Решение по иску о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (не вступило в законную силу)



                                                                                                            Дело № 2-171/2011                                                                  Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

    с. Завьялово                                                                                                     18 июля 2011г.

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,

при секретаре Беккер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Келлер С.Г. к ГУУП о признании недействительным решения ГУУП об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода обучения в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную пенсию и о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней,

Установил:

В суд обратилась Келлер С.Г. с иском к ГУУП о признании недействительным решения ГУУП об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода обучения в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную пенсию и о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней.

Свои требования Келлер С.Г. обосновала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУУП с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ решением ГУУП было отказано в назначении пенсии. Данный отказ истец считает незаконным, так как ГУУП не включило в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в ПИ.

Истица считает, что данный период должен быть включены в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости. Просит в судебном порядке признать недействительным решения ГУУП от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в ПИ (за исключением периода академического отпуска, предоставленного по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), признать за ней право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Келлер С.Г. пояснила аналогично изложенному выше, свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители ответчика Симикина А.В. и Шицкова Е.А. в судебном заседании иск не признали, пояснив, что решением ГУУП от ДД.ММ.ГГГГ Келлер С.Г. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как ее педагогический стаж на день обращения составил <данные изъяты>, что менее 25 лет. Считают что оснований для включения периода обучения истицы в учебном заведении в действующем законодательстве не предусмотрено, просят в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В соответствии с п.19 ч.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что Келлер С.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> ДС, данный период зачтен ГУУП в специальный педагогический стаж.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Келлер С.Г. обучалась в ПИ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице был предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица продолжила обучение в ПИ. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Келлер С.Г. присвоена квалификация - <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работа в должности <данные изъяты> ЯС. Данный период также зачтен ГУУП в специальный педагогический стаж.

То есть, у истицы как непосредственно перед обучением в ПИ предшествовала, так и непосредственно после его окончания следовала педагогическая деятельность.

Затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> ЯС .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> ЧШ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> ЧШ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа <данные изъяты> в ЧШ.

Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Келлер С.Г., копией диплома об образовании на ее имя и ответчиком не оспаривается, а также справками уточняющими особый характер работы и условий труда Келлер С.Г., имеющимися в пенсионном деле Келлер С.Г.

ДД.ММ.ГГГГ Келлер С.Г. обратилась с заявлением в ГУУП о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением руководителя ГУУП подсчитан педагогический стаж Келлер С.Г., в который включены периоды ее работы в должности <данные изъяты> ДС, следующий после ее обучения в учебном заведении.

Специальный стаж составляет на день обращения <данные изъяты>, однако в данный стаж не был включен оспариваемый истицей период ее обучения.

В соответствии со ст.31 Закона «О трудовых пенсиях» с 1 января 2002г. утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом п.4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002г., учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

При установлении пенсии до 1 января 2002г. применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004г. №2-П выразил правовую позицию, согласно которой положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном порядке, так и календарно.

В период учебы Келлер С.Г. в ПИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» и утвержденное им Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно части 2 указанного Положения в стаж работы учителя и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений закона и позиции Конституционного Суда РФ, Келлер С.Г. имеет право на зачет периода обучения ее в ПИ в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с иными работниками, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В период обучения в ПИ истице предоставлен академический отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по уходу за ребенком. Однако истица Келлер С.Г. требования о включении данного периода в специальный стаж не заявляла, в связи с чем, суд не приводит правовой оценки данному периоду.

При включении периода обучения истицы Келлер С.Г. в специальный педагогический стаж, данный стаж на момент обращения ее с заявлением о назначении пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ будет составлять более 25 лет. Соответственно у Келлер С.Г. возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, исковые требования Келлер С.Г. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Келлер С.Г. удовлетворить.

Обязать ГУУП включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Келлер С.Г., периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - обучение в ПИ.

Признать за Келлер С.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ГУУП назначить Келлер С.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУУП в пользу Келлер С.Г. судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Завьяловский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 22 июля 2011г.

Судья                                                               Белоусов М.Н.