Решение о включении в стаж педагогической деятельности и назначении трудовой пенсии по старости



Дело № 2-218/2010 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

с. Завьялово 29 сентября 2010 г.

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Мирко О.Н.

при секретаре Абт Н.В.,

с участием истца Веряскина Г.В.,

представителя ответчика ГУУПФРЗ

ГУУПФРЗ Симикиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веряскина Г.В. к ГУУПФРЗ об обязывании включить в педагогический стаж периоды работы, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения,

У С Т А Н О В И Л:

Веряскин Г.В. обратился в суд с иском к ГУУПФРЗ об обязывании включить в педагогический стаж периоды работы, обязывании назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения. Свои требования Веряскин Г.В. обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУУПФРЗ с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях.

ГУУПФРЗ не засчитало истцу в стаж педагогической деятельности время работы в комсомольских и партийных органах:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРККПС.

Истец считает невключение указанных периодов работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным. Согласно п. 2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее - Положение), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379 (далее - Постановление СМ СССР), действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в комсомольских и партийных органах на освобожденных и выборных должностях.

По мнению истца, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» изменил условия приобретения его пенсионных прав в худшую сторону по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, ухудшил его положение, отменил для него принадлежащие ему ранее права, что противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Положения время работы на выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях; работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения; то есть не менее 16 лет 8 месяцев.

Педагогический стаж истца непосредственно в "Ш" на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. 2/3 стажа, по мнению истца должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии; а не на ДД.ММ.ГГГГ - дату, которую указывает в своем решении об отказе ГУУПФРЗ.

Ответчик ГУУПФРЗ представило письменные возражения, в которых указало, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУУПФРЗ с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости. Решением <данные изъяты> ГУУПФРЗ от ДД.ММ.ГГГГ № Веряскину Г.В. было отказано в установлении пенсии, так как из его специального стажа были исключены спорные периоды работы.

С доводами истца ГУУПФРЗ не согласно по следующим основаниям: при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1 и иные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий и трудовой стаж до 01 января 2002 года.

Право на пенсию за выслугу лет работникам народного образования за периоды работы до 01 января 1999 года определялось в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463. В соответствии с данным Списком работа на выборных и партийных должностях не предусмотрена.

За периоды работы после 01 ноября 1999 года право на пенсию за выслугу лет определялось в соответствии со Списком и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1067, которым указанные должности также не предусмотрены.

Поэтому правовых оснований для зачета в стаж на соответствующих видах работ периодов работы Веряскина Г.В. в качестве <данные изъяты> ЗРКВЛК, <данные изъяты> ЗРКВЛК, <данные изъяты> ЗРКВЛК, <данные изъяты> ЗРККПС на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2002 года, не имеется.

Согласно Разъяснению от 17 октября 2003 года № 4, утвержденному Постановлением Минтруда РФ № 70, при исчислении продолжительности страхового и специального стажа в указанный стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой и специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета специального стажа, предусмотренного тем законодательством.

Вышеизложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин независимо от его возраста до дня отмены соответствующего закона (в данном случае до ДД.ММ.ГГГГ) полностью выработал общий трудовой и специальный стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативно-правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового и специального стажа, дававших право на пенсию за выслугу лет, исчисление страхового и специального стажа производится в соответствии с законодательством, действовавшим на день установления досрочной трудовой пенсии.

Для применения Положения необходимо соблюдение пункта 4 данного Положения, согласно которому, работа на выборных должностях засчитывалась в выслугу лет при условии, если не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем.

В данном случае истец применяет общую норму (в то время как имеется специальная), неверно толкуя ее, указывая, что период работы в соответствующей пропорции подлежит зачету не на момент отмены Положения (01 октября 1992 года), а на момент возникновения права на пенсию, то есть с учетом всей педагогической деятельности. ГУУПФРЗ с таким толкованием не согласно.

Стаж работы Веряскина Г.В. в должностях предусмотренных перечнем, утвержденным Положением, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 5 лет 1 месяц, менее 25 лет, необходимых для назначения пенсии, и менее 16 лет 8 месяцев, необходимых для зачета в специальный стаж периода работы. Из-за отсутствия требуемых <данные изъяты> стажа права на назначение пенсии Веряскин Г.В. не имеет.

Истец Веряскин Г.В. в судебном заседании иск поддержал, уточнил исковые требования, просил обязать ответчика включить в педагогический стаж периоды работы в комсомольских и партийных органах:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ЗРККПС.

Веряскин Г.В. пояснил, что в указанные периоды он работал в комсомольских и партийных органах, затем служил в милиции, а с ДД.ММ.ГГГГ занимался педагогической деятельностью: работал <данные изъяты>, <данные изъяты> ЗВШИ, ДД.ММ.ГГГГ был переведён <данные изъяты> ЗШ, где и работает до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ Веряскин Г.В. обратился в ГУУПФРЗ с заявлением о назначении ему трудовой пенсии, приложив к заявлению все необходимые документы, однако в назначении пенсии ему было отказано.

Представитель ответчика Симикина А.В. иск не признала, изложила доводы, указанные в возражении, уточнив, что минимальный педагогический стаж, необходимый для включения стажа работы истца в комсомольских и партийных органах в специальный стаж, подлежит исчислению не на ДД.ММ.ГГГГ, как это ошибочно указано в возражении, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Симикина А.В. так же пояснила, что Веряскин Г.В. обратился в ГУУПФРЗ с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, представив все необходимые документы, однако ему было отказано в связи с отсутствием стажа. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж Веряскина Г.В. составлял <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Наличие у Веряскина Г.В. данного педагогического стажа на момент обращения ГУУПФРЗ не оспаривает.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью определяется в соответствии со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

В разделе «Наименование должностей» Списка должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> комсомольских и партийных организаций не указаны.

Не предусматривались указанные должности и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что Веряскин Г.В. работал в партийных и комсомольских органах в должности:

- <данные изъяты> ЗРКВЛК (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- <данные изъяты> ЗРКВЛК (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- <данные изъяты> ЗРКВЛК (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- <данные изъяты> ЗРККПС (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Это подтверждается его трудовой книжкой, его объяснениями и ответчиком не оспаривалось.

В указанные периоды действовало Положение, согласно п.п. «а» п. 1 которого, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Данное Положение утратило силу 01 октября 1993 г.

При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении п.п. «а» п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПССС и райкома ВЛКСМ и др.

Несмотря на то, что действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрено включение таких периодов в трудовой стаж, ответчик не вправе был отказывать истцу во включении спорных периодов в льготный стаж.

Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в п. 1, 2 и 3 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением СМ СССР, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По смыслу нормативного акта указанное соотношение педагогической деятельности и иных периодов оценивается на момент обращения гражданина за назначением пенсии, а не на момент утраты силы названного Положения, как указывает ответчик в возражениях.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30 октября 2001 года, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Закона.

Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции РФ.

С учетом этого, Разъяснение, на которое ссылается ответчик, утвержденное постановлением Минтруда и социального развития России от 17 октября 2003 года № 70, как противоречащее вышеуказанным нормативно-правовым актам и их конституционно-правовому смыслу, не может применяться для ограничения права граждан на пенсионное обеспечение.

Доводы ответчика о том, что специальный стаж работы Веряскина Г.В. необходимо исчислять по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на день обращения, несостоятельны, так как основаны на неправильном толковании указанных выше норм права.

В судебном заседании установлено, что Веряскин Г.В. обратился в ГУУПФРЗ с заявлением о назначении ему трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ Это следует из представленной ответчиком копии заявления Веряскина Г.В.

На момент обращения педагогический стаж работы Веряскина Г.В. в должности воспитателя, учителя вспомогательной школы-интерната с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> ЗШ:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

составлял в общей сложности <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

Это подтверждается трудовой книжкой Веряскина Г.В., решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчикам данное обстоятельство не оспаривалось.

Поскольку на момент обращения Веряскина Г.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у него было отработано 2/3 необходимого стажа (более <данные изъяты> лет и <данные изъяты> месяцев) без включения спорных периодов, то периоды работы истца в комсомольских и партийных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца и <данные изъяты> дня, подлежат включению в его специальный трудовой стаж.

Соответственно на дату обращения специальный трудовой стаж истца составлял <данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней + <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня = <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, то есть более <данные изъяты> лет, что дает право истцу на досрочную трудовую пенсию, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, он имел специальный стаж работы необходимой продолжительности для досрочного назначения трудовой пенсии.

Согласно п.1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поэтому пенсия ему должна быть назначена с указанной даты.

Таким образом, исковые требования Веряскина Г.В. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, подтверждённые квитанциями Сберегательного банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Веряскина Г.В. удовлетворить.

Обязать ГУУПФРЗ включить в стаж педагогической деятельности Веряскина Г.В. периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ЗРКВЛК;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ЗРККПС.

Обязать ГУУПФРЗ назначить Веряскину Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУУПФРЗ в пользу Веряскина Г.В. судебные расходы в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Завьяловский районный суд.

Судья Мирко О.Н.