архива ГП КО «ЦТИ КО», материалы инвентарного дела № в БТИ <адрес> произведена первичная регистрация жилого дома по указанному адресу за ФИО2 на основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.3). Согласно данным ГУ КО «Государственный архив КО» № от ДД.ММ.ГГГГ, в документах Кемеровской городской государственной нотариальной конторы за <данные изъяты> хранящихся в <данные изъяты> <адрес>» не в полном объеме, договор застройки от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО2 нет. Согласно ответа нотариуса Кемеровского нотариального округа <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ, архив за <данные изъяты>. на хранение не передавался.

Учитывая указанное выше, у суда нет оснований сомневаться в том, что первичная регистрация жилого дома по адресу <адрес> была произведена за ФИО2.

Согласно ст. 7 п.1 Земельного Кодекса РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, - на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.

Согласно ст.37 Земельного Кодекса РСФСР, введенного в действие Постановлением ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, - при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.

Согласно ст. 552 ч.3 ГК РФ при продаже такой недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Из содержания указанных норм закона следует, что при переходе права собственности на строение к новому собственнику к нему переходят и права на земельный участок на тех же условиях, и в том же объеме, что и у прежнего собственника.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок по адресу: <адрес> установленном законом порядке был предоставлен (отведен) под индивидуальное жилищное строительство на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшего в период отчуждения жилого дома, при переходе права собственности на строение, переходило также и право пользования соответствующим земельным участком. В настоящее время Агеенкова Н.И., являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, приобрела право на земельный участок по указанному адресу на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник жилого дома, т.е. право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии с градостроительным заключением Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ №, возведенные жилые строения по <адрес> в <адрес>: жилой дом <данные изъяты>, пристрой <данные изъяты>, сени <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты>., жилой – <данные изъяты> не нарушают требования п. 2.14 абз.2 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства», п.п. 2.10 – 2.14 местных нормативов градостроительного проектирования на территории г. Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что домовладение, обозначенное в техническом паспорте под литерами: жилой дом <данные изъяты>, пристрой <данные изъяты> сени <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> жилой – <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, созданы без нарушений градостроительных норм и правил. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что сохранение указанного домовладения нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, судом не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает исковые требования в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме этого, истец просит признать право собственности на хозяйственные постройки, обозначенные в техническом паспорте под литерами <данные изъяты> Судом установлено, что в соответствии с техническим паспортом на жилой дом, хозяйственные постройки созданы с нарушением требований п. 2.11, 2.12 требования СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства», п.п. 2.10 – 2.14 местных нормативов градостроительного проектирования на территории <адрес>, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно, которым отдельно стоящие, встроенные хозяйственные постройки должны быть удалены от красной линии улиц и проездов – не менее чем на 5 м (п.2.11), границы соседних приквартирных земельных участков должны быть удалены от хозяйственных построек (бани, гаража и др.) – не менее чем на 1 м (п.2.12) (л.д.7). Сохранение указанных построек нарушает права и охраняемые законом интересы администрации г.Кемерово и жителей города на обеспечение устойчивого развития территорий города.

С учетом изложенного исковые требования Агеенковой Н.И. в части признания права собственности на строения – хозяйственные постройки, обозначенные под литерами <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, - являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Учитывая указанные обстоятельства, исковые требования Агеенковой Н.И. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агеенковой ФИО10 удовлетворить частично.

Признать за Агеенковой ФИО11 право собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: (подпись).

Копия верна: СУДЬЯ: Н. А. Уфимцева