Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Заводоуковск 17 мая 2010 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
при секретаре Проскуриной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-117/2010 по иску Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах Прыгунковой Т.В. к Управлению социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области об оспаривании решения территориального Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Прыгунковой Т.В. с иском к Управлению социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области об оспаривании решения территориального Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области. Мотивирует исковые требования тем, что в Заводоуковскую межрайонную прокуратуру обратилась Прыгункова Т.В. по вопросу отказа в предоставлении ей, как ветерану ВОВ из категории тружеников тыла, возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном со стороны Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа. Проведённой проверкой установлено, что Прыгункова Т.В. состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения Заводоуковского городского округа (далее - «Управление») как ветеран ВОВ (категория - труженик тыла), ветеран труда, инвалид 1 группы от общего заболевания. Возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, к которым относится Прыгункова Т.В., предусмотрено Постановлениями Правительства Тюменской области от 13.07.2006 № 168-п (в 2006 году), от 17.04.2007 № 88-п (в 2007 году), от 19.11.2007 № 279-п (в 2008 году), от 10.11.2008 № 318-п (в 2009 году) от 11.11.2009 №317-п (в 2010 году). При этом, в соответствии с пунктом 3 вышеперечисленных постановлений, предоставление предусмотренных ими мер социальной поддержки осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путём возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи». В силу п. 1 Положения о возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи, утверждённого Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк, (далее - «Положение»), данное положение определяет форму, порядок и условия осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан путем возмещения расходов на оплату, в числе прочего, услуг за пользование квартирным проводным телефоном, а также устанавливает дополнительные категории граждан, в отношении которых осуществляются соответствующие меры социальной поддержки. В соответствии с п. 13 Положения, выплата гражданам денежных средств на оплату услуг производится соответствующими территориальными управлениями социальной защиты населения. В соответствии с п. 34 Положения, «в случае, если в отношении одного лица в соответствии с настоящим Положением либо в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области осуществляется одна и та же мера социальной поддержки по различным основаниям, социальная поддержка осуществляется по одному из оснований по выбору этого лица. Меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением при наличии оснований, предусмотренных Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», могут осуществляться в отношении лиц, которым производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата (далее ЕДВ) в соответствии с федеральными законами». В соответствии с ч. 10, 11 ст. 32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», в случае, если в отношении одного лица могут осуществляться меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области и производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами, меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области в отношении этого лица не осуществляются (ч. 10 ст. 32). Часть 10 указанной статьи не применяется в случаях, когда в отношении одного лица производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами и могут осуществляться установленные настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области меры социальной поддержки путем возмещения расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (кроме такси), а также в форме адресной социальной помощи, пособий, доплат к пенсии, и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области (ч. 11 ст. 32). Возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, предусмотрено указанными выше постановлениями, т.е. нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области. Прокурор ссылается на то, что из содержания пункта 34 Положения о возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи, утверждённого Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк, а также частей 10 и 11 ст. 32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» в их взаимосвязи следует, что получение Прыгунковой Т.В. ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством (ЕДВ) не является препятствием для предоставления ей возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном, так как такое возмещение предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области. Соответственно, Прыгункова Т.В., как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, имеет право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки. До обращения в Заводоуковскую межрайонную прокуратуру Прыгункова Т.В. неоднократно обращалась на имя различных должностных лиц с заявлениями о предоставлении ей возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области. Ответом Управления от 10.10.2007 № 05/1400 и от 30.11.2009 № 04-2/1839 на обращение Прыгунковой в предоставлении указанной компенсации ей было отказано. Прокурор ссылается на то, что вывод Управления о том, что в ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) заложены денежные средства на возмещение расходов за телефон, не основан на законе, так как ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлен лишь размер такой выплаты, а не её целевое назначение (либо целевое назначение каких-либо её частей). На основании изложенного просит признать бездействие территориального Управления социально защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области, выразившееся в отказе от предоставления Прыгунковой Тамаре Васильевне меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном - незаконным. Взыскать в пользу Прыгунковой Т.В. с Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области за счёт средств бюджета Тюменской области невыплаченное возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном за период с 01.03.2007 года по 28.02.2010 года в сумме 5 400 рублей.
Ответчик, Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области, действующий в лице представителя Ожогиной И.А. не согласившись с заявленными требованиями, представил возражение, из которого следует, что Прыгункова Т.В., состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Заводоуковского городского округа как труженик тыла, ветеран труда, инвалид 1 группы. Для лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям (категориям), установленным законодательством РФ и области, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований (категории) по выбору этого лица, ссылается на п. 9 ст. 32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», указывая о том, что иной порядок законодательством не предусмотрен. В связи с чем, Прыгунковой Т.В. для начисления мер социальной поддержки (в т.ч. для начисления 50% скидки за пользование телефоном) применялось и применяется наиболее выгодное основание (категория) - инвалид 1 группы, в соответствии со справкой МСЭ. После введения в действие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ льготы (меры социальной поддержки), которые заявитель получала до 1 января 2005 года, были частично сохранены, частично отменены. Часть 5 ст. 28 Федерального закона от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающая установление 50% скидки за пользование телефоном отменена, вместе с тем, ст. 28.1 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлена ежемесячная денежная выплата инвалидам. Статьей 6 Закона Тюменской области от 28.12.2004 №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» установлено, что дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством, в отношении инвалидов, проживающих в Тюменской области, осуществляются следующие меры социальной поддержки: возмещение расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений независимо от формы собственности жилищного фонда в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для предоставления социальной поддержки, в размере 50 % установленных тарифов - в отношении членов семей инвалидов, совместно с ними проживающих; возмещение расходов на оплату единовременной установки квартирного проводного телефона в размере 50% установленного тарифа - в отношении инвалидов первой и второй групп. Предоставление вышеперечисленных мер социальной поддержки осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи». Пунктом 34 вышеназванного Положения о возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи, утвержденного постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк установлено, что в случае, если в отношении одного лица в соответствии с настоящим Положением, либо в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области осуществляется одна и та же мера социальной поддержки по различным основаниям (категориям), социальная поддержка осуществляется по одному из оснований по выбору этого лица. Меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением при наличии оснований, предусмотренных Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», могут осуществляться в отношении лиц, которым производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами. Учитывая, что для инвалидов Законом Тюменской области от 28.12.2004 №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» не предусмотрена мера социальной поддержки путем возмещения расходов на оплату услуг за пользование квартирным проводным телефоном, следовательно, правовые основания для применения постановления Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» в данной части отсутствуют. Кроме того, постановлениями Правительства Тюменской области от 13.07.2006 №168-п, от 17.04.2007 № 88-п, от 19.11.2007 № 279-п, от 10.11.2008 № 318-п, установлена мера социальной поддержки путем возмещения расходов на оплату услуг за пользование квартирным проводным телефоном для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, т.е. данная мера социальной поддержки не предусмотрена для категории (основанию) - инвалид, в связи с чем, считает, что оснований для установления Прыгунковой Т.В. меры социальной поддержки путем возмещения расходов на оплату услуг за пользование квартирным проводным телефоном нет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В последующем Заводоуковский межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, просит признать решение территориального Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области от отказе в предоставлении Прыгунковой Т.В. меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном - незаконным. Обязать Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области выплачивать Прыгунковой Т.В. за счет средств бюджета Тюменской области возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тюменской области от 20.12.2004 года №202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи». Взыскать в пользу Прыгунковой Т.В. с Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области за счет средств бюджета Тюменской области невыплаченное возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном за период с 01.03.2007 года по 28.02.2010 года в сумме 5400 рублей.
В судебном заседании помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Овсянников И.А. поддержал заявленные требования. В обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ЕДВ и возмещение расходов на абонентскую плату за пользование проводным телефоном не является одной и той же мерой социальной поддержки. Законодательством не определено назначение ЕДВ и размер ее зависит от степени ограничения к трудовой деятельности. ЕДВ Прыгункова Т.В. получает как инвалид 1 группы, что не препятствует ей получать возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным телефоном как лицу, проработавшему в тылу в период с 22.06.1941 года по 09.05.1945 года не менее шести месяцев по областному законодательству. Таким образом, разные меры социальной поддержки и разные основания их получения. Частью 11 статьи 32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 года №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» подтверждается, что перечень мер социальной поддержки, которые может получать гражданин одновременно с ЕДВ не исчерпывающий. Считает, что Прыгункова Т.В. имеет право на возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном в соответствии с Областным законодательством. Срок исковой давности по данным требованиям подлежит исчислению в соответствии с ч.2 ст.200 ГК РФ, поскольку платежи по возмещению расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном относятся к периодическим платежам и в соответствии с Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 № 202-пк выплачиваются ежеквартально, следовательно Прыгункова Т.В. вправе обратиться в суд в любой момент за период не превышающий три года, поэтому иск прокурором заявлен в суд по невыплаченным платежам Прыгунковой Т.В. за предшествующие подаче иска три года.
Истица Прыгункова Т.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора в полном объеме. Пояснила, что меры социальной поддержки выплачиваются ей как инвалиду 1 группы инвалидности. Абонентская плата за проводной телефон ей не компенсируется. Она неоднократно писала об этом в Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа, но всегда получала отказ. Просит суд признать такое решение Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа незаконным, обязать ответчика возмещать ей расходы на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном и выплатить ей неполученное возмещение, согласно суммы, указанной в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области, действующая на основании доверенности от 22.03.2010 года №02/452 Ожогина И.А. исковые требования не признала. В обоснование привела доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что Федеральный законодатель не ухудшил положение инвалидов, а изменил механизм предоставления социальных гарантий. Часть 5 ст.28 ФЗ от 24.11.1995 года №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающая установление 50% скидки за пользовании телефоном отменена, вместе с тем, статьей 28.1 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ установлена ежемесячная денежная выплата инвалидам. Таким образом, она полагает, что льготы, установленные ранее действующим законом были заменены на ЕДВ, а поскольку Прыгункова Т.В. получает ЕДВ как инвалид 1 группы, то ей не подлежит возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном. Кроме того, считает, что трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, на обращение прокурора с данными исковыми требованиями в суд, истек. Прыгункова Т.В. неоднократно обращалась в Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа по данному вопросу письменно. В июне 2007 года она обратилась к Председателю Думы Заводоуковского городского округа, Управлением социальной защиты населения Заводоуковского городского округа ей был дан письменный ответ. До этого, Прыгункова Т.В. также обращалась в Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа в устной форме в 2006 году, и ей были даны устные разъяснения об отсутствии у нее права на получение возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном. Считает, что требования истца подлежат отказу также в связи с пропуском срока исковой давности для их предъявления.
Представитель третьего лица Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе Тюменской области Кобылкина Н.В., действующая на основании доверенности от 01.09.2009 года, пояснила, что Прыгунковой Т.В. выплачивается ежемесячная денежная выплата на основании п.1 ст.28.1 и п.п.1 п.2 ст.28.1 ФЗ от 24.11.1995 года №185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Размер ЕДВ с 01.04.2010 года в соответствии с ФЗ от 02.12.2009 года №308-ФЗ составляет -2300, 10 рублей, в том числе сумма денежного эквивалента в размере 627 рублей взамен дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставления при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Также в этой сумме (2300,10) учитываются транспортные услуги. Возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном не входит в ЕДВ. Размер ЕДВ зависит только от степени ограничения к трудовой деятельности. Разрешение вопроса по заявленным прокурором требованиям отнесла на усмотрение суда.
Выслушав прокурора, Прыгункову Т.В., представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает требования, заявленные прокурором, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с Постановлениями Правительства Тюменской области «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» от 17.04.2007 № 88-п, от 19.11.2007 № 279-п, от 10.11.2008 № 318-п, от 11.11.2009 № 317-п, для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, проживающих в Тюменской области, установлено возмещение расходов на оплату за пользование квартирным проводным телефоном: в 2007 году в размере 150 рублей в месяц, в 2008 году в размере 150 рублей в месяц, в 2009 году в размере 150 рублей в месяц, в 2010 году в размере 150 рублей в месяц. Финансирование расходов на осуществление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, производится за счет средств, предусмотренных Департаменту социального развития Тюменской области Законами Тюменской области "Об областном бюджете на 2007 год"; "Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года"; "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на оказание мер социальной поддержки указанной категории граждан. Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением администрации Тюменской области от 20.12.2004 N 202-пк "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи".
Положение «О возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» утвержденных Постановлением Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. N 202-пк (далее Положение), определяет форму, порядок и условия осуществления социальной поддержки отдельных категорий граждан путем возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, услуг по пользованию радиотрансляционной точкой и коллективной телевизионной антенной, за исключением антенн для приема сигналов спутникового или кабельного телевизионного вещания, услуг за пользование квартирным проводным телефоном (далее - оплата услуг), оплату единовременной установки квартирного проводного телефона, а также устанавливает дополнительные категории граждан, в отношении которых осуществляются соответствующие меры социальной поддержки.
В соответствии с п.13 Положения, выплата гражданам денежных средств на оплату услуг производится соответствующими территориальными управлениями социальной защиты населения в соответствии с реестрами начисленных сумм для возмещения расходов на оплату услуг в качестве авансового платежа за текущий квартал до 22 числа первого месяца квартала, за исключением I квартала. Выплата за I квартал следующего года осуществляется до 22 декабря текущего года. Выплата недополученных и вновь назначенных денежных средств на оплату услуг осуществляется в течение квартала.
В соответствии с п. 34 Положения, в случае, если в отношении одного лица в соответствии с настоящим Положением либо в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области осуществляется одна и та же мера социальной поддержки по различным основаниям, социальная поддержка осуществляется по одному из оснований по выбору этого лица.
Меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Положением при наличии оснований, предусмотренных Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», могут осуществляться в отношении лиц, которым производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами.
Из материалов дела: копий удостоверений от 27.11.1966 года, от 22.12.2003 года, от 25.03.2002 года, справки Сер. МСЭ-2001 №1978814, копии жалобы на имя Заводоуковского межрайонного прокурора Багрова Л.В. от 23.12.2009 года л.д. 16, 8-9) судом установлено, что Прыгункова Т.В. являясь ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны, имеющим право на льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах», и инвалидом 1 группы бессрочно, обратилась в прокуратуру с жалобой о непредоставлении льготы за пользование домашним проводным телефоном.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно справок ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе л.д.69, 94) Прыгунковой Т.В. назначена ежемесячная денежная выплата на основании п.1 ст.28.1 и п.п.1 п.2 ст.28.1 ФЗ от 24.11.1995 года №185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Размер с 01.04.2010 года в соответствии с ФЗ от 02.12.2009 года №308-ФЗ составляет: инвалидам 1 группы инвалидности с учетом получения транспортных услуг в натуральной форме (п.2 ч.1 ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи») -2300,10 рублей, в том числе сумма денежного эквивалента в размере 627.00 рублей взамен дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставления при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). От набора социальных услуг в части дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предоставления при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение (п.1 ч.1 ст.6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи») Прыгункова Т.В. отказалась в пользу денежного эквивалента.
В соответствии со ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995 года №185-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») ежемесячная денежная выплата инвалидам I группы устанавливается в размере 2162 рублей, размер данной выплаты зависит от группы инвалидности.
В соответствии со ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг не включена компенсация расходов на оплату услуг связи.
Согласно справок Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области от 09.03.2010 года и от 13.05.2010 года №04-2/839 и приложения №1л.д. 15, 88-91) Прыгункова Т.В. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Заводоуковского городского округа с августа 2004 года, имеет льготные категории ветеран ВОВ, ветеран труда, инвалид 1 группы. Прыгункова Т.В. является «Ветераном труда» с 27.11.1996 года, ветераном ВОВ с 22.12.2003 года, инвалидность ей установлена с 20.08.2002 года. Прыгунковой Т.В. предоставляется:
- возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на основании ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановления Администрации Тюменской области от 20.12.2004 года №202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи». Выплата производится с 1 квартала 2005 года, расчет указан в приложении 1. Из приложения 1 следует, что Прыгункова Т.В. возмещение расходов на оплату услуг связи не получае;
- единый проездной билет на основании Постановления Правительства Тюменской области от 05.07.2005 года №95-п «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугороднего сообщения, а также железнодорожном транспорте». Проездной билет предоставлялся с 4 квартала 2005 года по 01.07.2008 года, с 01.07.2008 года по 31.12.2009 года предоставлялась денежная компенсация взамен проездного билета в размере 285 рублей ежеквартально. С 01.01.2010 года вновь предоставляется проездной билет (по заявлениям Прыгунковой Т.В.);
- единовременная выплата к 9 мая. Выплата производится с 2006 года в размере 500 рублей. На основании постановления Правительства Тюменской области от 24.02.2010 года №42-п «О единовременной компенсационной выплате в связи с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в 2010 году выплата произведена в размере 1500 рублей;
- доставляется газета «Тюменская область сегодня» с 01.01.2006 года;
- единовременная материальная помощь согласно распоряжений Губернатора в размере 500 рублей. Выплата производилась октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года, февраль, апрель, июль, сентябрь, декабрь 2008 года (всего 4000 рублей);
- единовременная материальная помощь, гражданам находящимся в трудной
жизненной ситуации в январе 2008 года в размере 5000 рублей на первоочередные нужды.
Из справки Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области от 09.03.2010 годал.д.74) установлено, что Прыгунковой Т.В. меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату услуг связи не предоставляются.
Копии договоров об оказании услуг телефонной связи от 29.07.2004 года и об оказании электросвязи физическому лицу от 04.08.2006 года л.д. 18-20) подтверждают, что между ОАО «Уралсвязьинформ» Тюменским филиалом электросвязи Заводоуковским ТУЭС в лице директора ФИО10 и Прыгунковой Т.В. заключен договор о предоставлении доступа к телефонной сети и пользование телефонной связью.
Из представленной информации ОАО «Уралсвязьинформ» Тюменского филиала электросвязи Заводоуковского ТУЭС л.д. 17) установлено, что Прыгункова Т.В. является абонентом телефонного номера 2-15-13 с 29.07.2004 года. В настоящее время у абонента задолженности за оказанные услуги телефонной связи не имеется.
Таким образом, Прыгунковой Т.В. возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном, не предоставляется.
Копии заявлений Прыгунковой Т.В. л.д. 10,12) подтверждают, что она обращалась в Управление социальной защиты населения Заводоуковского района и Управление пенсионного фонда РФ в Заводоуковском районе по вопросу выплаты компенсации за пользование квартирным проводным телефоном.
Из копии ответа начальника Управления социальной защиты населения Заводоуковского района ФИО11 от 10.10.2007 года следует, что согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 17.04.2007 № 88-п данная льгота предоставляется труженикам тыла, которые не относятся к льготным категориям граждан федерального уровня. Федеральные льготники, в т.ч. - инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) - в которой заложены денежные средства на возмещение расходов за телефон. Прыгункова Т.В. как инвалид первой группы, в соответствии с действующим законодательством, пользуется всеми мерами социальной поддержки, в том числе получает ЕДВ л.д.11).
Из копии ответа начальника Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа ФИО11 от 30.11.2009 года следует, что дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов от установленных тарифов согласно п.1 Постановления Правительства Тюменской области от 29.09.2008 года № 285-п установлены для инвалидов и участников ВОВ, в связи с чем, они не распространяются на инвалидов 1 группы от общего заболевания и ветеранов ВОВ (тружеников тыла), к категории которой относится Прыгункова Т.В.. В соответствии с п.34 Постановления Администрации Тюменской области от 20.12.2004 года № 202-пк, Прыгунковой Т.В. выплачивается наиболее выгодный вариант, как инвалиду 1 группы от общего заболевания. Со вступлением в действие с 01.01.2005 г. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ норма Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» по оплате абонентской платы за телефон упразднена. Взамен ранее действовавшей вышеуказанной меры социальной поддержки статьёй 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено введение ежемесячной денежной выплаты инвалидам, размер которой зависит от степени ограничения к трудовой деятельности л.д.14).
В соответствии с ч.9 ст.32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» в случае, если в отношении одного лица в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом или нормативными правовыми актами Тюменской области либо в соответствии с настоящим Законом и (или) иными нормативными правовыми актами Тюменской области могут осуществляться одни и те же меры социальной поддержки по различным основаниям, социальная поддержка осуществляется по одному из оснований по выбору этого лица.
Согласно ч.10, ч.11 ст.32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», в случае, если в отношении одного лица могут осуществляться меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области и производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами, меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области в отношении этого лица не осуществляются. Часть 10 настоящей статьи не применяется в случаях, когда в отношении одного лица производится ежемесячная (ежегодная) денежная выплата в соответствии с федеральными законами и могут осуществляться установленные настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Тюменской области меры социальной поддержки путем возмещения расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (кроме такси), а также в форме адресной социальной помощи, пособий, доплат к пенсии, и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области.
Таким образом, Прыгункова Т.В. являясь ветераном ВОВ (труженик тыла) в соответствии с Постановлениями Правительства Тюменской области «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» от 17.04.2007 г. № 88-п, от 19.11.2007 г. № 279-п, от 10.11.2008 г. № 318-п, от 11.11.2009 г. № 317-п, и на основании ч.9, 11 ст.32 Закона Тюменской области от 28.12.2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», имеет право на возмещение расходов по оплате услуг связи в размере, установленном в постановлениях Правительства Тюменской области, в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 г. N 202-пк "О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи".
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не представлено в суд доказательств в подтверждение доводов ответчика о том, что выплачиваемая Прыгунковой Т.В., как инвалиду, ЕДВ включает в себя денежную компенсацию за ранее предоставлявшуюся льготу по оплате 50% расходов по абонентской плате за телефон.
Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением субъектом РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Нормы ст. 31 и ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не ограничивают право истицы на получение ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству при получении на областном уровне мер социальной поддержки в другой форме (компенсация расходов на оплату услуг местной телефонной связи по областному законодательству).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятого в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; нормы настоящего Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Согласно ст. 63 указанного Федерального закона преамбула Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнена указанием о том, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24, 25 ст. 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ч. 5 ст. 28 ФЗ-181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливалась 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, утратила силу, а Федеральный закон N 181-ФЗ дополнен ст. 28.1, предусматривающей ежемесячную денежную выплату инвалидам в размере и порядке, установленных данной нормой.
В силу ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ ежемесячные денежные выплаты с 1 января по 31 декабря 2005 года, установленные в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выплачиваются инвалидам 1 группы, в размере 950 руб. Сумма выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг (ст.6.2 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 года, согласно которой инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно).
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, с установлением соответствующего порядка предоставления субвенций из федерального бюджета, расходования и учета средств на предоставление субвенций на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки.
Таким образом, оба Федеральных закона не содержат прямого указания о том, что натуральная льгота (по предоставлению 50-процентной скидки за пользование телефоном) заменена денежной компенсацией, относящейся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Прыгункова Т.В. имеет право на возмещение расходов абонентской платы за пользование квартирным телефоном как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, поскольку действующее законодательство не предусматривает ограничений для получения ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству при получении на областном уровне социальной поддержки в другой форме (в данном случае компенсация расходов на оплату услуг местной телефонной связи по областному законодательству).
Доводы представителя ответчика о том, что истец может выбирать категорию льготников и получать соответствующие льготы либо только как ветеран ВОВ (труженик тыла), либо только как инвалид, основаны на неправильном толковании действующего социального законодательства, не предусматривающего подобных ограничений в случае, если виды предоставляемых мер социальной защиты (социальной поддержки) и их объем не совпадают. Федеральными законами не ограничено право выбора граждан на предоставление мер социальной поддержки на федеральном и областном уровне, если гражданин имеет одновременно два статуса, позволяющих ему реализовать свои права как на федеральном, так и на областном уровнях.
Следовательно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Ожогина И.А. заявила о применении срока исковой давности, ссылаясь на то, что Прыгункова Т.В. в устной форме обращалась в Управление социальной защиты населения Заводоуковского гороского округа еще в 2006 году, где ей устно разъяснялось об отсутствии у нее права на возмещение расходов по абонентской плате за пользование квартирным проводным телефоном, в связи с чем трехлетний срок исковой давности на обращение с соответствующими требованиями истек.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не предоставлено суду доказательств истечения срока исковой давности на обращение прокурора с иском в защиту законных прав и интересов Прыгунковой Т.В.
В соответствии со ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ч.2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктами 10 и 20 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" срок исковой давности по обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей подлежит исчислению с момента, когда у кредитора возникло право требовать уплаты соответствующих денежных сумм.
В соответствии с п.13 Положение «О возмещении расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи» (утвержденного Постановлением Администрации Тюменской области от 20 декабря 2004 г. N 202-пк), выплата гражданам денежных средств на оплату услуг производится соответствующими территориальными Управлениями социальной защиты населения в соответствии с реестрами начисленных сумм для возмещения расходов на оплату услуг в качестве авансового платежа за текущий квартал до 22 числа первого месяца квартала, за исключением I квартала. Выплата за I квартал следующего года осуществляется до 22 декабря текущего года. Выплата недополученных и вновь назначенных денежных средств на оплату услуг осуществляется в течение квартала.
Срок давности по периодическим платежам исчисляется отдельно по каждому платежу.
Таким образом, течение трехлетнего срока исковой давности по предъявленным требованиям исчисляется сначала каждого квартала соответствующего года следующего за кварталом, выплата в котором не производилась.
Следовательно, прокурор правомерно обратился с требованиями о взыскании недополученных денежных сумм на возмещение Прыгунковой Т.В. расходов по абонентской плате за пользование телефоном за предшествующие предъявлению иска три года.
Исходя из изложенного, ходатайство представителя ответчика о применении срока исковой давности заявлено неправомерно и удовлетворению не подлежит.
Представленный в материалах дела л.д.7) расчет по иску в части взыскания невыплаченного Прыгунковой Т.В. возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном за три года в размере 5400 рублей произведен правильно и представителем ответчика не оспаривается.
Учитывая изложенные положения нормативных актов и обстоятельства дела, проанализировав собранные и исследованные по делу доказательства, суд считает, что решение территориального Управления социальной
защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента
социального развития Тюменской области об отказе Прыгунковой Т.В. в предоставлении меры социальной поддержки в виде возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном - незаконно, поскольку противоречит нормам вышеизложенного законодательства и нарушает права Прыгунковой Т.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 192 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах Прыгунковой Т.В. к Управлению социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области об оспаривании решения территориального Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области удовлетворить.
Признать решение территориального Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области об отказе в предоставлении Прыгунковой ... социальной поддержки в виде возмещения расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном - незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области выплачивать Прыгунковой Т.В. за счет средств бюджета Тюменской области возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Тюменской области от 20.12.2004 года №202-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг, услуг связи».
Взыскать в пользу Прыгунковой Т.В. с Управления социальной защиты населения Заводоуковского городского округа Департамента социального развития Тюменской области за счет средств бюджета Тюменской области невыплаченное возмещение расходов на абонентскую плату за пользование квартирным проводным телефоном за период с 01.03.2007 года по 28.02.2010 года в сумме 5400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течении 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2010 года.
Судья: М.Ю. Дмитриева