Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата с. Завьялово
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего- Богдановой И.А.
При секретаре-Беккер Е.В..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замора Г.А. к УЗН, АВК, МФ о взыскании сумм в возмещение вреда здоровью
У С Т А Н О В И Л :
В период с Дата по Дата Замора Г.А. как военнослужащий срочной службы принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заключением межрайонной ВТЭК от Дата установлена утрата профессиональной трудоспособности ... с Дата до Дата в связи с увечьем полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 11).
Дата установлена ...(л.д.12)
Дата установлена ....
Дата Замора Г.А. обратился в комиссию по назначению пенсий при исполкоме Завьяловского района с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности и решением комиссии от Дата ему назначена компенсация в возмещение вреда здоровью с Дата ... неденоминированных рублей.
С Дата ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью Замора А.Г. была увеличена до ... рублей ... коп ежемесячно, с Дата до ... рублей ... коп ежемесячно, с Дата до ... рублей., с Дата до ... рублей; с Дата до ... рублей; с Дата до ... рубля, с Дата до ... рублей; с Дата до ... рублей ... коп; с Дата до ... рублей ... коп., с Дата до ... рубль, с Дата до ... рублей ... коп..
В суд обратился Замора А.Г. указывая, при расчете сумм возмещения вреда здоровью комитетом должен применяться наиболее благоприятный критерий расчета : либо из заработной платы за 12 месяцев до получения увечья, либо из заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей заболевание ( утрату трудоспособности), либо из твердой суммы. По его мнению наиболее благоприятный критерий расчета среднего заработка за 12 месяцев до получения увечья, которым он считает заработную плату полученную им при ликвидации на ЧАЭС. Поскольку УЗН при установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью не предоставил ему право выбора заработка для исчисления размера возмещения вреда здоровью, то сумма ежемесячной денежной компенсации с Дата по Дата должна составлять ... рублей ... коп; за период с Дата по Дата - ... рублей ... коп; за период с Дата по Дата -... рублей ... коп; с Дата по Дата - ... рублей ... коп; с Дата года по Дата года- ... рублей ... коп; с Дата по Дата -... рублей ... коп; с Дата года по Дата года -... рубль ... коп; с Дата по Дата -... рубля ... коп; с Дата года по Дата года - ... рублей ... коп; с Дата по Дата - ... рубля ... коп;
С Дата по Дата -... рубля ... коп;
Дата по Дата -... рублей ... коп. Таким образом недополученная сумма возмещения вреда за период с Дата по Дата составила -... рублей ... коп, которую он просит взыскать единовременно, а также обязать УЗН выплачивать в его пользу начиная с Дата ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей ... коп за счет средств федерального бюджета с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того истец в судебном заседании изменил исковые требования и просил взыскать единовременную компенсацию возмещения вреда здоровью за период с Дата по Дата, произвести расчет ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью на Дата.
Представитель УЗН Мануйлов А.Г. иск не признал и пояснил, что УЗН не согласно тем, что расчет среднего заработка истцом производится исходя из заработной платы полученной им с Дата по Дата при ликвидации аварии на ЧАЭС, поскольку он на то время являлся военнослужащим срочной службы, а на него не распространяется порядок расчета среднего заработка, установленный п.14 Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работнику увечья, профессионального заболевания, либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей.Кроме того, Заморе с Дата по Дата производились выплаты наиболее благоприятные на тот период по сравнению с компенсацией в связи с утерей трудоспособности. Возражений для индексации компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексов роста ВПМ для пенсионеров в крае за Дата-Дата, дальнейшем индексации по уровню инфляции в РФ- нет, за исключением применения коэффициентов роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Представитель ответчика АВК в суд не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Замора А.Г. на пенсионном учете в АВК не состоит, пенсию не получал и не получает, а поэтому АВК является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика МФ в суд не явился, представив письменное заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что надлежащим ответчиком по делу выступают УЗН.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав стороны, изучив документы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 25 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( далее по тексту базового Закона) указанным гражданам гарантирована выплата денежным сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности.
В соответствии со ст. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей ( далее по тексту - Правилами), утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1, действовавшими в период назначения Заморе Г.А.. среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы ( службы, кроме срочной военной службы), предшествовавших трудовому увечью или утрате либо снижению профессиональной трудоспособности в связи с трудовым увечьем ( по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за последние 12 месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы ( службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.
Как усматривается из представленного военного билета истца и справок о размере его заработка на ЧАЭС, в период с Дата по Дата он проходил срочную военную службу. В отношении указанных лиц данной категории ст. 14 Правил предусматривает исключение при определении порядка среднего заработка, а поэтому суд считает, что средний заработок Заморы А.Г. должен быть определен исходя из заработка за 12 месяцев, предществующих утрате трудоспособности.
Определяя таким образом средний заработок суд также исходит из того, что работа истца в районе Чернобыльской АЭС носила временный характер, что не свидетельствует об устойчивости улучшения его материального положения, имеющего значение для расчета среднего заработка.
Согласно п. 11 Правил суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке.
При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
При определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Исходя из этого, суд определяет среднемесячный заработок Замора Г.А. следующим образом.
Согласно справок о заработной плате Заморы А.Г. за период с Дата по Дата его заработок составлял ... неденоминированных.
... :12 месяцев = ... руб, что составляет среднемесячный заработок истца за 12 последних месяцев предшествующих снижению трудоспособности здоровью Замора Г.А..
Коэффициент 6 о применении которого просит истец, судом не применяется, поскольку в соответствии с Постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» данный коэффициент применяется по увечьям, повреждениям здоровья полученным до Дата. Заморе же ... была установлена с Дата
Далее в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда должны быть проиндексированы в порядке установленном для исчисления заработка для начисления пенсии, т.е. на следующие индексы повышения минимального размера пенсий:
1,9- с 1 февраля 1993 года по Постановлению Верховного Совета РФ от 15 января 1993 года № 4296-1;
1,9- с 1 мая 1993 года по Постановлению Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 года № 4810-1;
1,8 -с 1 августа 1993 года по Постановлению Верховного Совета РФ от 14 июля 1993 года № 5436-1;
... рубля х 1,9 х 1,9 х 1,8 = ... рублей ( размер среднемесячного заработка с учетом индексации за последние 12 месяце предшествующих снижению трудоспособности), а размер возмещения вреда ежемесячного возмещения вреда с учетом утраты трудоспособности в 60 %, который должен был быть ему начислен с Дата составляет ... рублей неденоминированных ( ... ... рублей х 60 %= ... рублей ).
Этот размер возмещения вреда должен был быть с Дата увеличен в 1,1 раза, с Дата в 1,581 раза и с Дата в 1,515 раза в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда и должен был составлять - ... рублей ... коп.
( С Дата ... рублей х1,1 = ... рублей;
С Дата с учетом деноминации ... : 1000 х 1,581= ... рублей ... коп.;
... руб ... коп х 1,515 =... руб ... коп).
Таким образом, переход на получение возмещения вреда в твердой денежной сумме в ... рублей, установленном ФЗ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, был действительно выгоден истцу.
Согласно представленной справки УЗН суммы выплаченные истцу в возмещение вреда здоровью за период с Дата по Дата составляли ... рублей ... коп ежемесячно,
с Дата по Дата в размере ... рублей ... коп ежемесячно,
с Дата по Дата в размере ... рубля ежемесячно.
Таким образом ему правомерно выплачивалось ежемесячно с Дата по ... рублей ... коп, с Дата по Дата -... рубля, что составляло 60% от 7 минимальных размеров оплаты труда, т.к. эта сумма превышала размер возмещения вреда, исчисленный из его заработка. По этим же основаниям правомерно выплачивалось Заморе Г.А. с Дата в возмещение вреда здоровью по ... рублей ежемесячно.
В соответствии с ч.3 ст. 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ежегодно повышается пропорционально росту прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако в соответствии с ч.3 п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской федерации.
Таким образом истцом правомерно предъявлены требования об индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в Алтайском крае за период с Дата по Дата
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года №7 суммы возмещения вреда подлежат индексации, в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан ) дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме.
В Алтайском крае в соответствии с Федеральным Законом от 24 октября 1997 года № 134 -ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Законами Алтайского края от 04 июля 2006 года № 55-ЗС «О потребительской корзине в Алтайском крае» и от 09 ноября 2004 года № 36-ЗС «О порядке установления величины прожиточного минимума в Алтайском крае» ВПМ на душу населения устанавливается по социально -демографическим группам населения поквартально постановлениями администрации Алтайского края.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством Алтайского края предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально- демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суммы возмещения вреда с Дата должны быть проиндексированы на коэффициенты ВПМ в Алтайском крае для пенсионеров, поскольку такая индексация является наиболее выгодной.
На основании Постановлений Администрации Алтайского края за 2002- 2004 годы величина прожиточного минимума для пенсионеров по Алтайскому краю составила в 2002 году- 1,53; в 2003 году -1,218 ; в 2004 году -1,195.
29 мая 2004 года вступил в силу ФЗ от 26.04.2004 года № 31, который внес изменения и дополнения в часть 3 ст.5 Базового закона, согласно которому размеры выплат гражданам, установленные законом ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-11 по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при реализации закрепленного ст.42 Конституции РФ права каждого на возмещение ущерба, государство обязано гарантировать стабильность, не допуская во всяком случае снижения установленного объема и размера возмещаемого вреда, установленного в гражданско- правовом порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в ред. От 03.03.2007 г.) с 1 января 2005 года индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным Законом «О федеральном бюджете на 2005 г.».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсации и иных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской СЭС» ( в ред. От 03.03.2007 г.) с 1 января 2006 года индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 г.».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. №171 «Об индексации в 2007 г. размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2007 года индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 г.».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2008 года индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,085 исходя из уровня инфляции.
Постановлением Правительства от 03.09.2009 г. № 655 «О внесении изменений в Постановление Правительства от 21.12.2007 г. № 914» индекс 1,085 изменен на 1.105.
Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 года № 545 был установлен коэффициент на 2009 год равный 1,13.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 04.10.2005 года № 364-О взаимосвязанные положения ст.1,п.3 ст.2 и ст. 3 ФЗ « О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» не предполагают приданию обратной силы нового порядка индексации компенсационных выплат ( исходя из уровня инфляции) на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года, к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение установленного постановлением Правительства порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению, для указанного периода, размера таких выплат рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации ( на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ) следует применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Таким образом, ответчик при исчислении спорных выплат должен был применить следующие коэффициенты : в 2002 году -1,53, в 2003 году -1,218,
В 2004 году - 1,195, в 2005 году - 1,11, в 2006 году -1,09, в 2007 году -1,08, 2009 год -1,105, 2009г. -1,13.
В связи с вышеизложенным, расчет компенсации должен выглядеть следующим образом с учетом выплаченных сумм ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в следующих размерах.
Ежемесячная выплата возмещения вреда, подлежащая уплате с Дата по Дата составляет ... *1,53= ... рублей.
Фактически за период с Дата по Дата ежемесячно выплачивалось ... рублей, т.е. недополученная сумма возмещения вреда составила ( ... -... руб. фактически полученных)х 5 месяцев + (...-...) : 30х 18 дней ...=... рублей;
За период с Дата по Дата истцу фактически ежемесячно выплачено ... рублей, недополученная сумма возмещения вреда за данный период составила: (... -...) : * 12 +(...-...)*6= ... рубля.
Таким образом, за период с Дата по Дата истцу недоплачено компенсации в возмещение вреда здоровью ... рубля.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ..., ... рублей (...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата (...)*12 = ... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей (...).
Соответственно недоплата возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет ( ...)812 =... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей (...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (... -...) *12 = ... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей (...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (... *12 = ... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей ( ...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (...) *12 =... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей (...
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (...)*12 = ... рублей.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата, составляет ... рублей (...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (...)*12 = ... рубля.
Ежемесячная сумма возмещения вреда, подлежащая к уплате с Дата по Дата составляет ... рублей (...).
Соответственно недоплата сумм возмещения вреда здоровью с Дата по Дата составляет (...)*6 = ... рублей.
Таким образом, общая недоплата сумм возмещения вреда истцу за период с Дата по Дата составляет ... рублей.
С Дата ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью должна выплачиваться в размере ... рублей ... коп.
Требование истца о последующей индексации суммы возмещения вреда здоровью о соответствии с действующим законодательством подлежит удовлетворению, поскольку данное право признается ст. 5 Базового закона.
Суд считает, что взыскание следует произвести с УЗН, поскольку Замора А.Г. на пенсионном учете в АВК не состоит, пенсию не получал и не получает.
В соответствии с п.2 ст. 332.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемыми указанными судами, либо отсрочить ( рассрочить) ее уплату.
Вместе с тем, исходя из смысла Определения Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 года нормативные положения. Позволяющие судам общей юрисдикции принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты госпошлины, если иное уменьшение размера уплаты госпошлины, представление отсрочки( рассрочки) ее уплаты не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию, утрачивают силу как не соответствующие ч.1, ч.2 ст.19, ч.1,ч.2 ст. 46 Конституции РФ и не могут применяться судами, другими должностными лицами.
Таким образом, приняв во внимание статус ответчика, суд находит применимыми в данном случае правовые позиции Конституционного суда РФ об освобождении ответчика от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 192- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Замора Г.А. удовлетворить частично.
Взыскать с УЗН в пользу Замора Г.А. единовременно недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с Дата по Дата в размере ... рублей ... копеек за счет средств федерального бюджета.
Обязать УЗН с Дата выплачивать Замора Г.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере ... рублей ... коп с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части иска Замора Г.А.- отказать.
Решение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Завьяловский районный суд.
Председательствующий: И.А.Богданова