Решение по заявлению об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидатом в депутаты (не вступило в законную силу)



Дело № 2-25/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Завьялово 6 февраля 2012г.

Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,

при секретаре Абт Н.В.,

с участием помощника прокурора Караулова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З.А. об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования <адрес> об отказе в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов,

Установил:

З.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования <адрес> (далее по тексту – избирательная комиссия) об отказе в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 55 минут он как кандидат в депутаты <адрес> собрания депутатов по одномандатному избирательному округу представил в избирательную комиссию подписной лист с 16-ю подписями избирателей. Согласно протокола проверки подписного листа избирательной комиссией, признаны недействительными 2 подписи избирателей. ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия муниципального образования <адрес> вынесла решение об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов.

Заявитель не согласен с решением избирательной комиссии, поскольку для регистрации кандидатом необходимо не менее 10 подписей избирателей, из 16 представленных в комиссию подписей недействительными признано только 2 подписи, 14 подписей достоверны, считает, что данного количества подписей достаточно для регистрации кандидатом в депутаты <адрес> собрания депутатов. Заявитель просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии муниципального образования <адрес> об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов и восстановить нарушенное право на регистрацию кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов.

В судебном заседании З.А. заявленные требования поддержал, пояснив аналогично изложенному выше.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования <адрес> - председатель комиссии Г.Н. возражал по заявленному требованию, считает решение избирательной комиссии законным.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 46 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением.

В силу ст. 260 ГПК РФ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вынесения такого решения.

Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ст.ст..1, 2, 3).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления регулируются Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов. Кодекс имеет прямое действие и применяется на всей территории Алтайского края (ст.1 Кодекса).

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 157 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе муниципального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно п.1 ст.34 ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в порядке самовыдвижения кандидатов. Аналогичное правило закреплено и в ст. 159 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.

Как установлено в судебном заседании, З.А. ДД.ММ.ГГГГ уведомил избирательную комиссию путем подачи заявления о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты <адрес> собрания депутатов, представив, необходимые документы, перечень которых установлен ст. 33 ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также ст. 158 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.

В соответствии с ч.6 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Согласно п. ч.1 ст. 47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, подписи могут собираться только среди избирателей обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

Согласно ст. 48 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы представляет в соответствующую комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов (если в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов осуществлялся сбор подписей), инициативы проведения референдума, отзыва.

В соответствии со ст. 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, муниципального списка кандидатов, выдвижения инициативы проведения референдума, отзыва требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса, а также достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, в течение 10 дней после приема документов, представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.

Комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии,

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Основанием для признания подписей недействительными признается в соответствии с п.2 ч.3 ст. 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

В соответствии с п.7 ст.49 указанного Кодекса, если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и статьей 50 настоящего Кодекса, комиссия прекращает дальнейшую проверку подписных листов и отказывает в регистрации кандидата.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ З.А. в избирательную комиссию представлен подписной лист с шестнадцатью подписями избирателей.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой избирательной комиссии проведена проверка 100% представленных подписей в соответствии с п.3 ч.1 ст. 50 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, на предмет соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах представленных Зыряновым А.Ю.

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол проверки и ведомость проверки подписных листов, согласно которым признаны недействительными 2 (две) подписи избирателей, что составляет 12,5% от 16 представленных подписей. Основанием признания подписей избирателей недействительными, указан подпункт 2 пункта 3 ст. 51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, то есть две подписи избирателей собраны З.А. в другом избирательном округе.

Заявитель З.А. согласен с тем фактом, что 2 подписи являются недействительными, так как он собрал их в другом избирательном округе.

На основании выявленного в ходе проверки подписного листа нарушения, избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе З.А. в регистрации кандидатом в депутаты в <адрес> районное собрание депутатов по одномандатному избирательному округу , выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение от ДД.ММ.ГГГГ принятое избирательной комиссией об отказе З.А. в регистрации кандидатом в депутаты в <адрес> районное собрание депутатов, является законным. Каких либо нарушений при принятии данного решения суд не усматривает.

Доводы З.А. о том, что признание недействительными двух подписей избирателей не является основанием для отказа в регистрации, поскольку действительными являются 14 подписей избирателей, а для регистрации кандидата необходимо представить не менее 10 подписей избирателей - не могут быть приняты во внимание, поскольку п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 52 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов предусматривают самостоятельные основания для отказа в регистрации кандидата.

Заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты именно по тому основанию, что установлено наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен. Данные подписи собраны З.А. у избирателей, не обладающих активным избирательным правом в избирательном округе от которого выдвинут З.А. Данные подписи избирателей ( ФИО1 и ФИО2) признаны избирательной комиссией недействительными.

Пункт «д» ч.24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который гласит, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата, является иным основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку недостоверными и (или) недействительными подписи избирателей могут быть признаны по различным основаниям предусмотренным законом.

Ссылка избирательной комиссии на указанную выше норму закона не влияет по существу на правильность принятого решения.

Кроме того, в силу п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Однако, каких либо нарушений требований Федерального законна «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов при принятии оспариваемого Зыряновым А.Ю. решения избирательной комиссии не установлено.

Согласно ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований З.А. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе З.А. в регистрации кандидатом в депутаты в <адрес> районное собрание депутатов по одномандатному избирательному округу , выдвинутым в порядке самовыдвижения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления З.А. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе З.А. в регистрации кандидатом в депутаты <адрес> районного собрания депутатов по одномандатному избирательному округу , выдвинутым в порядке самовыдвижения - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение 5 (пяти) дней со дня его принятия, путем подачи жалобы через Завьяловский районный суд.

Судья М.Н. Белоусов